Развитие государственно-общественного управления в контексте укрепления суверенной отечественной системы образования до 2030 года. Движение в будущее

26.09.2024 75

Автор Алфёров Андрей Николаевич президент Национальной Ассоциации взаимодействия Управляющих советов образовательных организаций, член Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации.

Президент России Владимир Путин 29 февраля 2024 года огласил послание Федеральному собранию Российской Федерации. В своей речи глава государства обозначил курс развития страны на следующие шесть лет, уделив в этом контексте особое внимание культурно-образовательной сфере. Фундаментальная цель, поставленная Президентом — обеспечить тесную взаимосвязь всех ступеней системы образования и нацелить её на подготовку востребованных специалистов.

Сегодня важно понимать, что основой современной государственной образовательной политики является сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели открытости в системе образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Активными субъектами государственной образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Государственно-общественный характер взаимоотношений означает активизацию общественного участия в управленческой деятельности образовательных организаций, тем самым общественность получает представительство в органах управления образованием, поэтому должны создаваться общественные органы управления во всех образовательных организациях России.

Министр Просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов от 02.09.2024г. отметил, что «к сфере образования в России сегодня приковано самое серьезное внимание. Приоритетом нашей работы остается укрепление суверенитета системы образования, и сегодня я могу уверенно сказать: она универсальна и конкурентоспособна. Все изменения – результат комплексной работы, участие в которой принимают региональные власти, педагогическое и родительское сообщества».

Родители и педагоги – это две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, и роль этих сил невозможно преувеличить. Миссия современной школы состоит в том, чтобы быть открытой для сотрудничества и взаимодействия не только для детей, но и для родителей. Родители всегда были участниками образовательных отношений, имея легитимное право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации, согласно, ст. 44 Закона № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ». Не случайно одной из самых эффективных форм общественного управления считается модель - управляющий совет образовательной организации, которая призвана решать в первую очередь задачи стратегического управления образовательной организации. Управляющий совет образовательной организации является частью системы общественного управления образовательной организации (разной организационно-правовой формы), которая включает в себя представителей ученического самоуправления, профсоюзного комитета, педагогического совета, родительской общественности, представителя учредителя, управленческой команды образовательной организации и кооптированных членов. В методических рекомендациях по формированию и развитию управляющих советов в образовательных организациях России от 27.04.2024 № 03-653 Минпросвещения России – к целям деятельности управляющих советов так же отнесено – контроль мероприятий по снижению бюрократической нагрузки в образовательной организации, что безусловно, будет способствовать повышению эффективности и прозрачности системы образования в целом, как дополнительное пространство для дебюрократизации. Участие членов управляющих советов в подготовке и проведении внеурочных занятий «Разговоры о важном» и «Разговоры о важном для взрослых», взаимодействие членов управляющих советов с общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение Первых» (РДДМ «Движение Первых») и т.д.

Осмысливая всю значимость поставленных государством задач в сфере образования, мы понимаем, что современный этап развития отечественной системы образования характеризуется устремлениями к необходимым изменениям, происходящими под воздействием внешних и внутренних факторов. Таким образом, суверенная отечественная система образования должна выступить гарантом стабильности государственной системы России, тем самым выполняя самую важную и ответственную государственно--социальную функцию. При этом роль суверенной отечественной системы образования должна представлять собой устойчивый и надежный социальный институт.

Сегодня прочность и стабильность государственной системы России во многом зависят и от эффективности развития государственно-общественного управления в сфере образования так как - это особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное и ответственное совместное участие в управлении образовательной организацией в субъектах Российской Федерации. 

Можно выделить три основных взгляда на то, зачем и с какой целью вводится государственно-общественное управление в образовательной организации:
- Социально-политический. Участие общественности в управлении образованием необходимо в силу общих процессов консолидации общества и государства.
- Педагогический. Акцент делается на воспитании гражданских качеств, необходимых для жизни в социально-правовом обществе.
- Профессионально-управленческий. Государственно-общественное управление необходимо для повышения эффективности управления современной отечественной системой образования.

Горизонтальная система управления образовательной организацией способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности. Непременным условием развития образовательной организации должен являться союз педагогического коллектива с родителями обучающихся. Во многих образовательных организациях регионов созданы и активно функционируют управляющие советы, которые в том числе принимают участие в решении вопросов создания благоприятных условий образования и воспитания школьников, а в каждом классе - есть родительский комитет (совет). Таким образом, организуя воспитательное взаимодействие с семьей, педагогический коллектив решает задачи: - создание в образовательной организации комфортных условий для развития личности каждого ребенка; - достижения нравственно-педагогического и духовного единства родителей; - формирование отношений сотрудничества, взаимного уважения и доверия.

Ведь сама суть государственно-общественного характера управления образованием предполагает общественный договор между государством и обществом в решении важных вопросов функционирования, развития системы образования и реализации российской образовательной политики, но в основе обязательно должно быть общественное согласие. Таким образом, коллегиальные органы управления образованием (управляющие советы) вносят большой вклад в развитие образовательной организации, осуществляют координацию взаимодействия родителей и педагогов, укрепление связей семьи и школы. 

В ближайшие годы необходимо разработать, апробировать и в пилотном режиме внедрять ИТ-продукты, который будет способствовать реализации ключевых задач управляющих советов образовательных организаций. Возможные задачи ИТ-продуктов: 
- оптимизация процессов жизнедеятельности управляющих советов; 
- обеспечение доступности информации и повышение коммуникационной эффективности управляющих советов; 
- повышение вовлеченности всех релевантных групп в деятельность управляющих советов, повышение привлекательности и трансляция ценностей и пользы для жизни образовательной организации.    

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что у участников образовательных отношений созрела необходимость участия в образовательной системе, в том числе управление образованием. Однако отсутствие практических навыков и механизмов эффективного взаимодействия с государственными системами делает общественность безучастной, неспособной реально повлиять на образовательную систему. Таким образом, в понимании сущности государственно-общественного управления в образовании необходимо отметить появление новых, более открытых отношений, которые возникают между государством и обществом. Участие этих сторон в решении различных вопросов образования связано с возможностью влиять на образовательную политику, участвовать в выполнении управленческих функций. В связи с этим государственно-общественное управление является средством для укрепления связи родитель-ребенок-школа, и результатом процессов развития образования в России.

«Перед нами стоят задачи очень важные, среди них – взаимодействие с родительской общественностью. Нужно найти точки соприкосновения: у родителей, педагогов, управленцев в системе образования должно быть единое понимание этой работы»,отметил Сергей Кравцов министр просвещения Российской Федерации.


Источник: Федеральный портал "Российское образование"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*