Ученый ТюмГУ рассказала о практико-ориентированном обучении

15.05.2024 162

Ученый Финансово-экономического института ТюмГУ рассказал о применении педагогических приемов в разных дисциплинах, что позволяет оптимизировать практическую подготовку обучающегося.

Специальность «Экономическая безопасность» на протяжении уже десяти лет привлекает внимание абитуриентов своей относительной новизной, перспективностью, востребованностью, универсальностью, прикладным характером.

Однако для преподавателей профильных дисциплин «новизна» специальности нередко – сложность в подготовке к занятиям, ведь нужно и самому быть уверенным, и доказать студентам, что полученные теоретические знания пригодятся в будущей профессиональной деятельности.

Фото - utmn.ru

Освоить «прикладной характер» будущей профессии часто позволяют часы блока «Практика» учебной программы, однако в последнее время все труднее направить обучающихся на практику в профильные организации.

Поэтому сегодня образовательной организации предоставлено право осуществлять практическую подготовку обучающихся непосредственно по месту их обучения и в различных формах (учебные предметы, курсы, дисциплины, практики).

В создавшихся условиях реализация практической подготовки достигается в большей степени через основные, профильные дисциплины, а значит, необходимо так их преподавать, чтобы студент понимал, что полученные им знания и умения практико-ориентированы.

Однако, положительный эффект от использования практико-ориентированного обучения достигнут не будет, если студент не соотнесет знания и умения, полученные во время обучения по дисциплине, с необходимыми профессиональными знаниями и умениями.

Статья «Педагогические приемы в практико-ориентированном обучении студентов специальности «Экономическая безопасность» ученого Финансово-экономического института ТюмГУ Натальи Зылёвой вышла в «Вестнике Томского государственного университета».

Для получения эмпирических данных был составлен опросный лист для сбора информации о восприятии студентами их обучения как практико-ориентированного. Анализ показал, что большинство студентов не воспринимали информацию части дисциплин как практико-ориентированную, поскольку преподаватели не сделали на этом акцент, а сами учащиеся не знакомы с трудовыми функциями по своей будущей профессии.

Необходимость исправить эту ситуацию и побудила желание разработать педагогические приемы, направленные на организацию практико-ориентированного обучения.

Изучению сущности категории «педагогический прием» и вопросам применения педагогических приемов в высшем образовании автор уделил внимание в своих исследованиях и придерживается мнения, что педагогический прием – это то, что «педагогом осмыслено и выстроено в контексте педагогической деятельности и что обеспечивает завершенность какого-либо замысла в учебном процессе».

По мнению автора статьи, сущность педагогического приема удобнее воспринимать, если прием имеет условное название. Так, в практико-ориентированном обучении могут быть применимы несколько предложенных педагогических приемов – «правил»: «Настаивайте на выполнении», «Только так, а не иначе», «Сделайте обратную связь обычным явлением», «Опишите решение, а не проблему», «Повышайте взаимную ответственность», «Стандартизируйте ошибки».

Подводя итог, автор отмечает, что на преподавателе, настроенном на практико-ориентированное обучение, лежит большая ответственность за развитие профессиональных компетенций, которое не будет возможным, если студент не уверен в полезности получаемых знаний для будущей профессии.

Предложенные в данном исследовании педагогические приемы «Докажите значимость», «От обратного», «Запланированная ошибка», «Законно ли» могут помочь заинтересовать обучающихся и доказать значимость теоретической подготовки к практической профессиональной деятельности будущего специалиста.

Примеры подготовки учебного материала, представленные в статье, могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений в практической деятельности при организации занятий учебного плана специальности «Экономическая безопасность», при этом не только в части дисциплины «Бухгалтерский учет», но и других основных дисциплин образовательной программы.

 

Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*