ЕГЭ-2024: курс на 100 баллов

06.05.2024 130

До начала аттестационной кампании осталось меньше месяца. Изучение школьной программы закончено, «пробники» написаны, результаты проанализированы – подготовка к главным экзаменам идет полным ходом.

Что лучше: решать бесконечное количество вариантов или заняться тематической подготовкой? Выполнять задания, в которых уверен, или те, которые вызывают больше сложностей? Стараться охватить при повторении как можно больше тем или сделать акцент на определенных заданиях? На все эти вопросы ответили педагоги и разработчики контрольных измерительных материалов ЕГЭ-2024 в эфире онлайн-марафона Рособрнадзора «ЕГЭ – это про100!».

География

Традиционно в первый день основного периода ЕГЭ выпускники сдают экзамены по географии и литературе. Эфиры, посвященные этим предметам, открыли четвертый сезон онлайн-марафона.

Разработчик заданий ЕГЭ по географии Андрей Жеребцов и учитель географии Любовь Цебулина рассказали, что в 2024 году количество экзаменационных заданий уменьшилось с 31 до 29, при этом время на их выполнение не изменилось. Учащимся по-прежнему нельзя пользоваться атласами, но каждый комплект КИМ включает в себя справочные материалы с политической картой мира, административной картой России, статистическими таблицами, которые могут помочь в выполнении работы.

«География находится на стыке разных наук, поэтому ребята, которые ее сдают, должны быть разносторонне развитыми, иметь широкий кругозор. На экзамене практически нет заданий, которые направлены на простое воспроизведение информации из учебников, но зато есть задания, проверяющие умение анализировать, сравнивать, опираясь на полученные учебные знания», – прокомментировал Андрей Жеребцов.

Любовь Цебулина рекомендовала выпускникам постараться максимально выполнить все задания на экзамене, поскольку даже не идеально выполненные ответы могут быть засчитаны как частично правильные и принесут определенное количество баллов.

Литература

Об особенностях ЕГЭ по литературе рассказали московские педагоги Анна Кузьмина и член комиссии по разработке КИМ по литературе доктор филологических наук  Алексей Федоров.

Эксперты посоветовали выпускникам обратить внимание на перечень произведений, указанных в кодификаторе, и освежить в памяти тексты, прочитанные в 9-м и 10-м классах.

«ЕГЭ по литературе – экзамен творческий, он не подразумевает натаскивание на правильные ответы, а проверяет читательскую грамотность и умение выражать свои мысли», – напомнил Алексей Федоров.

Анна Кузьмина обратила внимание на типичные ошибки ЕГЭ по литературе и подсказала, как их избежать.

«Надо уметь четко вычленять идею и проблематику произведений, знать имена героев, корректно использовать цитаты», – сообщила она.

Эксперт подчеркнула, что цитата должна употребляться точно, без замены слов или их перестановки. Чтобы избежать фактической ошибки, в этом случае выпускники могут использовать цитату частично или перевести ее в косвенную речь – это также будет засчитано как аргумент.

В ходе эфира педагоги ответили на вопросы школьников. Они уточнили, что запрета на использование произведений, выходящих за рамки школьной программы, нет, но все же лучше всего обращаться к классической литературе, чтобы у экспертов была возможность проверить текстовый источник

Химия

Руководитель комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по химии Дмитрий Добротин и учитель химии Анастасия Симонова дали практические рекомендации выпускникам, планирующим сдавать экзамен по химии.

Дмитрий Добротин посоветовал решить экзаменационный вариант, выявить слабые места и оставшийся месяц отрабатывать те элементы содержания, которые пока сформированы недостаточно хорошо.

«Повторите темы, в которых вы сделали ошибки, уделяйте внимание не столько решению заданий, сколько содержательной части. Багаж знаний – это то, что поможет вам на экзаменах. На ЕГЭ не надо пытаться вспомнить, решали ли вы такие задачи и как вы это делали.  Надо размышлять, логически мыслить. Тогда вы точно справитесь с любым заданием, даже с самым сложным», – считает Дмитрий Добротин.

Анастасия Симонова посоветовала внимательно читать КИМ, вычленять ключевые моменты и на их основании строить свой ответ.

Она напомнила, что задание может предполагать получение разных продуктов реакции и, даже если результат, полученный выпускником, не соответствует ключу у эксперта, ответ будет засчитан.

«Эксперты оценивают правильность ответа и его соответствие условиям задания», – уточнила Анастасия Симонова.

Обществознание

ЕГЭ по обществознанию традиционно входит в топ самых популярных экзаменов по выбору. В эфире онлайн-марафона «ЕГЭ – это про100» учителя истории и обществознания Петр Омельяненко и Кирилл Курбатов напомнили выпускникам, что все задания, которые встретятся на ЕГЭ, соответствуют кодификатору и не выходят за рамки школьной программы.

«Экзамен дает возможность продемонстрировать свои знания в полной мере, в нем нет никаких подводных камней.  Нужно быть максимально внимательными в чтении формулировок и требований к выполнению заданий», – подчеркнул Кирилл Курбатов.

