Государственная Дума рассмотрела и приняла во втором и третьем чтении федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Его авторами выступают Председатель комитета Государственной Думы по экономической политике Максим Топилин и Первый зампред комитета Денис Кравченко, ряд других депутатов, а также сенаторов при активном участии Агентства стратегических инициатив.
Работа над законом ведется в рамках исполнения поручения Президента России по итогам его визита на выставку «Развитие креативной экономики в России», организованной 30 мая 2023 по инициативе АСИ.
Федеральный закон закрепляет целый ряд важнейших понятий в сфере креативной экономики. Закон в первую очередь нацелен на создание условий для оказания системных мер господдержки креативного бизнеса.
В законопроекте мерам поддержки посвящена отдельная глава. Выделяются финансовая, имущественная, образовательная, информационная меры. Также создаются условия для развития инфраструктуры для креативных индустрий, к которым отнесены креативные кластеры, информационные системы, имущество, центры креативных индустрий и другие формы.
Сейчас более 10 федеральных законов в России регулируют деятельность отдельных креативных индустрий. Это в том числе кинопроизводство, информационные технологии, архитектура, промышленный дизайн и пр., и их регуляторика распределена между целым рядом органов государственной власти. Это привело к некой лоскутности в регулировании и управлении креативной экономикой в целом. Закон направлен на решение этой проблемы.
«Это часть системной работы Агентства стратегических инициатив по развитию креативной экономики, которую мы ведем последние годы. Благодаря слаженной работе с депутатами, Правительством и креативным сообществом удалось подготовить закон, который позволяет говорить о развитии креативных индустрий в комплексе, при этом давая возможность региональным властям оказывать меры поддержки тем направлениям, которые нуждаются в ней прежде всего. Вкупе с внедрением регионального стандарта развития креативных индустрий мы выполняем поручение Президента, которое способствует в конечном счете достижению целевого показателя национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика», - отмечает генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.
Ко второму чтению закон был существенно доработан.
Ключевое отличие новой редакции закона заключается в расширении перечня полномочий регионов по развитию креативных индустрий с учетом региональной специфики, определению критериев отнесения к субъектам креативных индустрий в соответствии с региональными нормативными правовыми актами. Т.е. реестр субъектов креативных индустрий будут формировать регионы, а ответственный ФОИВ будет вести единый федеральный реестр субъектов креативных индустрий.
«Креативные индустрии становятся отдельным сектором экономики страны и теперь рассматриваются как мощный инструмент, который может стать существенным драйвером ее развития. Ранее не было механизмов системной поддержки креативный индустрий, поскольку не было соответствующих понятий в федеральном законодательстве. Оптика сейчас тоже изменилась: теперь мы говорим про поддержку бизнеса, инвестиции, прямые и косвенные экономические эффекты и экспорт в креативных индустриях. Основным инструментом станет разработанный АСИ Региональный стандарт по креативным (творческим) индустриям, который уже внедряет 45 регионов. Мы верим, что регионы, внедряющие лучшие практики и подходы в этой сфере, смогут действительно зарабатывать на креативной экономике, а за счет внедрения мер поддержки, инфраструктуры, образования, создания благоприятной среды предприниматели смогут реализовать свои проекты и строить талантоцентричную, несырьевую экономику в России», - говорит Директор центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде.
По сравнению с редакцией, принятой в первом чтении, появилось новое определение понятия креативного кластера; также в новой редакции закона появилось положение, согласно которому проводить оценку вклада креативной экономики в экономику РФ будет Росстат в соответствии с утвержденной им методологией.
Законом закрепляется, что Правительство РФ определит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию именно в сфере креативной экономики. Такой ФОИВ будет ответственен за регулирование не отдельных видов креативных индустрий, а всей креативной экономики.
Также ко второму чтению в закон внесены важные уточнения в перечень видов креативных индустрий. Учитывая активное развитие креативных индустрий и появление новых видов деятельности этой сфере, сформирован открытый перечень, который допускает возможность отнесения к креативным индустриям различных видов деятельности и видов креативных индустрий, которые прямо не названы в законе. Например, в соответствии с ФЗ установлены 4 «укрупненных» вида креативных индустрий:
индустрии, основанные на историко-культурном наследии;
индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства, результатах издательской деятельности, результатах исполнительской деятельности;
индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях;
индустрии, основанные на прикладном творчестве.
Например, народные художественные промыслы и ремесла входят, помимо прочих видов креативных индустрий и видов деятельности, в индустрии, основанные на историко-культурном наследии. То есть в рамках, например, индустрий, основанных на историко-культурном наследии, может быть широкий перечень видов креативных индустрий и видов деятельности, которые прямо не названы в ФЗ. Непосредственный перечень видов экономической деятельности в сфере креативных индустрий будет закреплен ответственным ФОИВ на основе кодов ОКВЭД.
В соответствии с принятым ФЗ Агентство стратегических инициатив совместно с профильными ведомствами и профессиональным сообществом будет работать над подзаконными нормативными актами, внедрением Стандарта в субъектах и другими ключевыми проектами.
«Принятие федерального закона о развитии креативных индустрий – это важное и долгожданное событие не только собственно для креативных индустрий как субъектов правоотношений и бенефициаров мер государственной поддержки. На мой взгляд, принятие отдельного федерального закона с самостоятельным предметом регулирования при наличии специальных законов по отдельным видам креативных индустрий любопытно с точки зрения законотворческой политики. Речь идет о том, что в ситуации наличия разных федеральных законов, регулирующих сходные общественные отношения, законодателем используется инструмент кодификации или систематизации законодательства. В данном же случае закон не претендует на пересборку регулирования отдельных видов индустрий, а направлен на определение общих для всех индустрий инструментов развития. Полагаю, что данная правовая конструкция позволит сфокусировать государственную политику, направленную на повышение вклада креативных индустрий в экономике», - заключает заместитель корпоративного директора, директор Центра по взаимодействию с федеральными органами власти АСИ Денис Абдрахманов.
Источник: Пресс-служба АСИ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.