Год учителя физики и технологии в УрГПУ – продолжение следует!

09.09.2024 198

Почти в половине российских школ в настоящее время есть открытые вакансии педагогов. Наиболее существенной является нехватка учителей по естественно-научным предметам, которая особенно остро сказывается в основном и среднем общем образовании. Не стала исключением и Свердловская область, которая является кузницей научных и инженерных кадров нашей страны. Большой интерес к педагогам по естественно-научным предметам транслируют органы управления образования и бизнес-сообщество. В связи с чем Уральский государственный педагогический университет объявил 2023 – 2024 учебный год Годом учителя физики и технологии. Начальник отдела «Газета “Народный учитель”» Кристина Зверева узнала, как был реализован данный проект.

По словам инициатора проекта, ректора УрГПУ, д-ра психол. наук, профессора Светланы Минюровой, очень важно продолжить поддержку самых различных предметных областей, развитие которых значимо для нашей отечественной педагогики:

«Я с большой гордостью и пиететом отношусь ко всем преподавателям, которые трудятся сегодня в системе образования и реализуют самые разные предметные области. При этом 2023 – 2024 учебный год в Уральском педуниверситете прошел под знаком Года учителя физики и технологии. Сегодня для того, чтобы готовить квалифицированных специалистов, которые будут успешными в самых разных отраслях нашей страны и уверенными в сохранении ее технологического суверенитета, очень нужны учителя физики и технологии. Они будут давать современные актуальные знания ребятам в детских садах, детских клубах, в школах, колледжах и вузах, для того чтобы они усвоили азы физики, технологии, естественно-научного знания в целом и выбрали технические и инженерные специальности, чтобы обеспечить достойный уровень развития нашей страны и уверенность в завтрашнем дне. Старт Года учителя физики и технологии в УрГПУ – это новый виток развития профессии, повышение ее престижа в глазах молодежи и стимул для развития научного сообщества».

Одним из основных звеньев между инженерным сообществом, большой наукой и подрастающим поколением, по мнению директора института математики, физики, информатики (ИМФИ) УрГПУ, канд. пед. наук, доцента Рашида Абдулова, является учитель физики и в некоторой степени учитель технологии (особенно в рамках дополнительного образования):

«Наша задача – выпускать учителей, которые обладают компетенциями, позволяющими развить у учащихся познавательный интерес к фундаментальным и прикладным наукам. Потому что учитель, который вырастает из студента, разбирающегося в физике только на школьном уровне и не претендующего на что-то большее, имеет ограниченные компетенции. Он будет вести уроки, но может не справиться с проблемой повышения мотивации учащихся к углубленному изучению предмета и привлечения их к инженерным специальностям, к научной деятельности. В Уральском педуниверситете создана высокотехнологичная материально-техническая база, которая позволяет готовить профессионалов, владеющих всеми необходимыми современному педагогу компетенциями».

Фото - uspu.ru

Дорожная карта реализации Года учителя физики и технологии в стенах УрГПУ включала в себя более 50 событий различного формата. В мероприятиях проекта приняли участие почти 3 500 человек – это школьники, студенты и педагоги из Екатеринбурга и Свердловской области.

Для студенческого сообщества были организованы открытые лекции, Квантуроки по физике и технологии. Кроме того, регулярно проводятся научно-популярные ток-шоу – просветительские события о науке и технике, изобретениях, где освещаются также философские, культурные и психологические аспекты научно-технического прогресса, прогнозы на будущее. В рамках развития направлений школьно-университетского партнерства наши студенты принимают участие в судействе турниров экспериментаторов, физиков, исследователей для школьников – ТЭФИ. Уральский педуниверситет проводит Всероссийскую олимпиаду по элементарной физике среди студентов педвузов. Она проходит дистанционно и нестандартно, не имеет аналогов в России.

Студенты УрГПУ проходят технологическую практику на базе детских кванториумов, центров «Точка роста», IT-кубов, где анализируют рабочие программы дополнительного образования, изучают материально-техническое оснащение, разрабатывают и проводят занятия по робототехнике, программированию и VR-технологиям.

Кроме того, студенты участвуют в разработке лабораторных работ по заказу издательства «Просвещение». Опыты связаны с постановкой школьных экспериментов и возможностью их использования в проектной деятельности. Например, исследуются теплоизоляционные свойства материалов, звукоизоляционность, звуконепроницаемость и т. д. Кроме того, в Кванториуме УрГПУ есть разные сложные установки для высшей школы, и студенты в рамках своей технологической практики под руководством преподавателей пишут по ним лабораторные работы и инструкции с целью налаживания процесса работы с ними, а также снимают видео для демонстрации учителям.

