1 октября в Общественной палате РФ прошел круглый стол «Образование и наука в различных секторах здравоохранения как основные драйверы развития отрасли». Встреча состоялась по инициативе Комиссии ОП РФ по здравоохранению и Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения (НАУЗ).
Важность развития компетенций и управленческого потенциала профессионального сообщества в сфере здравоохранения отметил, открывая встречу, член Комиссии ОП РФ по здравоохранению, председатель НАУЗ Муслим Муслимов. Он также напомнил, что ключевая задача — выстраивание человекоцентричной модели здравоохранения, и предложил обсудить действенные механизмы и инструменты, помогающие ее реализовать.
Образование и наука — две основные отрасли в медицине, совершенствование которых позволит воспитать более квалифицированных специалистов, создать современную медицинскую аппаратуру, новые медикаменты и многое другое, убежден председатель комитета по науке НАУЗ Илья Дмитриев. Без этого невозможно достичь глобальной цели по значительному улучшению здоровья жителей России, убежден он.

Фото - oprf.ru
«Хороший врач всегда исследователь — исследователь если не в лаборатории, то у постели больного», — с этого высказывания русского терапевта и общественного деятеля Вячеслава Манассеина начал свое выступление проректор по научной работе и инновациям РМАНПО Минздрава России Карин Мирзаев. По его мнению, врач должен заниматься научной деятельностью, чтобы уметь оценивать качество и достоверность научных результатов, а также практически анализировать научную литературу в сложных нестандартных клинических случаях. Важная роль в стимулировании врача к научной деятельности принадлежит как государству, которое создает возможности для привлечения молодых врачей в науку, так и работодателю, создающему на рабочем месте условия для занятий наукой, отметил эксперт. Он выступил за усиление системы мотивации и поддержки врачей-ученых.
Разграничивать обучение, подготовку врача и развитие у него научных навыков призвал профессор кафедры трансплантологии, нефрологии и искусственных органов МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского Алексей Зулькарнаев. По его мнению, врач не должен, но может заниматься наукой при условии должной подготовки, развития навыков и соответствующего обеспечения. Гораздо важнее, считает эксперт, чтобы врач умел пользоваться данными доказательной медицины и на постоянной основе следил за научными исследованиями в области своей специализации.
Ситуацию с кадровым обеспечением науки и образования в здравоохранении обрисовал директор Центра развития здравоохранения МГУУ правительства Москвы Константин Царанов. Он обратил внимание на дефицит молодых медицинских, научных и педагогических кадров, текучку персонала и недостаточность мер, принимаемых для решения проблемы. По данным исследования рекрутинговой компании Hays, сообщил эксперт, в России среди самых распространенных причин увольнения молодые медицинские специалисты называют некомпетентность и неэффективность управленческой команды, недружелюбную корпоративную культуру, конфликты с коллегами, личность руководителя и другое.
Как же помочь молодым специалистам-студентам выбрать науку и образование для своего профессионального развития, задается вопросом эксперт.
«На мой взгляд, ответ комплексный. Он должен включать как финансовые меры (повышение заработной платы, выделение земли и т. д.), так и административные (целевой набор студентов-медиков, снижение требований к допуску и т. д.). Но ключевой момент — это трансформация мировоззрения руководителей и широкое применение социо-психологических технологий управления, т. е. тонких настроек управления научной и образовательной деятельностью в здравоохранении», — заявил Константин Царанов.
Расширить взаимодействие с государственными и общественными организациями РФ для популяризации научных деятелей среди молодых ученых-медиков предлагает замдиректора Всероссийского научно-исследовательского институт фитопатологии, зампредседателя Совета молодых ученых РАН Дмитрий Демин. Это взаимодействие, по его мнению, может развиваться по линии грантовой поддержки, международной деятельности, экспертной поддержки и т. д.
Продолжая дискуссию, председатель комитета по медицинскому образованию НАУЗ, директор Высшей медицинской школы Виталина Левашова отметила, что к вопросам образования и дополнительной профподготовки медицинских специалистов любого уровня нужно подходить системно.
«Образование — это как минимум гигиена того, что мы должны обеспечить в медицине», — подчеркнула она.
По мнению заведующего кафедрой и директора клиники эндокринологии МГМУ имени И.М. Сеченова Валентина Фадеева, медицинское образование принципиально отличается от любых других и требует специального регулирования, а основной задачей медицинских вузов является подготовка квалифицированных врачей-клиницистов. Среди проблем подготовки медицинских кадров на современном этапе эксперт назвал недостаточную практику, подготовку к экзаменам путем заучивания ответов к тестам, отсутствие у студентов-медиков коммуникационных навыков, дистанционные лекции и занятия и т. д. Он выступил против непрерывного увеличения числа студентов-медиков — по его мнению, массовая штамповка низкоквалифицированных «носителей врачебных дипломов» не решает проблему кадрового дефицита. Кроме того, эксперт предложил выделить медицинское образование в отдельную стратегическую сферу, ограничить коммерческий набор студентов-медиков, реорганизовать программы обучения под реальные нужды подготовки врача-клинициста.
В ходе дискуссии также прозвучали предложения по актуализации программ повышения квалификации медицинских специалистов, усилении практической направленности в медицинском образовании, более широком использовании дистанционных и телекоммуникационных образовательных технологий. Эксперты подчеркнули роль работодателя в формировании образовательной траектории медицинских работников и отметили, что дополнительное профобразование должно быть непрерывным и включать в себя элементы научной работы.
Источник: Пресс-служба ОП РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.