Цифровые инструменты в воспитательном процессе: в чем риски и возможности?

17.10.2024 116

14 октября в Общественной палате РФ состоялась панельная дискуссия на тему «Воспитание в цифровой среде: вызовы, стратегия, перспективы» — заключительное мероприятие всероссийского форума «Сквозные образовательные технологии», финал которого проходил 12–14 октября в Москве.

Обсудить, могут ли цифровые технологии стать конструктивной частью воспитательного процесса или их влияние на детей и молодежь надо ограничить, предложила участникам дискуссии модератор площадки президент СОНО «Обрсоюз» Наталья Шадрина.

Фото - oprf.ru

«С одной стороны, массовая доступность информации, использование информационных помощников, таких как искусственный интеллект, является неотъемлемой частью нашей жизни, с другой — дети часто стремятся компенсировать недостатки реальной жизни, погружаясь в “идеальный” мир интернета, что может привести к зависимости от виртуального пространства», — пояснила она.

Важную роль цифровые инструменты играют в жизни студотрядов, отметил член Комиссии ОП РФ по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов, руководитель центрального штаба Российских студотрядов Дмитрий Парамонов. Только в этом году, рассказал он, было трудоустроено около 300 тысяч ребят по самым разным направлениям. В том числе участники студотрядов проходят обучение по разным цифровым компетенциям и трудоустраиваются в такие компании, как «Ростелеком», VK Tech и другие. Кроме того, в цифру переформатируются и сами обучающие блоки — этот процесс был запущен в пандемию и оказался очень удобен, т. к. позволяет контролировать результативность на всем протяжении обучения, заметил Дмитрий Парамонов.

Важный принцип Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» — строить вместе с детьми, заметила заместитель председателя правления движения Соня Погосян. Она рассказала о новом цифровом помощнике движения — пилотном проекте информационной поддержки «Поговорим?», который пользуется большой популярностью как у детей, так и у педагогов и родителей. Среди наиболее волнующих ребят вопросов — одиночество, отношения с педагогами, родителями, а также травля в школе.

«Присутствие движения в цифровой среде огромное. Мы присутствуем, мы стараемся создать безопасное цифровое пространство. Важно вовлечь ребят в позитив в противовес деструктивным течениям и влияниям. Именно на это нацелены наши программы “Безопасность в движении” — речь идет о безопасности в быту, в повседневной жизни, психологической безопасности, кибербезопасности», — подчеркнула Соня Погосян.

Безопасность не только в том, чтобы найти источник угроз и нивелировать их, но и в том, чтобы ребенок пришел, когда ему есть о чем задуматься, считает директор школы «Летово» Михаил Мокринский: «Взаимодействие с ребенком — минимальное, что может сделать школа, учитель, чтобы социальная реальность детей оставалась открытой».

Эксперт отметил, что от цифровой среды сегодня никуда не деться, важно, чтобы ребенок, активно пользующийся инструментами, которые она ему предлагает, научился видеть социальную реальность и свое место в ней. Помочь ему с этим — задача взрослого.

Ежегодно около 4,5 миллиона детей в возрасте от семи до 18 лет сталкиваются с попытками вовлечения их в деструктивное поведение, привела данные статистики заместитель президента Российской академии образования Жанна Садовникова. Эксперт также отметила рост зависимости детей и подростков от соцсетей. Решать проблему нужно не запретами, а управляя процессом, заявила она.

«В любой образовательной организации есть программа профилактики, которая, на мой взгляд, должна включать отдельное направление, связанное с профилактикой деструктивного влияния соцсетей, а перед управленческой командой и педагогическими работниками должны быть поставлены четкие задачи. Хороший результат дает информирование, просветительская работа. Сосредоточиться нужно на раннем выявлении. Это большая работа классных руководителей — знать, что происходит с ребенком сейчас и сегодня. Нужно максимально вовлекать самого ребенка в работу в рамках урочной и внеурочной деятельности. А защитить педагогов поможет нормативно-правовое регулирование внутри школы», — поделилась Жанна Садовникова.

Развивать цифровые компетенции педагога, призвал президент ООО «Корпорация 1T» Иван Тугой. По его мнению, главная задача IT-специалистов — разработать инструменты, которые помогут развить эти компетенции.

«Хотелось бы сделать адресную и эффективную систему поддержки учителя, где он мог бы найти ответы на вопросы и научился ориентироваться в большом количестве инструментов», — подчеркнул он.

Какие инструменты нужны взрослому, чтобы ребенок научился думать и анализировать, рассказала залуженный профессор Высшей школы экономики Ирина Абанкина. По ее мнению, ключевую роль здесь играет творческий характер педагогической деятельности: «Мы везде поможем и поддержим, но каждый из нас может совершить этот акт творчества и в этом самое главное счастье для человека. Важно сотворить что-то общее».

Мероприятие завершилось торжественной церемонией награждения победителей всероссийского конкурса грантовых проектов в сфере образования «Сквозные образовательные траектории (СОТ)», проводимого Обрсоюзом.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*