Рассказывают об инновационном центре для профориентации школьников и адаптации абитуриентов сотрудники РНИМУ им. Н.И. Пирогова:
Павел Алексеевич Лопанчук — директор МАСЦ, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней педиатрического факультета, исполняющий обязанности директора Института анатомии и морфологии имени академика Ю.М. Лопухина.
Александр Владимирович Гущин — заместитель директора МАСЦ, руководитель Методического аккредитационно-симуляционного центра, кандидат медицинских наук.
Екатерина Викторовна Корнеева — заместитель директора МАСЦ, руководитель Федерального аккредитационного центра, кандидат медицинских наук.
Михаил Владимирович Ануров — заместитель директора МАСЦ, заведующий отделом экспериментальной хирургии НИИ клинической хирургии, исполняющий обязанности руководителя Учебного центра инновационных медицинских технологий, ответственный за научную работу учебно-методического отдела МАСЦ, доктор медицинских наук.
Евгения Андреевна Мишуринская — руководитель Центра анатомического и симуляционного моделирования, куратор проектов AnatStudium Class и Sim Class.
Для того чтобы попасть в Мультипрофильный симуляционно-аккредитационный центр (МАСЦ) Университета, необходимо спуститься на цокольный этаж, пройти через студенческую столовую и нажать на кнопку звонка. Вежливый женский голос спросит вас: «К кому вы?» Внутри, в светлом коридоре, вас попросят надеть одноразовый медицинский халат, бахилы, шапочку и маску.
В глубине расположены учебные аудитории: небольшое лекционное помещение, зал с эндоскопическими и лапароскопическими тренажерами, комната с медицинскими манекенами для акушеров-гинекологов, реаниматологов и хирургов, рентгеновским аппаратом и аппаратом УЗИ.
В конце коридора, на соседних стенах, два изображения, реконструирующих классическую живопись через призму новых технологий в медицине. На одном из них красуется аллюзия на «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи. «Квадратный человек» МАСЦ — пациент робот-ассистированной хирургической системы Da Vinci. Надпись сверху: «Vita brevis ars longa» («Жизнь коротка, наука длинна») — крылатое выражение, которое принадлежит Гиппократу. Рядом с ней знаменитый фрагмент касания рук с фрески Микеланджело «Сотворение Адама». Одна из них — роботизированная конечность андроида. И подпись: «Est finis est locus» («Есть цель — есть место»).
Здесь проходят занятия у школьников, студентов, аспирантов и ординаторов. Также в МАСЦ получают аккредитацию выпускники и действующие врачи.
Технологии должны быть доступны всем: история МАСЦ
Сейчас трудно представить, что когда-то МАСЦ не существовал. В 2011 году в РНИМУ им. Н.И. Пирогова был создан Учебный центр инновационных медицинских технологий (УЦИМТ). В то время в нем проходили постдипломное обучение врачи хирургических специальностей. Еще тогда Центр был оснащен компьютерными симуляторами различных классов, коробочными тренажерами и манекенами для симуляционного обучения.
В 2012 году в УЦИМТ не стали ограничиваться исключительно обучением выпускников хирургических специальностей. Было принято решение: возможности технологий должны быть доступны студентам. Так возникла научно-практическая секция «Эндохирургия» Студенческого научного общества, а на занятиях появились студенты всех курсов. Ступенчатое обучение, состоящее как из теории, так и из практических занятий, нацеленное на обучающихся, желающих стать специалистами самого широкого профиля. Секция существует до сих пор.
В 2017 году на базе УЦИМТ появился Центр аккредитации специалистов, в его задачи вошли проведение экзаменов для специалитета и аккредитация специалистов разного профиля, окончивших ординатуру. Позднее, в 2023 году, тут стали заниматься и периодической аккредитацией, которую специалисты должны проходить каждые пять лет.
За год до этого, зимой 2022-го, Центр получил свое современное название — Мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр. В его состав вошли четыре подразделения: Методический аккредитационно-симуляционный центр, Федеральный аккредитационный центр, Учебный центр инновационных медицинских технологий, Центр симуляционного и анатомического моделирования.
С февраля 2023 года МАСЦ вместе с тремя кафедрами анатомического профиля (кафедрой анатомии человека лечебного факультета, кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии педиатрического факультета и кафедрой морфологии медикобиологического факультета) вошел в Институт анатомии и морфологии имени академика Ю.М. Лопухина. Создание Института связано с реализацией программы развития РНИМУ им. Н.И. Пирогова «Приоритет 2030», которая ориентирована на целенаправленное объединение образования, науки и практики.
