Сохраняя ценности, идем в ногу с прогрессом: в УрГПУ прошла VIII Международная НПК «Традиции и инновации в педагогическом образовании»

16.04.2024 185

13 апреля в УрГПУ торжественно открылась VIII Международная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в педагогическом образовании». Ее организаторы – Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Уральский государственный педагогический университет, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, Цзилиньский университет международных исследований.

Конференцию открыла ректор УрГПУ, доктор психологических наук, профессор Светлана Минюрова.

– Этот день – очень праздничный, вдохновляющий момент встречи, который позволяет нам, с одной стороны, прикоснуться к различным методологическим, теоретическим аспектам, питающим нашу сферу педагогики и образования, а с другой стороны, почувствовать единство нашего коллектива: и университета, которому уже 94 года, и нашего образовательного пространства, не только нашей прекрасной и славной России, но и пространства, к которому присоединяются наши коллеги их многих стран, – сказала Светлана Алигарьевна. – Для нас большая честь принимать такую представительную конференцию. Я благодарю организаторов за то мастерство, с которым были отобраны доклады и выстроена программа. И конечно, благодарю вас, уважаемые участники, за ваш личный профессиональный вклад в создание нашей единой системы образования. Желаю вам плодотворных дискуссий и планов на построение будущего.

Фото - uspu.ru

Ведущая церемонии открытия и модератор пленарного заседания, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогической компаративистики Юлия Галагузова обозначила масштаб конференции:

– У любого народа традиции всегда были основой построения национальной образовательной системы. Традиции – это форма реализации преемственности между поколениями. Но XXI век – век инновации и прогресса. Перед нами как представителями системы образования стоят вопросы: как в условиях меняющегося мира своевременно реагировать на запросы общества, внедряя инновации и одновременно сохраняя то ценное, что наработано не одним поколением отечественных и зарубежных педагогов? Как воспитать следующее поколение в духе безусловной причастности к судьбе своей страны? Ведущие эксперты из разных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья собрались в одном пространстве, где сегодня в течение всего дня мы будем обсуждать роль традиций и инноваций в современном педагогическом образовании. На конференцию зарегистрировалась тысяча участников. Это ученые и практики из всех 9 федеральных округов и 120 городов России. Среди зарубежных коллег в конференции принимают участие представители Китая, Кыргызстана, Казахстана, Пакистана, Венгрии, Сербии, Беларуси, Норвегии, Армении, Сирии. Конференция проходит очно и онлайн.

Со словами приветствия к участникам обратился заместитель директора департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Российской Федерации Сергей Антонов:

– От лица Департамента рад приветствовать вас на столь значимом событии, которое в седьмой раз объединяет на площадке Уральского государственного педагогического университета представителей педагогического сообщества всех уровней общего и профессионального образования. Уверен, что дискуссии, мастер-классы и круглые столы, которые пройдут в рамках конференции, позволят каждому участнику открыть для себя новые знания, поделиться значимым передовым опытом, получить ответы на волнующие вопросы в плане развития базовых национальных ценностей – укрепления мировоззренческого суверенитета страны.

На церемонии открытия выступили директор института языков средней и восточной Европы, кандидат филологических наук, доктор Цзилиньского университета международных исследований (Китайская Народная Республика) Чжоу Шу Цзюань, ректор Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева (Кыргызская Республика) Айгуль Абдраева, профессор, доктор, декан Языкового факультета Национального университета современных языков (Исламская Республика Пакистан) Джамиль Асгхар Джами, и.о. ректора Государственного университета просвещения (г.Москва) Ирина Кокоева.

