С начала нового учебного года в старших классах, а также в колледжах и техникумах будут проходить внеурочные занятия по семьеведению. В этом курсе учтут психолого-возрастные особенности и потребности учеников. Однако новый предмет вызвал много вопросов у родителей школьников. Что может быть не так с уроком о формировании семьи и каким его видят в идеале, выяснила «Парламентская газета».
Разговоры о важном ли?
Благодаря рабочей группе Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства в этом году в школах, а также, как недавно стало известно, в учреждениях среднего профессионального образования появится курс семьеведения. В марте вице-премьер Татьяна Голикова уточнила, что на занятиях историки и специалисты-психологи расскажут старшеклассникам, что такое семья в рамках «Разговоров о важном».
Зампредседателя Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев рассказал «Парламентской газете», что отправил в кабмин письмо с вопросом о том, что войдет в курс семьеведения. В Минпросвещения ответили, что подготовка рабочих материалов программы ведется по следующим тематическим направлениям:
«Здесь очень подробно представлены реально очень правильные вещи, которые, наверное, в какой-то идеальной модели абсолютно правильно звучат, — отметил Николай Николаев. — Но есть абсолютно разные семьи с разными традициями».
Парламентарий считает, что когда идет речь о каком-то предмете, то для него формируется определенная модель, с которой можно сопоставить себя: с одной стороны — к чему нужно стремиться, с другой стороны — человек оценивает себя и своих близких.
«Идеалы берутся из каких-то этических представлений — что такое хорошо, что такое плохо. Если семья — это некое воплощение традиций, ценностей, тогда, может быть, учить ценностям, этике, рассказывать, откуда это произошло», — уточнил Николаев.
Педагоги в недоумении
Педагог Сергей Цыбульский задался вопросом, почему семьеведение должны преподавать именно историки. Этим должны заниматься профессионалы — психологи.
Почти вся русская литература построена на очень острых проблемных ситуациях, фактически нет примеров показательной семьи, их мало и в мировой истории, отметил Цыбульский.
«Я сейчас преподаю в четвертом классе, у нас было сочинение на тему «Я и моя семья», но мы отказались от него по одной простой причине: мы поняли, что это огромный удар по психике ребенка. Не все растут в полной и дружной семье. И мы будем им рассказывать, как хорошо, когда она целая. Мы так врываемся в чужую семью и взрываем ее», — пояснил учитель «Парламентской газете».
Возможно, стоит говорить с подростками не об идеалах семейной жизни, а о сложностях, которые могут быть и как их решать, сказал Цыбульский, а не чтобы условная Марья Степановна рассказывала, «какая должна быть дружная семья и попробуй только сделать по-другому». Возможно, это и не стоит делать в период обучения в школе, потому что такие проблемы заинтересуют не каждого подростка.
О чем молвит духовенство
В мировой истории и искусстве мало примеров идеальной семьи, но они есть, сказал «Парламентской газете» протоиерей Александр Ильяшенко. Их можно найти и в античной литературе, и житиях, и других древних текстах. «Исследовать их, подумать, включить в курс истории или литературы. Если проблематику включить в существующий полноценный курс, можно что-то донести», — полагает священник.
Он также заметил, что доля мусульманского населения в России растет, поэтому нужно говорить о традициях и ценностях, общих для всех, например о безусловной верности: семья — это раз и навсегда.
«Школьные программы должны быть составлены так, чтобы они прививали учащимся верность высоким идеалам, а также уважение к идеалам других народов и культур, способность мыслить свободно, творчески, концептуально, системно, масштабно, из массы важных проблем выделять самые важные», — сказал Ильяшенко.
Протоирей считает, что школа должна прививать верность заветам предков, знание всеобщей и отечественной истории, знакомить с жизнью и достижениями великих людей. Этого можно добиться, опираясь на высокие примеры служения своей Родине в истории, как отечественной, так и зарубежной. Особое внимание надо уделить истории древнего мира, где это служение достигло исключительной высоты и ясности.
Необходимо и воспитание благородства, продолжил Ильяшенко, а это включает в себя такие нравственные качества, как великодушие, милосердие, честь, сознание собственного достоинства и одновременно сознание достоинства окружающих людей, принадлежащих к иной социальной, национальной, культурной среде.
Мамы и папы на нервах
Родительское сообщество очень нервничает из-за грядущего семьеведения, сказала «Парламентской газете» юрист, теолог, эксперт Союза «Родительская палата» Софья Дробязко. Глядя на содержание образовательной программы, мамы и папы делают вывод, что предмет — это итог личной жизни и опыта ее разработчика.
Дробязко пояснила, что зачастую психологами становится люди травмированные, которые идут в психологию, чтобы найти какие-то ответы на свою боль, а потом они занимаются разработкой и преподаванием того же семьеведения.
«Люди действительно нервничают, потому что детям могут быть преподнесены ценности и установки, которые противоречат семейным. В одном пособии есть интимная близость, готовность пары, нет ни привязки к браку, ни к традиционным ценностям, — заметила Дробязко. — Есть большое количество верующих семей, не только православных, но и мусульманских, иудейских, у протестантов есть определенные обязанности до брака себя сохранить»
Работа не стоит на месте
Отметим, что темы для предмета пока полностью не сформулированы, они находятся в процессе разработки с профильными ведомствами и экспертами. В Институте изучения детства, семьи и воспитания, который участвует в разработке семьеведения, считают необходимым включение в тематическое планирование курса, связанного со здоровьем семьи. Речь идет о гигиенических привычках, занятиях спортом и режиме дня.
Руководитель рабочей группы по разработке предложений о внедрении в школьную программу семьеведения, член Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Ларионова рассказала, что до начала учебного года в нижней палате парламента пройдет еще одно расширенное заседание со всеми профильными министерствами.
Источник: Парламентская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.