Представители Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) по приглашению руководителя проекта Кондратьевой С.Ю. (РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург) стали участниками проекта «Книжка для каждого» Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих.
Магистрантка программы МГППУ «Организация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития» Алёна Филатова и её научный руководитель Людмила Тишина, заведующая кафедрой «Специальное (дефектологическое) образование», представили адаптированную версию сказки «Репка» из цикла «Навстречу книге».
Фото - Отдел по информационной политике и связям с общественностью МГППУ
Серия состоит из четырёх частей: иллюстрированного текста сказки, напечатанного укрупнённым шрифтом, иллюстраций, выполненных графическими символами альтернативной и дополнительной коммуникации, игрового комплекса по сказке и методических рекомендаций по работе с серией книг для родителей и педагогов.
“Сама работа со сказкой предполагала адаптацию текста для детей с особыми образовательным потребностями. Я работала над уточнением и логикой построения содержательной стороны сказки, упрощением лексической составляющей, дополняла текст связками, необходимыми для понимания текста и построения цепочки событий, разделением труднопроизносимых слов на слоги, расстановкой ударений, - рассказывает Алёна Филатова. - Потом специалисты библиотеки использовали альтернативную и дополнительную коммуникацию для набора текста, чтобы печатная версия была доступна и детям с нарушением зрения.”
Также авторы разрабатывали игровые задания для уточнения понимания событий, героев, отдельных лексических компонентов текста и др., способствующих познавательному и речевому развитию. Например, расставить персонажей сказки по порядку, найти среди изображений других овощей именно репку, найти лишнего персонажа, подобрать инструменты, которые могли понадобиться дедушке для посева семян репки и др..
Одной из сложностей стала работа над содержательной стороной текста. Чтобы упростить понимание прочитанного, авторы разъясняли сложные обороты и сокращения. “Текст детской сказки "Репка" знаком каждому из нас, и на первый взгляд кажется, что смысл полностью понятен. Но если обратить внимание на первоначальный текст, то можно изменить множество сложных лексических оборотов, сокращений, а также трудное для восприятия начало сказки, - уточняет Алёна Филатова. -. Эти содержательные аспекты могут вызвать затруднение у детей с особенностями развития. Необходимо подобрать понятные детям слова, которые могут обеспечить понимание прочитанного ребенком дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.”
В процессе проведения занятий со студентами, осваивающими технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, профессор Людмила Тишина часто говорит: "Основная цель логопедической работы состоит в развитии речемыслительной деятельности ребенка. Всем нам хорошо известна сказка "Репка", и все мы без ошибок цитируем самое первое предложение:"Посадил дед репку". Но, когда-нибудь кто-то по-настоящему задумывался о том, как именно он её посадил: взял маленькую и закопал в землю?, посадил как на стул?, посадил как потом говорят "царя на трон"?, воткнул? Редко когда кто-то думает о том, о чем ребенок подумать и придумать не может: посадил - значит посеял, но не репку, а пока только её семена."
Фото - Отдел по информационной политике и связям с общественностью МГППУ
Для обложек и иллюстрации сказок использовались рисунки воспитанников детского сада «Кудесница» Петроградского района Санкт-Петербурга.
В следующем году проект получит продолжение. Планируется разработка материалов для работы над смысловой стороной процесса чтения с младшими школьниками с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Авторы уверены, что разработанные ими материалы могут использоваться для знакомства ребёнка с художественным произведением как в комплексе, так и в качестве самостоятельных изданий.
Источник: Отдел по информационной политике и связям с общественностью МГППУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.