Правительство утвердило перечень мероприятий по оценке качества образования

17.05.2024 164
С 1 сентября 2024 года в России заработает Федеральная информационная система оценки качества образования.

Правительство России утвердило пять мероприятий, которые будут проводиться в рамках мониторинга на федеральном уровне:

1. Национальные исследования качества образования;

2. Международные сопоставительные исследования качества общего образования;

3. Всероссийские проверочные работы (ВПР) в школах по основным общеобразовательным программам;

4. ВПР в колледжах по программам среднего профобразования;

5. Оценка функциональной грамотности.

Национальные исследования качества образования (НИКО)

Это общероссийская программа по оценке качества среднего образования, которую Рособрнадзор начал еще в 2014 году. Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по учебным предметам в определенных классах (обычно 5-8 классы) и не реже двух раз в год.

Школьники пишут диагностические работы по предметам, а учителя и организаторы НИКО отвечают на вопросы специальной анкеты.

Выполнение работы занимает один-два урока, еще около 10 минут отводится для ответов на вопросы анкеты.

Диагностика проверяет не просто знание предмета, а его самые значимые аспекты, которые важны и с точки зрения общего развития, и с точки зрения применения знаний на практике. А еще - личностные и метапредметные достижения.

Задания НИКО выполняют на компьютере. Результаты работы не влияют на годовые отметки, на получение аттестата, на перевод в следующий класс.

Расписание проведения НИКО утверждает Рособрнадзор.

Пример задания (6 класс):

- Абсолютное большинство людей общаются в социальных сетях, рассказывают о своей семье, работе и повседневных делах, отдыхе и развлечениях. Публикация некоторой информации может быть опасной для человека, его семьи. Приведите пример такой информации и объясните, в чём опасность публикации.

Всероссийские проверочные работы в школах и колледжах

ВПР в школах проводятся в 4-11 классах. В этом году они идут с 1 марта по 17 мая, причем дни для работы каждом классе школа выбирает самостоятельно. Всего ВПР пишут около 8,5 миллиона школьников.

ВПР проверяет, как школьники и студенты знают тему, где есть пробелы и что учителю нужно подтянуть. Это "срез знаний", для сведения учителя и школьной администрации. Оценку могут выставить как за обычную контрольную.

Участники ВПР выполняют задания письменно на бумажных бланках. Но по отдельным предмета есть возможность работать на компьютере. В этом году в компьютерной форме можно было написать ВПР по истории, биологии, географии и обществознанию в 5-8 классах.

Выставлять отметки за ВПР школам не рекомендуется. В Рособрнадзоре отмечают: по результатам ВПР не принимаются никакие обязательные решения, важные для определения дальнейшей судьбы или образовательной траектории школьника. Эти результаты не влияют на получение аттестата и на перевод в следующий класс.

Пример задания (математика, 5 класс):

- Принтер печатает 72 страницы за 3 минуты. За сколько минут этот принтер напечатает 120 страниц?

- В магазине продаётся несколько видов творога в различных упаковках и по различной цене. В таблице показана масса каждой упаковки и её цена. Определите килограмм какого творога стоит дешевле других. В ответ запишите стоимость одного килограмма этого творога.

Оценка функциональной грамотности

Термин "функциональная грамотность" введен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда это понималось как "совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем".

Сейчас мы понимаем под функциональной грамотностью способность человека использовать знания и навыки для решения разнообразных жизненных задач.

Функциональная грамотность - это читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотность, креативное мышление.

Чтобы оценить эти навыки, школьникам даются уже задания не по конкретных предметам, а такие, где нужно решить задачи, требующие предметных знаний и жизненного опыта.

Пример заданий:

- Игра "Верно ли что?". Ребятам предлагается словесная формулировка высказывания, которую нужно перевести в знаковую форму, затем определить ложность данных высказываний. Например: "двенадцать больше трёх на девять", "с восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов", "сумма семи и восьми равна шестнадцать".

 

Источник: Российская газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*