Практика в медицине со школьной скамьи
Если заглянуть в учебную аудиторию во время каникул, можно застать за занятиями учеников «Школы юного хирурга» (ШЮХ). Это обучающий проект для школьников 7–11-х классов, представляющий собой интерактивную площадку для погружения в медицину. В процессе обучения ребята получают навыки практической работы на диагностическом и хирургическом оборудовании, знакомятся с реализацией инновационных инженерных решений в медицинской технике, получают знания о работе врача: хирурга, диагноста, исследователя.
Алла Владимировна Стрижебок, начальник отдела специальных проектов Управления по работе с абитуриентами, рассказала, что уже более 40 лет Университет работает с московскими школьниками. В 2014 году в рамках сотрудничества РНИМУ им. Н.И. Пирогова с Департаментом образования и науки города Москвы начались занятия по дополнительным общеразвивающим и предпрофессиональным программам со столичными учащимися. Накопленный опыт работы и инициатива сотрудников, поддержанная руководством Университета, позволили в летние каникулы 2017 года открыть «Школу юного хирурга». На сегодняшний день в рамках этого проекта 50 разных программ обучения. Среди них «Первый шаг в хирургию», «Специальности востребованного круга», «Специальности не для слабонервных», «Перспективные медико-биологические и медицинские специальности» и другие. С 2017 по 2022 год в ШЮХ прошли обучение 12 857 человек.
С первого дня работы по настоящее время «Школа юного хирурга» рассматривается как площадка погружения в атмосферу практических врачебных навыков и знакомства с медициной через овладение ими. «Знания школьники получают непрерывно. Дело в том, что все знания имеют смысл исключительно в координации с практикой. В настоящее время объемы информации, в которые погружается сознание человека, просто гигантские. Однако рассогласованность между объемами теории и практики негативно влияет на процесс обучения, фактически тормозит его и обесценивает теоретические знания. В “Школе юного хирурга” учащиеся овладевают навыками применения теоретических знаний в конкретной практике. Знать — не тождественно уметь», — подчеркнула Алла Владимировна Стрижебок.
ШЮХ — это школа, которая позволяет учащимся не только получать теоретические знания через практику, но, самое главное, «осваивать» собственную личность. Наши преподаватели видят свою задачу в том, чтобы открыть школьникам их самих: качества, особенности мировосприятия, потенциалы. Шприц или ножницы, игла или скальпель в руках профессионала по-другому показывают перспективы будущего.
В «Школе юного хирурга» не просто учат совершать ту или иную последовательность действий, а дают возможность вместе с преподавателями проживать множество сценариев и сюжетов медицинской практики. Преподаватели — практикующие врачи, полностью вовлеченные в совместные действия со школьником.
Погружение в занятия
В помещении первой операционной светло и прохладно. Начинается занятие. Ученики «Школы юного хирурга» стоят у столов с хирургическими инструментами. Напротив каждого — губка и два силиконовых тренажера: имитирующий кожу и ткани тела человека и предназначенный для шитья красный коврик с замысловатыми объемными фигурами.
«Сейчас мы очень интенсивно проведем эти полтора часа. Научимся шить, но так, чтобы вы были достойны нашей всемирно известной школы — Пироговской. Николай Пирогов, знаете, кто такой?» — интересуется Александр Владимирович Гущин у учеников. Все кивают. Он продолжает: «Вы пришли в Университет, который носит имя Николая Ивановича Пирогова. Величайшего хирурга, экспериментатора и медика, известного во всем мире. Если вы через полтора часа выйдете отсюда с какими-то навыками и умениями, то будете представителями Пироговской школы. Как думаете, каким ее поколением станете вы? Я являюсь шестым поколением, а значит, вы выйдете отсюда седьмым».
После этого небольшого вступления начинается само занятие. «Сейчас перед нами малый хирургический набор. Он малый, но его присутствие обязательно при каждой операции. И не только хирурги, все врачи обязаны владеть навыками, которые отрабатываются на нем. Даже психиатры!» — рассказывает Александр Владимирович Гущин.
После он объясняет, что держать скальпель можно по-разному: как письменную принадлежность, столовый и кухонный ножи. Рассказывает о технике безопасности: «Скальпель — это самый острый предмет на земле. Настолько острый и тонкий, что вы не ощутите разреза, но можете лишить себя пальцев. Открывая его, вы должны убедиться, что чувствуете себя хорошо. Так вот, когда мы режем, он должен “убегать” от руки». Того из учеников, кто будет орудовать инструментом, нарушая это правило, преподаватель грозится удалить с занятий: «Ваша безопасность, ваше здоровье важнее всего, даже вашего образования». Все кивают, обозначая, что правила понятны и они готовы переходить к практике.