 Фото - uspu.ru

После приветственной части начало свою работу пленарное заседание. Его открыл доклад Изабеллы Огоновской, кандидата исторических наук, доцента кафедры гуманитарного образования Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, общественного советника министра образования и молодежной политики Свердловской области (г.Екатеринбург) – «Базовые национальные ценности: проблемы интериоризации в детской и молодежной среде». Изабелла Станиславовна говорила о том, что никакая работа с молодежью не будет иметь результата, пока не произойдет интериоризация – то есть внешнее воздействие не превратится для молодежи в ее собственное внутреннее содержание, имеющее для молодых людей безусловную ценность. Докладчик предложила педагогам ряд шагов для достижения интериоризации: привлекать к общественно-полезной деятельности и давать возможность на практике постигать ценность созидательного труда; давать школьникам пример любви и бережного отношения к природе, к людям вокруг, к материальному и нематериальному культурному наследию; приобщать к истории своей страны, восстанавливая причинно-следственную связь и истоки нынешних союзов и конфликтов; работать с родителями школьников, преодолевая межпоколенческий разрыв, сложившийся после распада СССР.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ (г. Екатеринбург) Татьяна Дорохова выступила с докладом «Развитие ценности семьи в контексте общего образования»:

– Семья является носителем ценностей. Все те ценности, которые мы соотносим с семьей, – это, по сути, общегосударственные ценности, которые актуализируются через деятельность семьи. Когда мы говорим о передаче опыта, знаний, традиций, о рождении и воспитании детей, о формировании престижа материнства, отцовства и детства, о поддержании нравственного климата семьи и организации семейного досуга, мы понимаем, что это ценности, которые отражаются в функционале семьи. И если мы осознаем, что это базовые функции семьи и базовые общегосударственные ценности, то мы понимаем – нет никаких противоречий между семейным и общественным, и любой здравомыслящий человек понимает, что данные ценности значимы и важны для общества в целом.

Татьяна Сергеевна рассказала об исследовании, осуществленном в УрГПУ в рамках госзадания Министерства просвещения РФ. Это исследование посвящено практике социального партнерства между школой, семьей обучающегося и НКО. Такое сотрудничество позволяет исправить многие перекосы в системе воспитания и на практике, без навязывания "в лоб" привить детям и подросткам ценности гуманизма, патриотизма, гражданственности, желания сделать жизнь вокруг справедливее и лучше.

Для поддержки и профессионально-личностного развития педагогов государство сегодня создает необходимые условия. Конкретным мерам этой поддержки и проблемному полю, существующему в данной сфере, был посвящен доклад, с которым выступил Раис Загидуллин, кандидат педагогических наук, научный руководитель Учебного центра Общероссийского Профсоюза образования, заведующий лабораторией проблем непрерывного развития педагогических кадров Российской академии образования (г. Москва): «Научно-методическое сопровождение непрерывного профессионального развития учителей в субъектах Российской Федерации: характеристики, условия, противоречия».

Раис Рамазанович отметил особенности той ситуации, в которой сегодня существуют педагоги, и обозначил вызовы системе образования.

– Новые тренды влияют на нашу жизнь, на нашу социальную среду и меняют систему подготовки педагогических работников, которым предстоит работать в совершенно новых условиях. Современный уклад становится все более сложным, и рост количества навыков в новом мире необходим каждому: не только новому поколению, но и тем, кто формирует у него ценности и компетенции. Так, классический подход к шахматам предполагает, что в шахматном турнире выигрывает самый умный. Но вот появляются шахматы на время, и в них уже выигрывает не тот, кто мыслит качественнее, а тот, кто мыслит быстрее. Мы также видим, что на конкурсах профессионального мастерства все чаще побеждают молодые педагоги, и это означает, что предметом профессионального тиражирования все меньше является опыт, и все больше – новые модели поведения, новые подходы, способность адаптироваться к постоянному потоку изменений. Все это полностью меняют систему отношений в нашей профессиональной сфере, меняет и саму профессиональную сферу, в которой появляются новые позиции, новые запросы. Готовность к постоянным трансформациям, в том числе и профессиональной функции – то, к чему мы должны готовить будущих педагогов.

