«Шаг в историческую науку»: в УрГПУ собрались исследователи со всей России

24.04.2024 205

19 апреля в УрГПУ состоялась XXIV Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Шаг в историческую науку». Организатором выступил институт общественных наук (ИОН).

Конференция прошла в смешанном формате. Традиционно, помимо студентов, в мероприятии принимают участие школьники, а также аспиранты, магистранты, преподаватели и научные сотрудники из разных городов нашей страны, которые делятся своим научным и научно-исследовательским опытом. Всего в мероприятии приняли участие около 100 человек.

Фото - uspu.ru

С приветственным словом к участникам пленарного заседания обратился заместитель директора института общественных наук УрГПУ, канд. ист. наук, доцент кафедры права, экономики и методики их преподавания Андрей Шитов: «Конференция 24-ая по счету, а это значит, что традиция вовлекать студенческую и школьную молодежь в изучение истории, методики преподавания истории и смежных отраслей давно является традицией нашего педагогического коллектива. Мы всегда открыты для взаимодействия с вами, чтобы заинтересовать вас исторической наукой. Очень важно, что сегодня здесь собрались те, кто впервые в жизни написал свои научные работы. Это важно для нас, как для преподавателей, поскольку мы видим результат своих трудов. И это важно для вас, поскольку вхождение в историческую науку является достаточно сложным этапом в вашей жизни. Возможно кто-то из вас в дальнейшем свяжет свою судьбу с научной деятельностью и в конечном счете пополнит наши ряды».

По словам председателя оргкомитета конференции, заведующей кафедры истории России, канд. ист. наук, доцента Галины Кругликовой, «Шаг в историческую науку» всегда было не только внутривузовским мероприятием, но и научным событием всероссийского уровня: «Наша конференция развивается, помимо слушания научных докладов, добавляются новые формы взаимодействия в нашем профессиональном сообществе. Конференция позволяет участникам развить навыки профессионального общения, которыми в дальнейшем они могут поделиться в своих образовательных организациях».

Галина Александровна также отметила, что каждую конференцию «Шаг в историческую науку» организаторы начинают с описания дня в истории России, в который проходит мероприятие. 19 апреля в нашей истории известно, как День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. В связи с этой памятной датой на втором этаже УрГПУ экспонируется выставка, посвященная героическим страницам нашей страны.

«В России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась история Второй мировой и Великой Отечественной войны. Изучение этих событий сегодня, причем не только военных действий, но и судеб гражданского населения, оказавшихся на оккупированных территориях, судеб людей, которые жили, трудились и ковали эту победу в тылу, объединяет нашу с вами историю, делает нас единым многонациональным народом, который одержал победу над фашизмом. Это очень важно для понимания и формирования нашего с вами национального мировоззрения, которое является одним из главных факторов суверенитета и национальной безопасности России», – отметила Галина Кругликова, приветствуя участников пленарного заседания.

Далее были представлены доклады. Ассистент кафедры истории России, учитель истории и обществознания Училища олимпийского резерва № 1 (Екатеринбург) Евгений Фартеев рассказал о юбилейных датах исторических событий в 2024 году. Евгений Константинович начал свой доклад с элементов исторической памяти и цитат деятелей культуры и науки. По словам спикера, «историческая память – это важный аспект, который с помощью накопленных обществом знаний и воспоминаний о событиях и личностях, внесших вклад в историю страны, формирует нашу идентичность, мировоззрение, играет важную роль в формировании культурного наследия, а также определяет ценности, на которых базируется наше общество». Евгений Фартеев рассказал о механизмах формирования исторической памяти общества, подробнее остановившись на церемониальной форме коммеморативных практик и источниках современных традиций и юбилеев, корни которых заложены еще в Древнем Египте, иудаизме, католицизме, обычаях средневековой Венеции и лютеранской традиции. Первый неофициальный юбилей, который праздновался в России в 1782 году, – это столетие со дня воцарения Петра Великого, тогда же был воздвигнут памятник «Медный всадник». «Но в то время юбилейная риторика была несколько иной, нежели мы ее себе представляем. Впервые в более традиционном формате юбилей праздновался в 1803 году по инициативе императора Александра I – это празднование столетия Санкт-Петербурга. Именно с этого года в нашей стране складывается юбилейный канон и представления о том, как должно происходить празднование крупных и знаменательных дат», – отметил Евгений Фартеев.