Также студенты УрГПУ проходят часть технологической практики в Научно‑образовательном центре «Расплав», созданном на базе физического факультета УрГПУ в 2003 году, который занимается фундаментальными научными исследованиями и проводит эксперименты со сплавами на основе железа, кобальта, алюминия, олова, магния и иных металлов под руководством профессора Валерия Сидорова. Результаты работы центра известны не только в России, но и за рубежом. Наши студенты пишут свои ВКР по физике, работая в центре «Расплав». После защиты многие уходят в физическую аспирантуру и защищают кандидатские диссертации по физике. В ИМФИ очень большое количество выросших на глазах преподавателей кандидатов физ.-мат. наук.

Магистрант института психологии Полина Гуринова считает, что наука у значительной части студентов ассоциируется с чем-то очень сложным и далеким, но если рассказывать о ней в формате слэма, то интерес возрастет. Одним из направлений взаимодействия с молодыми учеными УрГПУ, работающими в том числе в естественно-научной области, является курс обучения, включающий в себя мастер-классы по ораторскому мастерству и лекции, на которых участники учатся выделять суть своих исследований, составлять презентацию и поэтапно строить выступление для последующего участия в университетском, региональном и всероссийском Science Slam – международном формате популяризации науки, который реализует Министерство науки и высшего образования РФ. Организаторами «Science Slam USPU» выступают Совет молодых ученых и Студенческое научное общество УрГПУ.

В Год учителя физики и технологии в УрГПУ для сообщества школьников Екатеринбурга и Свердловской области были реализованы программы дополнительного образования детей «Занимательная инженерия», «Кванторианские каникулы», а также дополнительные общеобразовательные программы естественно-научной и технологической направленности в рамках сетевых договоров с образовательными учреждениями.

Кроме того, на площадках Педагогического Кванториума и Технопарка УрГПУ регулярно организуются занятия для учащихся психолого-педагогических классов (ППК) с углубленным изучением физики (10-11 классы). Занятия проводятся в форме геймифицированных интенсивов, которые позволяют каждому школьнику познакомиться с профессией в интересном формате. Учащиеся тренируются в решении олимпиадных задач, заданий ЕГЭ и практикумов по физике, пишут диктанты по заданиям междисциплинарного характера, участвуют в интеллектуальных играх из области физики, химии, биологии и инженерии, занимаются проектной и исследовательской деятельностью по физике и технологии. Занятия ведут преподаватели и студенты старших курсов ИМФИ УрГПУ, которые отмечают хороший уровень знаний учащихся в естественно-научной области. По результатам занятий школьники получают индивидуальные приглашения для участия в университетских конкурсах и помощь в подготовке к ним, совместно со студентами могут выполнять проекты с использованием оборудования Кванториума и Технопарка УрГПУ и получать консультационную помощь от преподавателей кафедр. В рамках проекта создана группа в ВК «ДемоверсиЯ – Учитель!», где ведется активное взаимодействие со школьниками.

Одним из направлений работы с учащимися также является экспериментальная деятельность, связанная с демонстрациями физических явлений и процессов, с лабораторными работами, работами проектного и исследовательского характера, что вызывает у обучаемых неподдельный интерес. Еще одно направление – дать обучающимся возможность попробовать себя в роли учителя, провести занятие, поставить эксперимент, организовать мастер-класс, почувствовать, что работать с детьми – это интересно.

Следует также отметить ежегодные региональные олимпиады по физике для школьников, которые проводятся в УрГПУ и не имеют аналогов в России. Все задания и задачи разрабатываются коллективом ИМФИ самостоятельно. На базе Педкванториума УрГПУ также проходит практический тур регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике «Робофест», где ребята создают роботов из робототехнических конструкторов и программируют их на выполнение определенных задач. Кроме того, проводятся международные олимпиады по естественно-научным и технологическим дисциплинам.

В Педкванториуме УрГПУ регулярно проходят события, в которых участвуют дети разных возрастов, в том числе выпускные классы. Например, конкурс теории решения изобретательских задач «Креатив-бой», когда команды из разных школ применяют нестандартные методы при решении изобретательских задач. Второе мероприятие – это научно-практическая конференция по защите проектов «Старт в науку», которая с каждым годом становится все популярнее, а ее участники впоследствии поступают в наш вуз.

