11 апреля состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в партнерстве университетов МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.
С докладом «Эффекты внешкольных занятий: методы и анализ (на материале исследований Центра общего и дополнительного образования им. Пинского Института образования НИУ ВШЭ в Ярославской области в 2022 и 2023 гг.)» выступили
Фото - Пресс-служба МГППУ
В своем докладе авторы представили основные результаты исследования внешкольного времени детей школьного возраста, которое проводит Центр общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ с 2022 г.
Авторы в своем выступлении затронули различные аспекты, такие как поиск эффектов участия во внешкольных занятиях, социально-экономическая композиция, структура внешкольного времени, использование линейной регрессии для анализа данных, связь дополнительного образования с благополучием школьников, исследование влияния внешкольных занятий на развитие мягких навыков и академические результаты.
В то же время был выделен ряд проблем для исследования внешкольных занятий: трудности в поиске эффектов при использовании сложных методов анализа, что приводит либо к отсутствию эффекта, либо его очень низкому значению. Важным дефицитом исследовательского поля является отсутствие традиции в отечественной науке в отношении оценки эффектов дополнительного образования: большинство работ носят описательный или декларативный характер.
Результаты исследования имеют практическое значение в развитии системы дополнительного образования на муниципальном и региональном уровнях. Сама же дискуссия о методах является важной, т. к. позволяет обеспечить прочную научную базу для принятия управленческих решений.
Доклад вызвал живую дискуссию участников семинара.
Дискуссанты отметили значимость исследований внешкольных занятий не только с точки зрения получения ответов на их результативность или эффективность, но и попытки методологических поисков для повышения научного уровня исследований дополнительного образования.
В своем выступлении дискуссант Диана Рафаильевна Ахмеджанова, PhD, доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, отметила, что не удивлена маленьким эффектом, в частности из-за выбора инструментов измерения. Она предложила рассмотреть возможность адаптации опросников для различных областей образования (например, спорта), учитывая специфические факторы дополнительного образования и их влияние например, на благополучие и психоэмоциональные навыки. Также спикер указала на важность использования специализированных инструментов для измерения конструктов в различных областях, например, спортивных занятий.
Дискуссант Анастасия Васильевна Капуза, научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ, отметила, что учет всех причин попадания в экспериментальную группу в образовании является сложным и невозможным заданием. Квазиэкспериментальные методы, например, мэтчинга, хотя и популярны, критикуются из-за невозможности учета всех факторов. Большинство экспериментальных исследований в образовании не приносят ожидаемых эффектов, что вызывает разочарование и приводит к публикации отчетов вместо статей. Сложность оценки эффектов образования связана с гетерогенностью группы и необходимостью разделения на подгруппы. Важно не только объяснить увеличение баллов учащихся, но и понять механизмы, почему это происходит, включая культурный перенос и агентность.
Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 23 мая 2024 года.
Источник: Пресс-служба МГППУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.