Совершенствование государственной итоговой аттестации стало темой обсуждения на расширенном заседании Комитета по просвещению Госдумы.
«Система государственной итоговой аттестации требует корректировки и совершенствования, но при любых изменениях мы не должны потерять главную ценность – это равные возможности для всех учащихся независимо от места жительства, социального статуса и возможностей родителей. Государство должно обеспечить равные условия для всех ребят. Задача сложная, поэтому предлагаем обсуждать ее профессионально, с делением на блоки», – заявила председатель комитета Ольга Казакова, открывая заседание.
Она также отметила, что законодательные инициативы об отмене ЕГЭ, которые вносились, не обеспечивают сохранение принципа равных возможностей.
Фото - obrnadzor.gov.ru
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал об особенностях проведения экзаменов, обращениях и жалобах, поступивших в ходе экзаменационной кампании, развеял популярные мифы о ЕГЭ.
Он привел данные, что ежегодно ЕГЭ сдает более 700 тысяч участников, количество человеко-экзаменов составляет около 2,4 миллиона. На долю подтвержденных жалоб, сбоев и нарушений приходится 0,00008 % из них. За кампанию ЕГЭ и ОГЭ 2024 года от Комитета по просвещению поступила информация о 16 фактах нарушений, по каждому из них была проведена проверка: семь фактов нарушений подтвердились, два факта подтверждены частично и семь фактов не подтверждены.
На горячую линию и телефон доверия ЕГЭ во время проведения экзаменов в этом году поступило 216 обращений (49 обращений по ОГЭ, 167 обращений по ЕГЭ). По итогам оперативного взаимодействия органами управления образованием регионов подтверждены 17 нарушений во время проведения ОГЭ и 28 нарушений во время проведения ЕГЭ.
Выпускники также имеют возможность подать жалобы на несправедливость при проведении экзаменов на горячие линии, которые действуют в каждом субъекте РФ, в приемные депутатов, Следственный комитет, Генпрокуратуру, МВД, омбудсменам по правам ребенка. Анзор Музаев рассказал, что, по предложению вице-премьера Дмитрия Чернышенко, прорабатывается возможность подачи обращений, жалоб и апелляций при проведении государственной итоговой аттестации через портал Госуслуг. Это позволит создать единое окно для поступления жалоб и исключит анонимные обращения.
Комментируя утверждения о том, что большая часть общества желает отмены ЕГЭ, Анзор Музаев привел данные о сдаче ЕГЭ в этом году в приграничных территориях, где выпускники имели возможность получить аттестаты без результатов ЕГЭ, но большинство из них предпочло сдавать эти экзамены, так как они понимают преимущество наличия результатов ЕГЭ при поступлении в вузы. Во время проведения ЕГЭ в 2024 году было 11 случаев в 3 субъектах РФ (ЛНР, Курской и Белгородской областях), когда проведение экзамена прерывалось из-за воздушной тревоги. Из 4336 участников, которых это коснулось, 114 человек воспользовались правом пересдачи в резервный день, остальные завершили выполнение экзамена в тот же день.
Говоря о ежегодно выдвигаемых инициативах об отмене ЕГЭ, Анзор Музаев сказал:
«Когда мне задают каждый год после такой инициативы вопрос: «Анзор Ахмедович, отменят ЕГЭ?», я всегда отвечаю: «Отменят, если эта группа депутатов предложит не просто вернуться к старому, а конкретную модель, которая в наших современных реалиях осуществима: как в этой модели будет обеспечена возможность подавать документы на поступление в несколько разных вузов, равенство прав участников, контроль над коррупцией при поступлении».
Анзор Музаев пригласил все заинтересованные стороны к конструктивному обсуждению предложений по совершенствованию ЕГЭ и ОГЭ. Свои предложения о том, каким должен быть экзамен для выпускников и абитуриентов, можно направлять на специальный почтовый ящик: exam2030@obrnadzor.gov.ru . Предложения будут собираться до 15 августа 2024 года. Проведение всероссийского общественного обсуждения для определения необходимости тех или иных нововведений планируется на последней неделе августа 2024 года.
«Мы уже начали получать конкретные конструктивные предложения от депутатов. Я считаю, этот формат будет наиболее плодотворным, когда мы будет все предложения обсуждать и решения принимать», – сказал глава Рособрнадзора.
Ольга Казакова предложила утвердить четкий и исчерпывающий регламент прохода участников ЕГЭ в экзаменационные пункты (ППЭ) и действий сотрудников ППЭ. Она отметила, что нужна одинаковая и четкая настройка всех металлодетекторов, чтобы они не реагировали на мелкие предметы. Заниматься такой настройкой должны не учителя, а сотрудники, которые разбираются в этой технике. Также она предложила дать участнику возможность продолжить сдачу ЕГЭ, если он пронес запрещенный предмет, но сам добровольно сдал его до начала экзамена. Кроме того, глава комитета предложила запретить штрафовать педагогов-организаторов за нарушения, допущенные участниками ЕГЭ. Также она выступила с инициативой организовать интерактивную площадку в Госдуме, чтобы депутаты лучше познакомились с процедурой и содержанием ЕГЭ.
В ходе обсуждения поступили и различные предложения от депутатов, среди которых запрет на проведение строительных и других шумных работ во время экзаменов рядом с экзаменационными пунктами, разрешить участникам ЕГЭ сдавать экзамены в своих школах, отменить ЕГЭ для выпускников, не планирующих поступление в вуз, а сдачу ОГЭ по двум необязательным предметам сделать добровольной, добавить экспериментальную часть в ЕГЭ по естественно-научным предметам, сделать неограниченным срок действия результатов ЕГЭ и ряд других. От участников обсуждения предложений об отмене ЕГЭ не прозвучало.