К педагогам онлайн-школ могут начать предъявлять такие же требования, как к школьным учителям и вузовским преподавателям, — о наличии образования, опыта, отсутствии судимости и профессиональных заболеваний. Бизнес-тренерам в рекламе их услуг запретят гарантировать клиентам увеличение дохода, а просветителей хотят выделить в отдельную профессиональную группу и сертифицировать их деятельность. «Парламентская газета» ознакомилась с прорабатываемыми инициативами относительно онлайн-образования.
Образование — не просвещение
Доходы образовательных онлайн-платформ год от года растут. За второй квартал 2024 года электронные школы в России заработали 32 миллиарда рублей, что на 22 процента больше, чем за такой же период прошлого года, подсчитали аналитики SmartRanking. Всевозможных курсов, программ и отдельных онлайн-педагогов становится все больше, тогда как, по данным кабмина на конец 2023 года, в России не хватает 11 тысяч учителей.
Онлайн-обучение позволяет людям экономить время и деньги, а экономике получать готовых специалистов, минуя государственную систему образования, но только если человек получил действительно качественные знания и навыки, к чему нередко возникают вопросы, сказал член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин на круглом столе в палате регионов 24 октября. Законодательное регулирование сферы, по его мнению, назрело, но оно не должно затормозить развитие этого сегмента.
Парламентарии и эксперты, по словам сенатора, обсуждают, как разделить профессиональные образовательные и просветительские информационные продукты. Критерии тех и других могли бы выработать члены саморегулируемой организации (СРО) онлайн-школ, создание которой также прорабатывают, добавил Шейкин.
Кроме того, для просветителей нужен отдельный пункт в классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), чтобы их не путали с учителями. Наконец, необходимо ввести дисклеймер, то есть ограничение ответственности в виде информационного сообщения в рекламе просветительских услуг.
Знак качества педагога
В 2021 году по инициативе сенаторов и депутатов в закон об образовании внесли понятие просветительской деятельности, а спустя год кабмин утвердил правила ее осуществления. Правда, и определения, и критерии оказались настолько широкими, что под просвещение можно подвести любую информационную работу — хоть трансляцию совещания в Совфеде, отметила вице-президент Ассоциации развития онлайн-образования Вероника Яковлева.
Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию, поэтому и крупные онлайн-школы, и индивидуальные предприниматели, которые работают в белую, оформляют этот документ, подтвердила Яковлева. При этом, по ее словам, требования к нему весьма формальные, и при наличии хорошего юриста, получить лицензию можно примерно на любой курс.
«Мы предлагаем определить на примерах, что такое просвещение, а ввести для таких специалистов вместо лицензирования добровольную сертификацию, которая бы стала своеобразным знаком качества курса или педагога, — сказала Вероника Яковлева. — Сертификацию мог бы осуществлять Рособрнадзор, экспертные советы и вузы по тематике курса».
Более строго подойти к онлайн-педагогам считают необходимым в Торгово-промышленной палате РФ, эксперт которой Юлия Приходина предложила на законодательном уровне сформировать механизм допуска человека к просветительской деятельности. В качестве обязательных требований она считает необходимым закрепить требование к образованию, профессиональному опыту и репутации соискателя. «Речь идет об отсутствие судимости и профессиональных заболеваний по аналогии с требованиями к педагогам, — сказала Приходина. — Необходима разумная отчетность субъектов просветительской деятельности и ответственность в случае нарушений».
Массажисту диплом не нужен?
Выслушали в Совфеде и представителей онлайн-школ. Они готовы вступить в СРО, ждут ОКВЭД и согласны размещать дисклеймер. Последний поможет привлекать еще больше клиентов, считает гендиректор одной из образовательных платформ Сергей Михайлов:
«На сайте частных объявлений есть пометка «проверенный продавец» — нам тоже нужно ввести значок «проверенная школа». А что касается бизнес-тренеров, то мы предложили текст надписи, информирующий, что курс «не гарантирует увеличение заработка или получение дохода непосредственно в результате участия в просветительской деятельности».
Отдельно обсудили медицинские онлайн-курсы. Они возможны, только если речь не идет о профессиональном лечении, считает член экспертной группы ассоциации развития онлайн-образования «Общественное здоровье» Руслан Масгутов. «Если человек рассказывает о правильном питании, массаже, мануальных практиках, то требование о наличии у него медицинского образования можно исключить, — сказал он. — При этом мы считаем обязательной сертификацию парамедицинских программ с обучением в течение минимум 576 часов».
В Минпросвещения отметили, что не стремятся зарегулировать рынок онлайн-образования, а пристальное внимание уделяют лишь контролю за программами для школьников. Замглавы ведомства Андрей Корнеев пообещал проанализировать все поступившие предложения, а также напомнил, что при рассмотрении законопроекта о просветительской деятельности те, кто ее осуществляет, просили не загонять их в жесткие рамки.
Источник: Парламентская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.