Сегодня в РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России можно не только получить знания по основной специальности, но и освоить ИТ-профессию, например, программиста или аналитика данных. Это стало возможным после старта проекта «Цифровые кафедры». О том, что это такое и зачем врачу разбираться в ИТ, мы побеседовали с директором по цифровой трансформации РНИМУ им. Н.И. Пирогова, руководителем «Цифровой кафедры» Алексеем Владимировичем Павлюком.
— Как началась реализация этого проекта?
— В 2022 году Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ совместно с Министерством науки и высшего образования РФ в рамках программы «Приоритет 2030» предложило проект для вузов, участвующих в программе. Целью данного проекта является обеспечение приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями.
— На «Цифровой кафедре» студенты получают дополнительную профессию?
— В рамках данного проекта студенты получают дополнительные компетенции по направлениям программирования и анализа данных. Обучение рассчитано минимум на 250 часов, наша программа 2023/2024 учебного года реализуется — 252 часа. В итоге им вручается диплом о дополнительном профессиональном образовании и присваиваем квалификацию программист.
— Студентам каких направлений это интересно в первую очередь?
— Конечно, в первую очередь это интересно студентам медико-биологического факультета, это непосредственно касается их будущей деятельности. Впрочем, студенты других факультетов, лечебного и педиатрического, тоже принимают участие в нашей программе, освоение ИТ развивает компетенции, которые им пригодятся в дальнейшей работе.
— Как поступить на обучение по программе и каковы его условия?
— Это бесплатное обучение, оно продолжается от девяти до пятнадцати месяцев. Поступить на «Цифровую кафедру» могут студенты, начиная с третьего курса, а также ординаторы. Они подают заявку, после чего мы их зачисляем.
Образовательный процесс проходит в очно-заочной форме во внеучебное время, как правило, вечером. Мы предлагаем студентам несколько слотов, когда они могут подключиться к лекционным занятиям, проходят семинары, разбирают текущие вопросы. Система достаточно гибкая, мы подстраиваемся под студентов. А они всегда могут вернуться на шаг назад и повторить материал, если есть необходимость. Практику они проходят отдельно, мы привлекаем к ней ведущие исследовательские центры.
В рамках программы студенты проходят три ассесмента. Контроль осуществляем не мы, а Университет «Иннополис» в дистанционном формате. Это независимая оценка, в ходе которой смотрят на развитие студентов. Первый контроль входной, он нужен для того, чтобы понять уровень пришедшего на обучение по программе. У всех, кто пришел на обучение, есть вводный курс, когда мы поясняем, что называется, «на пальцах», что такое «Цифровая кафедра» и для чего это нужно. В рамках второго ассесмента смотрят динамику развития. Во время третьего («выходного») контроля сравнивают ответы обучающихся с их ответами при поступлении.
— Предполагается ли итоговая аттестация внутри РНИМУ им. Н.И. Пирогова?
— Мы обязательно ее проведем, но она не будет сложнее, чем выходной контроль.
— Какие программы и инструменты студенты изучают?
— В прошлом году они изучали Python в рамках курса «Основы программирования и бизнес-аналитики для медицинских работников», а в этом — язык программирования R при прохождении курса «Статистика и цифровой анализ медицинских данных». Он используется во всех современных инструментах статистического анализа данных. А это, в свою очередь, нужно во всех клинических испытаниях, при составлении методических и клинических рекомендаций, в рамках подготовки научно-исследовательских работ, для обработки административной статистики и т. д.
В итоге студенты учатся понимать язык ИТ, и ставить правильно задачи на разработку цифровых медицинских продуктов.
— Какие у Вас планы по развитию «Цифровой кафедры»?
— Мы стараемся корректировать и программу, и сам процесс обучения по итогам выпуска. Это позволяет наладить наше взаимодействие самым удобным и продуктивным для наших студентов образом. Например, в прошлом году выпускники получили дипломы программистов, но мы понимаем, что им нужны и другие направления, поэтому вводим квалификацию «аналитик».
Также мы пробуем новые подходы в обучении, привлекаем индустриальных партнеров, сотрудничаем с разными образовательными центрами и университетами. Так, в этом году программа реализуется совместно с РТУ МИРЭА, что уже дало положительную динамику в обучении.
В мае этого года мы планируем часть студентов, которые особенно успешно осваивают программу, направить в научные центры, где ведут клинические исследования, чтобы они поработали в научных группах и на практике поняли применимость тех знаний, которые они получали. Они смогут поработать вместе с аналитиками и программистами над внедрением каких-то модулей в медицинские информационные системы. Также мы намерены отправить студентов на практику, например, в «Яндекс», где они будут делать не какой-то абстрактный продукт, а решать актуальную задачу, над которой специалисты «Яндекс» работает в настоящее время.
В следующем учебном году мы уже планируем реализацию программы с «Яндексом», а также с несколькими вузами в сетевой форме. Одну программу будем делать на своей собственной базе, непосредственно в РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Ее условное название — «Искусственный интеллект в медицине», там будет небольшое число студентов, которых мы наберем по конкурсу. С привлечением выпускников в будущем планируем создать центр компетенций и включить его в проект, реализуемый Университетом в области искусственного интеллекта.
— Зачем будущим врачам ИТ?
— Все наши базовые структурные подразделения ведут большую клиническую работу по подготовке рекомендаций, поэтому на специалистов со знанием ИТ большой запрос от главных врачей. Чем серьезнее эти знания, тем проще нашим выпускникам будет двигаться в рамках научного трека, в области административной статистики, работать в медицинских информационных системах. К примеру, многие студенты уже используют информационные технологии при подготовке дипломных работ и работ в научных кружках. Недавно прошла Пироговская конференция, и на ней студенты представляли доклады, которые сделали с помощью освоенных инструментов ИТ.
Еще очень важно понимать алгоритмы и механизмы взаимодействия с разработчиками и программистами. Только так им можно ставить правильные задачи и контролировать их работу.
Сейчас меняется представление о мире в целом, появляются технологии, которых раньше не было. Если мы не будем давать знания о них, то выпускникам все равно придется их осваивать, но уже на рабочем месте и самостоятельно.
Знания и компетенции в области ИТ современным студентам жизненно необходимы. Конечно, они не заменят знания анатомии, морфологии, гистологии, основных фундаментальных наук, но помогут быстрее ориентироваться в актуальном пространстве, быстрее осваивать информационные системы, которые сейчас внедрены везде и успешно работают.
Источник: Пресс-служба РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.