Далее спикер подробно остановился на некоторых юбилейных датах, празднуемых в России в 2024 году – это тысячелетие Суздаля, 300-летие основания Российской академии наук, события ВОВ (80-летие со дня снятия блокады Ленинграда, освобождение Крыма и Севастополя), даты, связанные со всемирной и всеобщей историей (300-летие со дня рождения Иммануила Канта, 110 лет со дня начала Первой мировой войны, 210 лет со дня открытия Венского конгресса), даты, связанные со Свердловской областью (90-летие основания нашего региона, 160 лет со дня рождения художника-камнереза А. К. Денисова-Уральского, 145 лет со дня рождения писателя П. П. Бажова) и др.

- 2024 год объявлен в России Годом семьи. Особое внимание уделяется многодетным и многопоколенным семьям, ведь в том числе благодаря семье у нас формируются зачатки исторической памяти, а из поколения в поколение передаются важные вехи истории семьи, страны, эпохи, достижений, побед и поражений. Поэтому очень важно знать о памятных датах нашего государства и каждый год чтить их, – резюмировал Евгений Фартеев.

Исторические события, даты, персоналии лучше всего запоминаются и усваиваются учениками через дидактические игры. Василий Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Об использовании дидактических игр в урочной и внеурочной работе учителя истории рассказала на пленарном заседании учитель истории и английского языка школы № 18 г. Екатеринбурга, выпускница УрГПУ Марина Лигун.

- Изменения, происходящие в современном обществе очень сильно затрагивают сферу образования, что способствует появлению новых подходов в системе школьного образования, новых технологий, методов, приемов, которые должны способствовать индивидуальному развитию личности, появлению творческой инициативы, формированию навыков самостоятельности, навигации в информационной среде, гибкости мышления, умения логически мыслить, а также должны пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности и повседневной жизни. Наиболее востребованными становятся игровые технологии, одной из них является использование дидактических игр, главной особенностью которых является то, что дети в них сосредотачиваются лучше и запоминают намного больше, так как игра не ставит перед ними никакой учебной задачи, но в результате они все равно чему-то учатся, – отметила Марина Сергеевна.

Марина Лигун разобрала понятие дидактической игры, остановившись на ее структуре, включающей две компоненты – деятельность как важнейшая форма проявления жизни человека и условность как признак отражения этой самой действительности, а также остановилась на цели игры – ее занимательности, методиках проведения и результатах. «Игра позволяет посмотреть на историю с нескольких сторон, понять, насколько она увлекательная, и где существуют связи между зарубежной и русской историей», – подчеркнула спикер, приведя конкретные примеры игр на разных уроках, такие как устный диафильм (создание зарисовок для воспроизведения услышанного рассказа), имитация проведения урока самими учениками, переводчик (усвоение новых терминов через перефразирование), реставрация (расшифровка законспектированного ранее текста), аукцион, исторический снежный ком и рюхи, направленные на повторение терминов, реформ, исторических личностей и закрепление знаний о них, и др. Отдельно Марина Сергеевна остановилась на образовательном квесте и его видах – линейном, штурмовом и кольцевом, разобрала план проектирования квеста и дала рекомендации по подготовке перед выступлением.

По словам Галины Кругликовой, «Шаг в историческую науку» – это конференция, на которой «выросли» студенты исторического факультета, института общественных наук, ставшие сегодня кандидатами и докторами исторических наук, ведущими преподавателями школ и вузов Уральского региона: «Конференция давно зарекомендовала себя не только в студенческой среде. Активное участие в ней принимают школьники, руководителями которых являются все те же выпускники университета, получившие навык научно-исследовательской работы в университете».

В рамках конференции было организовано уникальное мероприятие. Участники «окунулись» в методику и технологию исторических игр, которые можно применять в рамках учебно-воспитательного процесса. Игра «Объясни», подаренная студентам института общественных наук народным учителем Чеченской Республики, руководителем педмастерской ЧГПУ, учителем обществознания и права Математической школы № 1 им. Х. И. Ибрагимова г. Грозного, абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России» Алиханом Динаевым, игры-лото «Знаешь ли ты историю Россию», «Деятели культуры России» позволили поиграть студентам и обсудить технологию их применения в школе.