Кроме того, уже много лет ежегодно ИМФИ УрГПУ проводит уникальное мероприятие – конкурс технико‑образовательных проектов учащихся «Урал‑иннова». Это конкурс юных изобретателей, где дети делают стендовые доклады и презентуют свои изобретения, а студенты играют роль инвесторов. Вторая часть конкурса «Урал‑иннова» – это олимпиада, тоже необычная и уникальная. Участие в олимпиадах УрГПУ дает возможность получить дополнительные баллы при поступлении в Уральский педагогический университет.

В числе профориентационных мероприятий УрГПУ также цикл выездных мастер-классов по технологии для дошкольников, школьников начальных классов, среднего звена и студентов СПО Екатеринбурга и Свердловской области, где участники представляют себя в роли будущих учителей физики и выполняют различные задания – профессиональные пробы: изготавливают измерительные приборы и учатся их применять в лабораторной работе, ставят демонстрационные эксперименты, разрабатывают дидактический материал для настольных игр по физике и др. За активность на мероприятии школьники получали бонусы, которые можно обменять на сертификаты и памятные подарки. Первые профессиональные пробы и возможность ощутить себя в роли учителя школьники могут также осуществить на сессии «Малой академии наук и искусств», которая проводится на базе УрГПУ и собирает тысячи учащихся из Екатеринбурга и Свердловской области, которые принимают участие в занимательных лекциях, мастер-классах и интерактивах от всех учебных подразделений университета.

По словам директора ИМФИ УрГПУ Рашида Абдулова, у вузов большая конкуренция за абитуриентов с хорошей физико-математической и физико-технической подготовкой: «Свердловская область – промышленный регион с большим количеством наукоемких отраслей, и многие вузы готовят инженеров. Но у нас есть и собственный «золотой резерв», ребята, которые придут к нам и только к нам – это те, кто хочет стать именно педагогами. Часто на их решение влияют педагогические семьи или любимые учителя. Они потом сами становятся прекрасными педагогами».

В числе событий, реализуемых для школьного и студенческого сообщества Екатеринбурга и Свердловской области, также проведение фестивалей, конкурсов, научно-практических конференций по актуальным проблемам естественно-научной области знания, мастер-классов (например, по работе с 3D-ручкой), форумов и турниров (например, по шахматам, робототехнике) различного уровня.

В Год учителя физики и технологии в УрГПУ для педагогического сообщества проводились обучающие семинары, педагогические мастерские и курсы повышения квалификации в рамках естественно-научной области знания. Одним из запоминающихся событий стало проведение педагогических мастерских по использованию цифровых лабораторий в учебном процессе для педагогических работников центров «Точка роста» и студентов в рамках Всероссийского фестиваля «Научный форсайт», одной из площадок которого стал Уральский педуниверситет. В рамках мероприятия были рассмотрены методические возможности цифровых лабораторий при обучении химии, физике и нейрофизиологии, а также вопросы организации проектной и исследовательской деятельности в данной области.

По словам заведующего кафедрой физики, технологии и методики обучения физике и технологии УрГПУ, д-ра пед. наук, профессора Александра Усольцева, важным направлением остается работа непосредственно с учителями по вопросу мотивации и привлечению в профессию их обучающихся. В данном направлении университет тесно сотрудничает с региональными Ассоциациями учителей физики и технологии. Встречи проходят в формате практико-ориентированных семинаров, где обозначаются актуальные вопросы преподавания образовательной области «Технология», участники знакомятся с приложениями и платформами, которые помогают учителю разработать и реализовать уроки технологии по различным модулям. Так, темой одного из заседаний стал разбор особенностей организации образовательной деятельности по технологии при изучении модуля «Робототехника» в отсутствии робототехнических устройств и конструкторов.

Особое внимание ранней профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность также уделяется в рамках работы Уральских методических школ учителей физики и технологии.

- Конечно, не будем забывать и о работе со школами Екатеринбурга и Свердловской области, где мы принимаем активное участие в родительских собраниях. Такого рода мероприятия уже прошли в школах Качканара, Первоуральска, Ревды и Нижнего Тагила. В школы Екатеринбурга выходят наши преподаватели – руководители педагогических практик и студенты-практиканты. Они также работают с классами, с учителями, «берут на карандаш» перспективных учеников, – отмечает Александр Петрович.