Эксперты обратили внимание выпускников на то, что в 2024 году изменилось задание 24: теперь там необходимо составить сложный план, раскрывающий тему. Этот план должен содержать не менее трех пунктов, каждый из которых детализируется в подпунктах.

Во время эфира в социальной сети «ВКонтакте» выпускники задали вопросы, касающиеся особенностей выполнения заданий второй части, заданий повышенного уровня сложности и оформления этих заданий. Эксперты напомнили, что использование дополнительных аргументов в задании 23 не приведет к повышению баллов, а в случае ошибки в них снизит общие баллы за задание.

Иностранные языки

Онлайн-консультация в помощь выпускникам, сдающим ЕГЭ по иностранным языкам, продолжила цикл эфиров «ЕГЭ – это про100!».

Доцент кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, разработчик заданий ЕГЭ кандидат педагогических наук Ирина Басова и учитель английского языка Александра Панкратова напомнили об актуальных интернет-ресурсах для подготовки к ЕГЭ и предостерегли от использования непроверенных материалов.

«Очень важно не только хорошо владеть языком, но и четко знать формат экзаменационных заданий – именно этим сейчас следует заняться выпускникам. Принципиально увеличить уровень знаний за оставшийся месяц невозможно, но зато можно сосредоточиться на изучении особенностей оформления заданий, прорабатывать моменты, которые вызывают трудности», – считает Ирина Басова.

Анастасия Панкратова сообщила, что задания ЕГЭ по иностранному языку имеют разный уровень сложности – базовый и высокий. Задания высокого уровня дают возможность получить больше баллов на экзамене.

«В демоверсиях ЕГЭ, опубликованных на сайте ФИПИ, есть разборы всех заданий, полезные рекомендации, в том числе с разбором ошибок и указанием того, за что может быть снижен балл», – уточнила Анастасия Панкратова.

Зрителей эфира интересовали особенности оформления письменных заданий, критерии оценки при допущенных недочетах и ошибках. Эксперты также рассказали о ЕГЭ по другим иностранным языкам. Они пояснили правила использования надстрочных знаков на экзамене по французскому языку и особенности подсчета знаков на ЕГЭ по китайскому языку.

Математика

О том, что ждет выпускников на экзамене по математике и как отшлифовать полученные знания в течение оставшегося месяца, рассказали разработчик КИМ ЕГЭ по математике Дмитрий Щербаков и учитель математики Анна Козина.

«Все, что необходимо для успешного решения заданий на экзамене, вы уже изучили, сейчас важнее всего сосредоточиться на повторении. Важный момент: при финальной подготовке не пытайтесь заучить наизусть демоверсии – все равно на ЕГЭ вам встретятся другие задания. Сделайте акцент на тех задачах, которые у вас хорошо получаются, – это даст возможность продемонстрировать хороший уровень знания математики и получить высокие баллы», – посоветовал Дмитрий Щербаков.

Он прокомментировал также, что многие школьники предпочитают решать варианты целиком. Такая стратегия, несомненно, имеет свои плюсы: она дает возможность распланировать время выполнения заданий на ЕГЭ, но все же регулярное тематическое повторение – это наиболее эффективный способ подготовки.

Анна Козина рекомендовала делать акцент на понятных и решаемых задачах, отрабатывать аналогичные примеры и заранее определиться, какие задания будут в приоритете и дадут максимальный балл.

«В большинстве заданий можно использовать любые способы решения задач, главное – прийти к правильному ответу», – сообщила Анна Козина.

История

История – один из самых сложных и интересных экзаменов аттестационной кампании. Он предполагает знание истории России и всеобщей истории. Об оптимальном формате подготовки рассказали член экзаменационной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по истории Александра Фокина и учитель истории Татьяна Куликова.

Александра Фокина отметила, что лучшая стратегия повторения пройденного – это сквозное тематическое повторение, которое помогает систематизировать знания.

«Не надо пытаться заучивать все подряд, гораздо лучше выстроить системную работу: выбрать событие или линейку событий и, как бусы на нитку, «нанизывать» на нее персонажи, даты, ключевые факты и т. д. Это позволит видеть происходящие процессы и хорошо ориентироваться в информационном потоке», – считает Александра Фокина.

Эксперты уточнили, что все даты учить необязательно: на сайте ФИПИ можно найти рекомендации с указанием ключевых дат, которые надо знать, терминов и имен исторических персонажей.

Особую сложность у выпускников традиционно вызывают задания, связанные с культурой.

«Чтобы лучше подготовиться к таким заданиям, нужно систематизировать информацию, сделать таблицы, искать иллюстрации, выстраивать ассоциативные ряды, которые помогут запоминать те или иные факты», – предложила Александра Фокина.

Во время эфира в социальной сети «ВКонтакте» поступило множество вопросов. Особый интерес у выпускников вызвало появление вопросов, связанных со СВО. Эксперты уточнили, что такие вопросы могут встретиться в заданиях с 1-го по 6-е в первой части КИМ. Во второй части их не будет.

«Материал, который войдет в эти задания, строго соответствует учебнику по истории России для 11-го класса под редакцией Владимира Мединского и Анатолия Торкунова», – резюмировала Татьяна Куликова.