Далее в рамках конференции прошла работа нескольких секций, где с докладами в очном и заочном формате выступили студенты, аспиранты, магистранты, школьники, преподаватели и научные сотрудники из Республики Дагестан, Донецкой Народной Республики, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Челябинска, Ульяновска и Ростова-на-Дону.

Первая секция была посвящена проблемам всеобщей истории. Модераторами выступили – ассистент кафедры всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин Алёна Голотина и студент института общественных наук Максим Крутихин.

На второй секции участники рассматривали актуальные вопросы изучения Отечественной истории IX – начала XX вв. Модераторами выступили – канд. ист. наук, доцент кафедры истории России Марина Елисафенко и студентка института общественных наук Изабелла Сагдиева.

Третья секция была посвящена опыту осмысления Отечественной истории XX – начала XXI вв. Модераторами выступили – ассистент кафедры истории России Алёна Соловьева и студент института общественных наук Матвей Гаськов.

Четвертая секция под названием «Археология вне времени» объединила студентов института общественных наук, учащихся лицея № 100 г. Екатеринбурга и учащихся образовательных организаций г. Полевского – воспитанников Центра развития туризма им. Н. Е. Бобровой (под руководством А. В. Непомнящего). Модератором встречи выступила завкафедрой истории России Галина Кругликова. Экскурсия в музейно-образовательное пространство «Археология вне времени» не только познакомила собравшихся с историей организации в УрГПУ археологических исследований, но и продолжилась профессиональным общением. Начинающие археологи представили результаты своих исследований, проведенных на основе результатов археологических экспедиций. Встреча продолжилась просмотром и обсуждением фильма «Археология. История с лопатой». Мероприятие было проведено в рамках кинодня «Археофильм», организованного в рамках проекта «Археолокус» и грантового проекта Росмолодежь. Гранты «Музейно-педагогическая локация «Академия будущего археолога». Участники обсудили особенности организации и проведения археологических исследований, поделились впечатлениями от участия в археологических экспедициях.

Пятая секция была посвящена теории и методике преподавания истории, права и обществознания. Модераторами выступили – канд. ист. наук, доцент кафедры права, экономики и методики их преподавания Андрей Шитов и студентка института общественных наук Яна Головизина.

На шестой секции рассматривали теорию и методику преподавания истории и обществознания. Модераторами выступили – канд. пед. наук, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин Анна Антонова и студентка института общественных наук Юлия Семикина.

Мероприятия конференции прошли в атмосфере позитивного настроя и продуктивного сотрудничества между всеми категориями профессионального сообщества. Некоторые участники поделились впечатлениями.

Студентка 4 курса института общественных наук Элина Юрьева:

«Впервые принимаю участие в научной конференции. Тема доклада «Учебные заведения Алапаевска 15 века» сопряжена с моей курсовой работой. Занимаюсь данной темой с прошлого года, рассматриваю разные сферы жизни Алапаевска, поскольку сама проживаю в Алапаевском районе. Участие в подобных конференциях дает возможность попробовать себя в новой роли, развить навык публичных выступлений и умение отвечать на вопросы, попробовать себя в исторической науке как исследователь, а также пообщаться с другими участниками».

Учащийся 10 класса школы № 22 Иван Берсенёв:

«Выступаю на конференции с результатами своего исследования по теме «Теория волн демократизации С. Хантингтона: истоки, суть, актуальность». Данная тема привлекла меня, поскольку демократия – есть фактор социально-экономического прогресса. Кроме того, данная теория слабо проработана в русскоязычном пространстве. Я сам предложил данную тему в качестве исследовательского проекта своему преподавателю. Это мой первый опыт выступления на научных конференциях, и он чрезвычайно значим для меня».

Студентка 4 курса института общественных наук Алсу Камалова:

«На научной конференции выступаю впервые. Моя тема звучит как «Подготовка учительниц начальной школы в Екатеринбурге в последней трети XIX». Выбрала данную тему, поскольку пишу курсовую работу по женским гимназиям. Участие в подобных конференциях дает опыт и возможность попробовать себя в публичном выступлении, ведь нам предстоит защита диплома, а это, своего рода, первый шаг в данном направлении. В будущем планирую стать учителем истории в общеобразовательной школе».

Благодарим профессорско-преподавательский состав кафедры истории России, всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин, а также Студенческое научное общество института общественных наук за подготовку и поведение конференции.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*