Образование — наука — производство: как регионам остановить отток молодых кадров?

06.06.2024 126

Вопросы по созданию условий для эффективной самореализации молодежи, содействию получению трудового опыта, первоначальных трудовых навыков и умений, выбора профессии в соответствии с потребностями рынка труда, а также механизмы реализации образовательно-научно-производственных коллабораций и внедрение лучших практик подготовки кадров для сквозных технологий обсудили участники круглого стола «Инвестиции в людей: достойное образование и труд», который прошел в рамках форума «Сообщество» в Иркутске 30 мая.

Модераторами площадки выступили члены Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Наталия Молоткова и Сергей Некрылов. В своих выступлениях они подтвердили значимость обеспечения кадрами прорывных отраслей экономики в регионах России, обозначив необходимость опережающей высокотехнологичной подготовки. Это требует оперативного реагирования системы профессионального образования на запросы реального сектора экономики, построения эффективного межведомственного и межотраслевого взаимодействия, интеграции потенциала и усилий всех заинтересованных сторон в коллаборации «образование — наука — производство».

Система подготовки кадров сейчас переживает определенную трансформацию, выстраивается общая кадровая политика РФ на всех этапах непрерывного образования, считает Наталия Молоткова. По ее словам, и вертикальная, и горизонтальная коллаборации, которые касаются образования, науки, производства, бизнеса, органов власти, должны выстраивать механизмы взаимодействия таким образом, чтобы решить самую актуальную для всех регионов РФ проблему — оттока молодежи. Это можно сделать через выстраивание политики трудоустройства, опережающую подготовку с прицелом на закрепление молодых специалистов в том регионе, в котором формируются их компетенции.

«Профориентация — это не только работа с детьми, но и с родителями и учителями. Ранняя профориентация зависит от того, какое мировоззрение мы формируем у нашей молодежи. Какие эффективные механизмы можно показать, чтобы отток молодежи превратить в приток молодежи в регионы», — добавила она.

Наука и высшее образование лежат в основе политической, культурной, социально-экономической сферы, а при отсутствии развитой и щедро поддерживаемой государственной науки неизбежно будет снижаться кадровый уровень, считает Сергей Некрылов.

«Президент на протяжении 20 лет делал очень много для того, чтобы прирастали кадры молодых научных сотрудников, выделялись большие деньги на подготовку молодых докторов наук, это позволяло закрепить кадры в региональных вузах», — добавил он.

О важности повышения уровня квалификации управленческих кадров рассказала председатель Комиссии ОП Иркутской области по науке и образованию, директор Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека Любовь Рычкова.

«Человеческий капитал — это наша национальная безопасность, наша гордость. Каждый национальный проект говорит о кадровой политике и решает кадровые задачи», — подчеркнула она.

О развитии образовательной инфраструктуры как способе сократить отток молодежи из регионов говорила заместитель министра образования Иркутской области Елена Апанович

«По аналогии с выражением “нет школы — нет села” нет вузов — нет развития промышленности и кадров. В Иркутской области 22 образовательные организации высшего образования, у каждой из них свой вклад в развитие сектора экономики», — добавила спикер.

О шести ступенях наставничества рассказал проректор по воспитательной работе и молодежной политике Иркутского государственного университета путей сообщения Артем Миронов.

«Мы начинаем свою работу с детского сада. При нашем вузе есть железнодорожный детский сад, железнодорожная школа-лицей, а также профильные колледжи. Работающая молодежь и специалисты-пенсионеры проводят с детьми ознакомительные беседы, проходят экскурсии в университет, конкурсы профессий. Большинство наших выпускников идут работать на железную дорогу», — поделился он.

Целевую подготовку медицинских кадров в регионе отметила проректор по учебной работе Иркутского государственного медицинского университета Минздрава России профессор, доктор медицинских наук Лариса Хамнуева. О вкладе Иркутского национального исследовательского технического университета в подготовку высококвалифицированных инженеров для авиации рассказал научный руководитель научно-исследовательской лаборатории «Цифровые технологии производства изделий из полимерных композиционных материалов» Иркутского национального исследовательского технического университета кандидат технических наук Юрий Иванов. После подготовки молодые специалисты, по его словам, устраиваются работать в Иркутский авиационный завод. 

Проректор по учебной работе Иркутского государственного университета кандидат биологических наук, доцент Алексей Вокин указал на имиджевые проблемы в кадровой политике.

«Пока мы не поднимем престиж профессии, мы никогда не справимся. Очень сложно закрепить квалифицированные кадры в образовательных учреждениях отдаленных районов», — подчеркнул он.

Необходимо разработать демографический прогноз, баланс спроса и предложения на кадры, считает председатель ОП Республики Бурятии Татьяна Дугова. Она напомнила собравшимся о национальном проекте «Кадры», который стартует в 2025 году.

«Для повышения технологического суверенитета РФ нам необходимо на высочайший уровень поставить вопрос высшего образования при разработке нацпроекта, объединить все предложения, озвученные в этом зале», — отметила она. 

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*