Ученые Уральского педуниверситета регулярно становятся авторами учебной литературы для школьников. В Год учителя физики и технологии в УрГПУ вышло несколько значимых профильных изданий. В январе 2024 года Александр Усольцев выпустил сборник «Поразительные задачи» (по физике) для 7-11 классов. Сборник вышел в издательстве «Просвещение», с которым у нашего вуза подписано соглашение о сотрудничестве. Кроме того, по заказу издательства была сделана книга по лабораторным работам и проектам по физике на оборудовании Кванториума УрГПУ, это пособие будут использовать во всех школах страны.

Александр Петрович является автором более 300 публикаций, в том числе учебных пособий, благодаря чему он внес неоценимый вклад в создание системы естественно-научной подготовки молодежи к инновационной деятельности, в разработку методики формирования мышления и саморазвития школьников при обучении физике. В данный момент у Александра Усольцева несколько проектов с издательством «Просвещение» – в первую очередь это учебник по промышленным технологиям Свердловской области, и второй проект – это физика в комиксах.

Среди основных направлений сотрудничества Уральского педуниверситета и ГК «Просвещение» – реализация флагманского проекта «Платформа перспективных педагогических инициатив», который предполагает совместную разработку региональной модели реализации программы предметной области «Технология». Сейчас издательство «Просвещение» ведет работу по двум направлениям: проработка обязательных модулей и разработка региональных учебных пособий. УрГПУ совместно с ГК «Просвещение» разработал региональный модуль учебного пособия по предмету «Труд (технология)».

Напомним, что с 1 сентября 2024 года ученики 5-9 классов начали проходить предмет «Труд (технология)» по обновленной федеральной рабочей программе. Она включает обязательные и вариативные для изучения модули. Первым изданием с вариативными модулями, созданными под запросы конкретного региона, стало пособие для уральских школ — партнерский проект ГК «Просвещение» и Уральского педуниверситета. Идея включить в пособия региональный опыт принадлежит УрГПУ, преподаватели которого вошли в авторский коллектив.

Презентация учебного пособия «Труд (технология»). Свердловская область. 8-9 классы» состоялась 29 августа в Технопарке Уральского педуниверситета. Мероприятие стало завершающим в рамках Года учителя физики и технологии в УрГПУ. С приветственным словом выступила ректор УрГПУ, д-р психол. наук Светлана Минюрова:

- Учебное пособие «Труд (технология)» сегодня отмечает день рождения. Цель проекта, который мы реализуем, направлена на то, чтобы наши ребята оставались здесь, на Урале, приходили на наши промышленные предприятия, создавали то, что мы громко называем технологическим суверенитетом: то есть реальную опору, платформу, силу нашего Отечества. Для этого в течение длительного времени над пособием работал его автор, профессор Александр Петрович Усольцев, работала группа наших коллег, которые собирали информацию о промышленных предприятиях нашего региона при поддержке и содействии Союза промышленников и предпринимателей Свердловской области. Вы видите, что это замечательный полиграфический продукт. Но это также и замечательный методически разработанный инструмент, который позволяет не только вводить школьников в область технологий, но и понять, что в любом предмете не стоит задерживаться в узких рамках его содержания: есть и междисциплинарный подход и междисциплинарные компетенции, которые в данном пособии искусно «зашиты» в тексте благодаря современным подходам и приемам. Мы надеемся, что после того, как ребята на уроке через QR-коды посетят промышленные предприятия виртуально, они отправятся и на реальные предприятия.

Светлана Минюрова подчеркнула, что внедрение пособия невозможно без серьезной финансовой поддержки бизнес-сообщества, и поблагодарила руководство ПАО «Ураласбест», Союз промышленников и предпринимателей Свердловской области, Уралсиб. На дискуссионной площадке выступили представители этих организаций, Надежда Шмакова и Сергей Куприянов.

По словам Виктории Копыловой, вице-президента по издательской деятельности ГК «Просвещение» (г. Москва), идейного вдохновителя проекта, человека, благодаря которому пособие вышло в свет, Уральский государственный педагогический университет – первый в стране, кто задумал и реализовал подобное пособие:

- Большое спасибо автору – мы показываем пособие повсюду, и оно разбивает стереотипы, существующие у людей. Некоторые руководители считают, что пособие по технологии – это сухой и скучный справочник для поступающих в вузы. Но вот они его открывают – и регион раскрывается с совершенно новой стороны. Я думаю, что в современных условиях, когда не все дети имеют возможность путешествовать вместе с родителями по своей области, это пособие в какой-то степени может заменить такие поездки. И родителям это так же важно, как детям. Для нас пришло время, когда мы должны не только учить и воспитывать детей – через них мы должны пытаться достучаться и до родителей. Если говорить о новизне, то QR-коды, зашитые в бумагу, действительно превращаются в полноценное цифровое продолжение учебника с возможностью заменять, актуализировать информацию. И еще один важный момент. Сейчас, благодаря коллегам из Асбеста, начинается профессиональная апробация учебника. Мы услышим учителей, родителей и детей. И это будет очень важно для нас, потому что мы услышим от детей, как и через что мы должны говорить с ними о нашем меняющемся мире.