Александр Владимирович дает команду начинать, и все 14 учеников берут в руки скальпели и склоняются над столом. В помещении тихо, все молчат, сосредоточенно выполняя движение инструментом в положении писчего пера. Преподаватель подходит к каждому, смотрит, верно ли осуществляется манипуляция и соблюдается ли техника безопасности. Тем, кто справился, сообщают, что они сдали аттестацию.
После скальпелей в ход идут специальные инструменты, похожие на вилку с загнутыми зубчиками. Ими ученики раздвигают края разреза, который сами же только что сделали на силиконовых тренажерах. Следующие на очереди — пинцеты. Преподаватель объясняет, что они бывают разные — анатомические и хирургические: «Анатомическим можно взять структуры и показать, а хирургическим нельзя прикасаться к тонким тканям, не повредив нежную кишку или сосуд». Далее преподаватель рассказывает, как держать пинцет (так, чтобы место соединения его половинок было свободно), и просит тренироваться дома на бисере, ведь через несколько занятий ребят ждет учебная операция. Услышав об этом, ученики начинают шептаться и спрашивать друг у друга: «Ты знаешь, что будет на операции? Нам же не дадут живого человека?»
Последними на этом занятии ребята берут в руки кровоостанавливающий зажим и иглодержатель. Преподаватель объясняет: «Игла как луна. Должна войти в ткань и выйти. Нужно захватить ее держателем по правилу третей: две трети этой “луны” должны быть острые, одна треть — с ушком. Острие должно смотреть в потолок». Шить при этом можно как от себя, так и на себя. Все, сначала неловко, а потом увереннее, берут иглу и совершают движения к себе и от себя. Александр Владимирович в шутку делит учеников на «рабочих», тех кто шьет к себе, и «аристократов», тех, кто шьет от себя, проводя аналогию с поеданием супа. Занятие заканчивается.
После 13:00 в «Школе юного хирурга» обед. На просьбу поделиться впечатлениями откликнулась ученица 11-го класса Алена Смолькова, которая проходит обучение по программе «Перспективные медико-биологические и медицинские специальности», где изучают микробиологию, вирусологию, иммунологию, аллергологию, генетику, молекулярную биологию, онкологию и гематологию. «Когда я собиралась учиться в “Школе юного хирурга”, думала, что тут будут очень серьезные учителя, с которыми будет сложно работать. Когда я пришла на занятия, была приятно удивлена, что преподаватели готовы контактировать и объяснять. Каждый учитель, с которым я поработала, говорил: “Вы можете задавать мне любые вопросы. Даже если вы думаете, что они глупые, то вам кажется. Это не так”. Это важно и очень располагает к себе. На занятиях я слушаю, бывает, что-то не понимаю, но с учителем есть контакт: и зрительный, и в общении. Это очень круто, мне все понравилось», — поделилась Алена. Она также рассказала о том, что на занятиях не только классические теория и практика, но и необычные образовательные методики. «На одном из уроков у нас было совмещение науки с творчеством: рисовали клетки, лепили из пластилина молекулы ДНК. Разгрузочная обстановка, в целом атмосфера на всех уроках очень комфортная», — поделилась Алена Смолькова.
Занятия в «Школе юного хирурга» — это возможность профессиональной пробы, которая позволяет будущим абитуриентам понять, хотят ли они связать свою жизнь с медициной или будут искать свое призвание на другом поприще. На вопрос, не передумала ли ученица поступать в Университет, Алена Смолькова уверенно ответила: «Еще больше захотелось! Я пришла на эту программу, понимая, что буду поступать в медицинский, но пока не совсем представляю, что и как. Я знаю биологию, она мне нравится, но всетаки присутствует мысль: “Вдруг это мне не подходит?” А сюда я пришла, поработала на занятиях, послушала об иммунологии, аллергологии, цитологии, все было более углубленно, и поняла, что я все больше и больше хочу заниматься медициной и мне это подходит».
Миссия преподавателей МАСЦ
На стене МАСЦ можно прочитать лозунг: «Есть цель — есть место». Александр Владимирович Гущин, заместитель директора МАСЦ, врач-хирург, кандидат медицинских наук, объяснил: «Если у учащегося есть цель что-то освоить, повысить свой профессионализм, мотивацию, определиться с чем-то, это касается прежде всего студентов, никто здесь в этом не откажет. Все готовы принять самое активное участие в обучении.