Физика

В этом году экзамен по физике претерпел серьезные изменения: количество заданий уменьшилось с 30 до 26, поменялось также содержательное наполнение отдельных линий заданий во второй части работы – была исключена задача по геометрической оптике.

Член комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по физике кандидат технических наук Антон Гиголо информировал, что правильно выполненная первая часть экзаменационной работы дает две третьих от общего количества баллов, поэтому на выполнении заданий этой части надо сосредоточиться в первую очередь. Приступая ко второй части второй части, лучше начать с тех задач, в которых выпускники чувствуют себя уверенно, а затем решать все остальные. Обязательно надо оставить время для того, чтобы все переписать на бланки: черновики на ЕГЭ не проверяются.

Антон Гиголо порекомендовал выпускникам информационный ресурс физикадлявсех.рф, где опубликованы разборы заданий и тренировочные материалы, и «Навигатор самостоятельной подготовки», размещенный на сайте ФИПИ.

Учитель физики Любовь Сазонова посоветовала проанализировать, какие темы вызывают у них сложности, и заняться повторением этих тем.

«Старайтесь решать по одному варианту в день, особое внимание обратите на задание 26. Это задание высокого уровня сложности, но оно дает четыре первичных балла», – сообщила Любовь Сазонова.

Русский язык

Четвертый день онлайн-марафона Рособрнадзора «ЕГЭ – это про100!» стартовал с эфира, посвященного экзамену по самому востребованному предмету – по русскому языку.

Об особенностях экзамена и изменениях, которые произошли в нем по сравнению с предыдущими годами, выпускникам рассказали разработчик КИМ ЕГЭ по русскому языку Марина Лащенова и учитель русского языка Лина Кондрашова.

Марина Лащенова обратила внимание выпускников на то, что задания 13 и 14 в этом году изменились. Так, задание 13 теперь предполагает проверку умения писать частицу «не» слитно или раздельно с разными частями речи и подразумевает ответ с множественным выбором. Задание 14 проверяет умение выбирать слитное, раздельное или дефисное написание разных частей речи.

Она отметила также, что традиционно в список сложных для выпускников заданий входят задания 4 и 5. Для их выполнения необходимо ориентироваться на словники, прикрепленные к демоверсии.

Еще одним новшеством этого года стала корректировка критериев оценивания в задании 27. При комментировании проблемы исходного текста необходимы примеры-иллюстрации, связанные по смыслу. Обоснование собственного мнения требует включения примера-аргумента.

Лина Кондрашова рассказала о типичных ошибках, которые делают выпускники на экзамене: в орфографических заданиях проблемы возникают при написании корней с чередующимися гласными, в сочинении эксперты при проверке сталкиваются с речевой избыточностью и излишними повторами или же с речевой недостаточностью, в том числе с незаконченностью мыслей и пропуском слов.

«Внимательно проверяйте свои работы, читайте задания, не торопитесь, и тогда вы сможете хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку», – обратилась к выпускникам Марина Лащенова.

Информатика

ЕГЭ по информатике – единственный экзамен, который сдается на компьютерах. По мнению экспертов, такой формат дает возможность выпускникам использовать широкий спектр инструментов и выполнить задания максимально эффективно.

Директор Института информационных технологий Московского государственного технологического университета «Станкин», член комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по информатике кандидат технических наук Сергей Сосенушкин и учитель информатики Анна Пузанкова напомнили, что единых требований к программному обеспечению на экзамене нет: их регламентируют региональные центры обработки информации.

«Каждому участнику будет предоставлен полный спектр ПО, достаточный для выполнения задания», – сообщила Анна Пузанкова.

Эксперты уточнили что оптимальным для выполнения ЕГЭ по информатике является язык Python, простой и понятный для учеников, но можно пользоваться любым языком, если, применяя его, выпускник чувствует себя более уверенным.

«На экзамене планируйте время, будьте внимательны. Если есть возможность решить задачу разными способами, воспользуйтесь ей, проверяйте себя», – подчеркнул Сергей Сосенушкин.

Биология

Гостями эфира, посвященного ЕГЭ по биологии, стали член комиссии по разработке КИМ по биологии Марина Ишевская и учитель Татьяна Шабельская.

Они обратили внимание выпускников на важность метапредметной подготовки и отметили, что биология тесно связана с физикой и химией и знание этих дисциплин поможет лучше справиться с экзаменационной работой.

Эксперты посоветовали начать выполнение заданий с первой части.

«Успешно сделанная первая часть – это 36 первичных баллов, то есть достаточно много. Она даст вам возможность освежить в памяти знания, которые пригодятся при решении задач второй части ЕГЭ, за которую можно получить максимум 21 балл», – прокомментировала Татьяна Шабельская.

Марина Ишевская дала практические рекомендации, которые помогут выпускникам на экзамене. 

Видеозаписи всех эфиров доступны на страницах Рособрнадзора в социальной сети «ВКонтакте» и на Rutube.

 

Источник: Федеральный портал "Российское образование"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*