Виктория Копылова анонсировала через год обсуждение результатов внедрения учебного пособия и пообещала честно рассказать обо всех результатах, проблемах и трудностях, с которыми столкнутся участники процесса.

Учебное пособие «Труд (технология)» уже с этого учебного года начало применяться в образовательном процессе. В августе в рамках рабочей встречи между ректором УрГПУ Светланой Минюровой и главой Асбестовского городского округа Натальей Тихоновой были достигнуты договоренности о внедрении учебного пособия в образовательный процесс учащихся 9 лицея г. Асбеста, где с 2018 года работают профильные инженерные классы на базе 10-11-х классов. Новшество по сравнению с ними – ранняя профориентация. Работа с учебником началась на базе 8-х классов в рамках внеурочной деятельности. Предполагается много практики, экскурсий на предприятия, большая работа направлена на укрепление межпредметных связей, соединяющих технологию с математикой, физикой, химией, информатикой и историей.

В рамках презентации пособия состоялось торжественное подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор УрГПУ Светлана Минюрова, начальник Управления образования Асбестовского ГО Светлана Богданова и директор Асбестовского лицея № 9 Лариса Яготина.

Затем автор учебного пособия, заведующий кафедрой физики, технологии и методики обучения физике и технологии УрГПУ, д-р пед. наук, профессор Александр Усольцев провел презентацию своей разработки. «Основная задача пособия – познакомить школьников с промышленной стороной жизни региона, познакомить с максимально широким спектром технологических цепочек и процессов, с разнообразием профессий и помочь найти свое место в этой сфере в соответствии с интересами и способностями», – подчеркнул Александр Петрович. Чувство гордости за свой регион, желание и готовность внести вклад в его процветание – такой результат хотели бы «на выходе» получить все причастные к разработке и изданию пособия «Труд (технология)».

В рамках его презентации также рассказали о том, как было принято решение сделать Асбест пилотной площадкой по внедрению пособия, познакомили участников с дорожной картой реализации проекта, в режиме свободного микрофона выступили учителя технологии школ Екатеринбурга и Свердловской области и преподаватели УрГПУ, включенные в реализацию проектов Платформы перспективных педагогических инициатив. В частности, были освещены вопросы научно-методического сопровождения внедрения пособия, реализации работы над приложением к пособию – справочником промышленных предприятий Свердловской области. Обратились также к проблеме межпредметных связей, ярко представленных в учебном пособии. Ряд школ Екатеринбурга и области выступил с инициативой включиться в пилотный проект и начать работу со школьниками по учебному пособию.

- 2024 – год учителя физики и технологии. Для нашего университета очень важно и значимо поддерживать данное направление подготовки. Мы понимаем, как актуально для каждого учителя технологии, преподавателя технических дисциплин вузов, для руководства образовательных организаций акцентировать внимание ребят на том, что физика и технология – это наше всё, наше настоящее и будущее. Наш университет в тренде. Он не просто напоминает, как это важно, но и делает реальные дела для того, чтобы эта идея воплощалась в жизнь, чтобы и дети, и взрослые, и служащие, и управленцы понимали, что, только создавая реальное производство в регионах страны, мы построим реальное будущее, – подвела итог реализации проекта ректор УрГПУ Светлана Минюрова.

Год учителя физики и технологии в УрГПУ невозможно представить без тех, кто помогает школьникам и студентам стать успешными в области естественно-научного знания, может объяснить сложные вещи простым языком. Интервью с талантливыми учеными, выдающимися преподавателями, студентами размещены на сайте УрГПУ по тегам «Год учителя физики и технологии» и «Физика_Технология_это_интересно».

Благодарим каждого из них за профессионализм, креативность мышления, инновационный подход к любому аспекту своей деятельности и любовь к своей профессии, за талантливых учеников, которые уже составляют достойное настоящее нашей страны и, безусловно, обеспечат ее успешное будущее!


Год учителя физики и технологии в УрГПУ – продолжение следует!

 

Источник: Медиацентр УргПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*