Екатерина Сергеевна Пономарева, преподаватель кафедры «Юридическая психология и право» факультета «Юридическая психология» МГППУ
Для современного общества тема буллинга и кибербуллинга очень актуальна. Исследователям в области психологии удалось накопить и систематизировать информацию по этой проблеме, а также опровергнуть некоторые мифы, создать методики, позволяющие работать с реальными ситуациями. В начале мы кратко рассмотрим основные отличия буллинга и кибербуллинга.
По Д. Ольвеусу, буллинг, в первую очередь, предполагает совершение агрессивных действий по отношению к человеку со стороны другого человека или группы людей. Во-вторых, эти действия систематически повторяются. В-третьих, у зачинщика буллинга, по сравнению с жертвой, есть преимущество в силе и занимаемом в группе положении. Таким образом, под буллингом чаще всего понимается: «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». Важно подчеркнуть, что буллинг – это групповой процесс, в который включается весь коллектив, например, класс. Так, зачинщику буллинга нужны свидетели. Это позволяет ему удерживать власть и свое положение в группе. Жертвой становится отвергаемый член группы, не соответствующий ее нормам и требованиям.
Отличительная черта кибербуллинга – это задействование технических устройств и Интернета. Так, Д. Ольвеус пишет, что кибербуллинг – это буллинг, осуществляемый с помощью электронных средств связи (например, мобильных телефонов, электронных писем, чатов, интернет-сайтов. Стоит также отметить, что нередко действия зачинщиков буллинга по отношению к жертвам продолжаются в Интернете (в социальных сетях, общегрупповых чатах), то есть, в ряде ситуаций кибербуллинг становится компонентом буллинга. Известно, что деятельность человека в интернет-пространстве имеет свои особенности. Например, часто отмечается возможность сохранять анонимность и использовать больше средств для построения собственного образа. Это позволяет зачинщику кибербуллинга расширить спектр своих действий. Также ситуация кибербуллинга менее закрыта, чем ситуация буллинга – выше вероятность, что в нее включится случайный пользователь. На этом фоне дополнительным риском для жертвы будет публикация зачинщиком любой персональной информации жертвы, которая в короткие сроки может стать общедоступной.
Теперь проанализируем некоторые мифы относительно буллинга и кибербуллинга.
Сначала рассмотрим мифы о буллинге:
В плане кибербуллинга мы рассмотрим мифы, отражающие его специфику:
В заключение укажем, что существуют также мифы, которые касаются работы с ситуациями буллинга и кибербуллинга. Ввиду их упрощения возникает преувеличение возможностей ближайшего окружения (например, родителей), учителей (если речь идет о школе) и членов коллектива. Как упоминалось, в буллинге задействован весь коллектив, и поэтому психологическая работа должна быть комплексной. Если говорить кратко, то это работа с жертвами и зачинщиками буллинга по отдельности, с коллективом в целом, а также с ближайшим окружением (нередко оно содержит предпосылки, повышающие вероятность возникновения буллинга; например, транслирует определенные нормы взаимодействия с людьми). В плане предупреждения ситуаций кибербуллинга считается важным повышение цифровой грамотности людей, а также совершенствование технических возможностей модерации интернет-ресурсов. Дополнительно отметим важность обсуждения мифов, сопровождающих буллинг и кибербуллинг, так как мифы отражают искажения в восприятии проблемы и определении ее сути. А это может привести к выбору ошибочных стратегий в попытке разрешить проблемную ситуацию.
Источник: Отдел по информационной политике и связям с общественностью МГППУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.