Мероприятие, прошедшее 6 мая, открыл Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. Перед собравшимися выступили глава Минздрава России Михаил Мурашко, председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, председатель Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко, заместитель губернатора Липецкой области Ольга Белоглазова, ректоры классических и медицинских вузов Севастополя, Москвы, Калининграда, Ельца, Саранска и Санкт-Петербурга.
История
Глава Минобрнауки России отметил, что становление российской системы высшего медицинского образования пошло двумя параллельными путями. С одной стороны, развивались медицинские вузы в системе Минздрава. С другой — восстановилась традиция медицинского образования в классических многопрофильных университетах.
Фото - minobrnauki.gov.ru
Во многом история развития высшего медицинского образования в России началась с открытия в 1755 году Московского университета, куда вошел медицинский факультет. В XIX — начале XX века в России возникли медицинские факультеты в императорских университетах. В тридцатые годы XX века медицинские факультеты преобразуются в отдельные медицинские институты.
Уже в 1960 году медицинский факультет создан в Петрозаводском университете, в 1961 году — в РУДН, в 1966 — в Кабардино-Балкарском, в 1967 — в Мордовском университете и так далее. Новая волна создания медицинских факультетов началась в 90-е годы. Так, в 1992 году создан факультет фундаментальной медицины в МГУ имени М.В. Ломоносова.
Развитие медицинского образования в цифрах
По словам Валерия Фалькова, сегодня медицинское образование по самым востребованным специальностям можно получить в 127 вузах, в том числе в 49 вузах Минздрава России, в 56 вузах Минобрнауки России, в 3 — Минпросвещения России, в муниципальных вузах, университетах Правительства РФ, частных вузах и с недавнего времени в научных организациях.
Общий контингент студентов по медицинским направлениям составляет порядка 363 тысяч студентов, более 72% из них учатся в вузах, подведомственных Минздраву России.
Ежегодно увеличивается количество бюджетных мест по области образования «Здравоохранение и медицинские науки». За последние 7 лет общее количество «бюджета» выросло на 43% — с 38 919 мест в 2018 до 55 580 в нынешнем году. Также в семью медицинских вузов влились университеты новых регионов, которым в 2024 году установлен увеличенный объем бесплатных мест по медицине, — 1 737.
Центром ответственности за подготовку предложений об объеме и структуре бюджетных мест выступает Минздрав России.
Территориальная представленность
Сегодня в 13 регионах подготовка специалистов с высшим медицинским образованием осуществляется в вузах Минобрнауки и Минздрава. В 47 регионах программы в области медицины и здравоохранения реализуются либо только вузами Минздрава, либо Минобрнауки. Кадровые потребности 14 регионов обеспечиваются вузами и филиалами разных учредителей. В 15 регионах подготовка медиков с высшим образованием для первичного звена здравоохранения не ведется.
За последние четыре года медицинские факультеты открылись в составе нескольких классических университетов: Елецкого, Мурманского арктического, Севастопольского. Их открытие инициировано руководством регионов и продиктовано острейшим дефицитом медицинских кадров.
Шаги к повышению качества подготовки медицинских кадров
В своем выступлении Валерий Фальков подчеркнул, что эффективность подготовки медицинских кадров в целом зависит от многих факторов, где, кроме взаимоотношений учредителя с вузом, большое значение имеет уровень знаний абитуриентов, квалификация преподавательского состава в университетах, клиническая база и многое другое.
«Качество образования во многом зависит от качества приема, и университеты могут на это влиять. Опыт участия наших вузов в программе «Приоритет-2030», в том числе Дальнего Востока, показывает, что если выстроить системную линейку мероприятий, грамотную политику по привлечению талантов, заняться развитием необходимой для студентов инфраструктуры, начать активно работать со школами в своем регионе, то средний балл абитуриентов начинает расти», — заметил он.
Напомним, сейчас ряд вузов, где учат будущих медиков и врачей, участвует в уже известных программах развития Минобрнауки России — программе «Приоритет-2030» и федпроекте «Передовые инженерные школы». Так, из 44 вузов — участников Приоритета, которые готовят специалистов для системы здравоохранения, 15 — подведомственные Минздраву университеты. А среди участников проекта по созданию передовых инженерных школ — 3 вуза Минздрава. «Это вклад в обеспечение высокого качества медицинского образования, и работа по развитию медицинских университетов будет продолжена», — сказал Министр.
В завершение своего доклада, он подчеркнул, что высшее медицинское образование, несмотря на различную ведомственную принадлежность вузов, развивается как единая система и для повышения качества подготовки необходимых специалистов учредителям профильных университетов нужно действовать сообща.
Источник: Пресс-служба Минобрнауки России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.