 Фото - uspu.ru

Раис Рамазанович подробно остановился на проблемах, которые срочно требуют решения. Система непрерывного профессионального образования ставит перед учителем огромное количество задач, но эти требования не всегда подкреплены ресурсами. Так, в наиболее уязвимом положении находятся педагоги со стажем от 3 до 5 лет. Через 3 года педагоги теряют социальную поддержку, обусловленную их статусом «молодой педагог», но еще не приобретают достаточную компетентность и автономию для того, чтобы самостоятельно продолжить свой профессиональный путь. Именно в этот период педагоги чаще всего уходят из школы. Далее, это усложнение профессионального профиля педагога, совмещение внутри профессии, дополнительные обязанности, переработки – то, что приводит педагогов в группу риска по профессиональному выгоранию. Причем если учитель ведет три предмета, то по всем этим предметам он должен регулярно проходить повышение профессионального мастерства, но система не всегда может своевременно отреагировать на эти запросы и оказать учителю качественную помощь вместо возложения на него дополнительного бремени.

– Мы понимаем, что многие достижения, которые сегодня есть в системе образования, происходят за счет интенсификации труда учителя. Перегруженные учителя уходят из школ, часто даже посреди учебного года. Задача сохранения педагогических кадров как основного ресурса всех инноваций – это наша главная научная задача, педагогическая задача. Мы должны сохранить нашего учителя, его достоинство, веру в его нужность, – подчеркнул Раис Загидуллин.

Система поддержки педагогических кадров базируется на различных мерах материального и нематериального стимулирования. Одной из таких мер является периодическое отвлечение педагога от рутины, психологическая поддержка, методическое сопровождение, включение в масштабные творческие и социально значимые проекты и т.д. Прохождение повышения квалификации в дистанционном формате должно быть сохранено, но предпочтение следует отдавать очному профессиональному обучению, качество которого необходимо тщательно контролировать. 50% информации – это лекции и семинары, но еще 50% - межличностное терапевтирующее и вдохновляющее общение, которое в качественном виде возможно только при очной форме.

«Приезд педагога в нашу организацию на повышение квалификации сам по себе является профилактикой профессионального выгорания, потому что здесь он может откровенно обсудить свои проблемы и трудности, получить ответы на свои вопросы, поддержку, новый импульс», – отметил Раис Рамазанович.

На пленарном заседании выступили Лариса Осечкина, кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения» (г. Москва) с докладом «Научно-методические центры в Единой федеральной системе профессионального развития педагога» (онлайн); Надежда Ладилова, начальник Управления профессионального развития педагогических работников Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования, ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения» (г. Москва): «Наставничество в профессионально-личностном развитии педагогов ХХI века» (онлайн); Лариса Ткачева, педагог-психолог, сертифицированный тьютор МТА, руководитель регионального отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации Свердловской области, эксперт РМЦ ДО, СурГУ (г. Екатеринбург): «Развитие субъектности обучающихся: чем тьюторство может помочь педагогу»; Мария Певная, доктор социологических наук, профессор, Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург): «Проектное обучение в формировании профессионализма и гражданственности студентов вуза»; Ирина Грибан, кандидат исторических наук, доцент, председатель совета регионального отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Свердловской области (г. Екатеринбург): «Воспитательный потенциал Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых».

После перерыва (во время которого гости совершили экскурсию по музейному пространству УрГПУ) работа конференции продолжилась в секциях и на мастер-классах. Большинство их прошло в главном учебном корпусе. Широко обсуждались самые разные вопросы: формирование национальных, духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи, вопросы инклюзии, вопросы преподавания истории и экономики, использование документального кино в учебном процессе, профилактика буллинга в школе и т.д. Прошли Фестиваль наставнических практик и Уральские тьюторские мастерские. Ирина Грибан профела деловую игру, посвященную глобальным трендам современности.

Дискуссионная площадка «Преемственность дошкольного и начального образования: вызовы и практические решения» прошла в ЦНППМПР «Учитель будущего». Секция «Использование традиций воспитания в современных условиях» состоялась в Бишкеке, в Кыргызском государственном университете им. И. Арабаева.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*