Что касается школьников, миссия Центра — помочь определиться с будущей профессией, получить определенную мотивацию. Классически школьники ориентируются либо на семью, либо на литературные и кинематографические произведения. Думают примерно так: “Престижная специальность, в последние годы неплохая зарплата. Почему бы и нет?” Это так себе мотивация. Тех людей, которые, насмотревшись кинофильмов, хотят стать судебно-медицинскими экспертами и нейрохирургами, не зная всех трудностей профессии, порой в последующем ожидает разочарование. Это прежде всего сложное обучение, и такая мотивация в нем неконкурентоспособна. Те, кто с ней пришел в медицинский университет, не выдержат такого учебного процесса. Когда школьники видят работу нейрохирурга, насколько она кропотлива, как увлекательна, это другое дело.
И они смотрят, некоторые даже отказываются. Говорят: “Я думал, что стану судебно- медицинским экспертом, но это так страшно! И всю жизнь таким заниматься я не хочу!” И это положительный момент. Потому что иначе бы человек поступил, а потом ушел из профессии. А в итоге — зря потраченные молодые годы.
Все наши преподаватели — люди увлеченные, влюбленные в свою профессию. И это я считаю самым главным. Продемонстрировать в первую очередь людей, состоявшихся в своей профессии, чтобы был живой пример. Не из книг и фильмов, а из жизни: хирург приехал из госпиталя в Коммунарке, где спасал жизни людей, или анестезиолог-реаниматолог, только что вернувшийся с дежурства на скорой помощи.
Мы стараемся прежде всего продемонстрировать свою работу, работу специалистов различного профиля. То, насколько мы влюблены в эту профессию. Мы школьникам говорим, что по сути медицина — не профессия. Это жизнь. Потому что если инженер имеет часы работы, отпускные дни, то наш мозг настроен на то, что мы — врачи, даже когда дома или в отпуске. Мы не отрываемся от своих пациентов и обдумывания медицинских действий. Это жизнь, и к ней нужно быть готовым. Заранее знать о том, какие трудности и радости приносит наша профессия».
Кого и чему учат в МАСЦ
Сейчас в МАСЦ проходит обучение по образовательным программам для школьников и проводятся курсы для состоявшихся практикующих врачей.
Школьники занимаются по программам Центра технологической поддержки образования, посещают мастер-классы «Ступени» для учащихся 5–8-х классов, «Школу юного хирурга» для тех, кто учится в 7–11-х классах. Кроме того, сотрудники МАСЦ принимают участие в организации «Университетских суббот» с 2014 года.
Студенты, которые имеют возможность участвовать в работе Центра в рамках научно-практической секции «Эндохирургия» и деятельности различных кружков, посещают занятия в МАСЦ по заявкам. Обучающиеся, изучающие дерматовенерологию, общую хирургию, топографическую анатомию, оперативную хирургию и другие дисциплины, также занимаются в МАСЦ.
Проходят обучение в Мультипрофильном акредитационно-симуляционном центре ординаторы и аспиранты различных кафедр, прежде всего хирургического профиля, а также ординаторы, учащиеся по программам ультразвуковой диагностики, терапии и педиатрии.
Обучаются в МАСЦ в рамках самых различных курсов практикующие врачи до конца своей профессиональной деятельности. Центр занимается проведением анатомических диссекционных курсов для пластических хирургов, косметологов, травматологов, ортопедов, акушеров-гинекологов и врачей других профилей и специализаций.
ругих профилей и специализаций. На большой доске в глубине помещения можно увидеть отзывы, пожелания и послания от тех, кто был в МАСЦ. Есть обращения на русском и английском языках, записи, сделанные иероглифами, сообщения от посетителей из Казахстана, Беларуси и других стран. Среди них: «Желаем здоровья и процветания! С благодарностью, 1-я группа курсантов Казахстана», «Всего самого лучшего, успехов и побольше адекватных людей рядом», «Желаю преподавателям здоровья, счастья и благополучия. Курсантам — профессионализма и роста. Всем радости в работе!», «Только процветать…», «Дорогой УЦИМТ, желаю движения вперед, вверх, вширь…», «I'm proud of being a member of ISARS and joining this wonderful meeting», «Прекрасные знания, и только это дает уверенность в работе», «Пластическая хирургия — искусство в обличии красоты», «Замечательный центр для реализации самых амбициозных целей! Удачи и процветания! Всегда рад новым встречам с вами! Новых побед!», «Ангелы, несущие свет знаний!»
Источник: Пресс-служба РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.