Более 170 представителей университетов России собрались 30–31 мая на Третьем Всероссийском ИОТ-слёте на ВДНХ в лектории Российского общества «Знание» в павильоне «Атом».
ИОТ-слёт — одно из ключевых ежегодных мероприятий Десятилетия науки и технологий в России в треке «Проектирование будущего», ориентированное на дискуссии и обмен опытом ректоров и проректоров, руководителей ПИШ и ИТ-команд российских вузов, внедряющих или планирующих внедрение индивидуальных образовательных траекторий для студентов.
Организаторы мероприятия: ИОТ-университет, «Научно-образовательная политика», ФГАНУ «Социоцентр» в партнёрстве с ИОТ-консорциумом вузов и Российским обществом «Знание».
Фото - Пресс-служба ИОТ-университета
Делегаты ИОТ-слёта представили более 80 университетов из всех федеральных округов Российской Федерации. География участников — от Владивостока до Калининграда, от Элисты до Якутска, от Мурманска до Симферополя. Самый многочисленный по количеству участников ИОТ-слёт собрал не только технические, медицинские, экономические и юридические университеты, но и вузы креативных направлений, а также педагогические и сельскохозяйственные.
Темы ключевых панельных дискуссий двух дней:«Управление университетом в современных контекстах» и «Удобный университет: пространство возможностей, целеполаганий и вызовов».Модераторами дискуссий выступили научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки России Евгений Сжёнов, генеральный директор ИОТ-университета, главный архитектор Modeus Павел Музыка, заместитель генерального директора CUSTIS, директор мероприятий ИОТ-сообщества Ирина Гордина.
Фото - Пресс-служба ИОТ-университета
Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации, так определила приоритеты для университетов:
«Моя мечта, когда все университеты перестанут быть скучными и начнут развиваться, причём делать это в трёх смыслах. Первый — быть интересным для студентов. Это вызов для вузов регионов, откуда уезжают ребята, их нужно удерживать, что-то предлагать. Второй вызов — задачи, которые ставят перед вузами в регионах предприятия, которым срочно нужны кадры. И третье — это научиться работать в консорциумах так, чтобы компетенции объединялись, а конкуренция стала не соревновательной и спором, кто лучший, а конкуренцией, которая даёт возможность синергетически объединить компетенции друг друга и развиваться».
Андрей Волков, научный руководитель программы «Приоритет-2030», профессор Московской школы управления «Сколково», подчеркнул важность деятельной управленческой рефлексии:
«Нужны доверие и откровенность, группа людей, которые берут ответственность на себя».
Евгений Луков, проректор по образовательной деятельности ТГУ в ключевом докладе «Управление изменениями в университете в условиях глобальной трансформации высшего образования» подчеркнул:
«В 2025–2026 учебном году и далее вся система высшего образования России начнёт переходить на новую систему. И сейчас невозможно не вести разговор с индустриями, с работодателями о будущем. Но если мы не начнём разговор о настоящем, какой выпускник им нужен, то о будущем они никогда с нами разговаривать не будут».
Андрей Омельчук, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации, отметил:
«Мы пересмотрели и улучшили нормативные требования для университетов, чтобы сделать процесс более удобным и комфортным, особенно в финансовом плане. Некоторые университеты могут нуждаться в поддержке и опыте коллег из других вузов для создания и развития новых компетенций. Для увеличения количества квалифицированных специалистов необходимо создавать сетевые образовательные программы, объединяя классические и отраслевые университеты. Программы могут обладать междисциплинарными фундаментальными знаниями в области биомедицины, объединяющие медицинские университеты с инженерными и техническими вузами для разработки новых медицинских технологий, в области информационных технологий, объединяющих компьютерные науки с бизнес-образованием для подготовки специалистов в области цифровой трансформации и другие. Такие программы позволят студентам получить знания в различных областях наук и применять их для создания инновационных решений».
Илья Дубинский, Директор по образовательным продуктам и технологиям CUSTIS, выступая с ключевым докладом «Метамодель образования», обозначил проблемы:
«Вузы, как правило, не готовы быть квалифицированным заказчиком, не очень хорошо понимают ценность долгосрочного сотрудничества. ИТ-компании, как правило, не понимают образовательную модель, а ведь эти компании создают продукты, которые должны улучшить, поддержать, может быть, даже отчасти заменить процессы, но сам процесс не понимают. Как результат, ИТ-системы зачастую являются подпорками, которые фиксируют то, что нужно поменять, и положительного стратегического влияния пока не оказывают».
Своими кейсами и наработками на ИОТ-слёте поделились эксперты ИОТ-университета, а также участники из Южно-Уральского государственного университета, Северного (Арктического) федерального университета, Университета ИТМО, ТюмГУ, ТУСУР, Российского общества «Знание», ДГТУ, СибГИУ, ТГУ и СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
Фото - Пресс-служба ИОТ-университета
Итог мероприятия подвёл Владимир Рахтеенко, председатель Совета ИОТ-консорциума вузов, генеральный директор CUSTIS:
«На Третьем ИОТ-слёте ярко видны изменения в повестке — мы от романтических разговоров про ИОТ перешли к экспертной дискуссии, где обсуждаем пакет технологий для реализации ИОТ. Радует, что количество университетов, использующих эти технологии, уже исчисляется десятками. Теперь этослёт практиков, пусть и продвигающихся с разной скоростью, которые делятся своим опытом. Одна из обсуждаемых проблем — дефицит управленческих и финансовых ресурсов для этих преобразований. Важно, чтобы университеты двигались самостоятельно и проактивно, пользуясь в том числе возможностями поддержки со стороны государства, а это предъявляет высокие требования к управленческой зрелости».
Генеральный партнёр ИОТ-слёта — ИОТ-консорциум вузов, в состав которого входят университеты-лидеры внедрения индивидуальных образовательных траекторий, создающие методологическую и технологическую базу ИОТ. Сегодня в ИОТ-консорциуме 14 высших учебных заведений РФ: МГИМО МИД России, НГУ, НИЯУ МИФИ, САФУ, Сеченовский Университет, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПбПУ, ТГУ, ТИУ, ТюмГУ, УрФУ, ЧГУ, ЮФУ и ЯГТУ, объединившиеся на базе платформы Modeus, чтобы совместно работать над темой цифровой трансформации высшего образования в России и внедрять ИОТ в свои рабочие процессы.
Узнать больше об ИОТ-слёте можно в телеграм-канале и социальных сетях ИОТ-университета.
Посмотреть трансляцию Третьего Всероссийского ИОТ-слёта: 30 мая и 31 мая.
Источник: Пресс-служба ИОТ-университета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.