Наука по средам: интервью с руководителем госзадания, посвященного методике психолого-педагогической коррекции и профилактики, Юлией Водяхой

11.04.2024 371

Одной из трудовых функций педагога-психолога является психопрофилактика: профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях. Реализация психопрофилактических программ в сфере употребления школьниками психоактивных веществ (далее – ПАВ) не теряет актуальности с годами. В рубрике «Наука по средам» мы поговорили с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры общей психологии и конфликтологии Юлией Водяхой, руководителем научного коллектива, который выполнил государственное задание Министерства просвещения РФ «Научно-методическое обеспечение коррекционных и профилактических программ в сфере употребления несовершеннолетними обучающимися психоактивных веществ».

– Юлия Евгеньевна, в чем актуальность вашего исследования?

Когда мы к нему приступали, мы предполагали, что эта тема важна и актуальна сегодня, но даже для нас стало неожиданностью, насколько многих людей она касается. Контингент обучающихся, употребляющих ПАВ, очень помолодел. Употребление вейпов, например, фиксируется уже с 8-9 лет. Да, вейпы и кальяны тоже относятся к ПАВ. ПАВ – это любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции

Фото - uspu.ru

Хотя вейпы изучены не до конца, уже есть научные исследования медицинского характера. Первое было опубликовано в сентябре 2023 года. Врачами доказано увеличение случаев появления клеток рака при употреблении вейпов на регулярной основе. Кроме того, здесь ярко проявляется феномен «демонстративного потребления». Подростки «парят» не обязательно потому, что им это нравится, а для того, чтобы продемонстрировать другим свою «крутизну» и причастность к современному и модному. У подростков есть свои вейп-сообщества, есть обучающие семинары и соревнования по клаудчейзингу (технике пускания колец), возникла целая «культура парения». И многие родители не видят в этом ничего плохого. Вред вейпов, как и многих других ПАВ, не осознается до конца.

– Давайте определимся – что же относится к ПАВ?

Психоактивные вещества – это химические и фармакологические средства, негативно влияющие на физическое и психическое состояние человека и вызывающие болезненное пристрастие, приводящее к зависимости (наркотики, транквилизаторы, алкогольсодержащие и никотиносодержащие вещества и др.). Список очень большой, ПАВ делятся на легальные и нелегальные. В нашем исследовании акцент сделан на нелегальные психоактивных вещества. Это наркотические вещества, химические препараты, которые прошли исследования и доказано их вредное воздействие на психику. Но к ПАВ также относятся и чай, и кофе: есть страны, где детям запрещено их давать из-за сильного возбуждающего воздействия на нервную систему. Есть и другие ПАВ, свойства которых еще находятся в стадии исследования.

Об актуальности профилактических мероприятий нужно сказать следующее. В 2022 г. в США вышла реклама с призывом: «Не стыдись, что употребляешь, будь уверен в том, что ты употребляешь безопасно. Знай свою дозу и употребляй в компании». Эта реклама была оплачена Обществом матерей наркоманов. В США передозировка – это одна из основных причин смертности молодых людей, употребляющих наркотики. Лечение же предполагает использование препарата, тоже наркотического, но более слабого, и на него наркоманов «пересаживают» с тяжелых наркотиков. Профилактики в нашем понимании в зарубежных странах нет. Лечение заключается лишь в предоставлении «безопасной» дозы, чтобы такой наркоман не воровал и не вел асоциальную жизнь. В нашей стране и в Белоруссии нулевая толерантность к наркотикам, и лечение заключается в полном избавлении от наркотической зависимости. Очень большое значение имеет профилактика.

– Какие особенности психики предрасполагают к зависимости от ПАВ?

В нашем исследовании мы выявили ряд групп таких особенностей. Среди личностных особенностей мы рассмотрели особенности когнитивно-познавательной деятельности: сложности с логическим мышлением, операцией категоризации. Формально-логические умозаключения аддикта подчинены его эмоциональному состоянию «мышление по желанию», у него снижена прогностическая функция. Есть особенности эмоционально-волевой сферы – эмоциональная ригидность, высокая тревожность, депрессивность, слабый самоконтроль, сниженный уровень саморегуляции произвольной активности, импульсивность, склонность к риску, вера в удачу. На основе анализа научной литературы мы определили ведущие мотивационные тенденции аддиктов. Это ориентация на получение удовольствия, хроническая фрустрация потребности в достижении успеха, чувствительность к переживанию социального стресса, низкая адаптивность и т.д.

– Почему профилактика считается более эффективной, чем лечение?

У детей склонность к употреблению ПАВ невысокая, и при надлежащем психопрофилактическом действии есть вероятность, что такой человек, когда вырастет, не будет решать свои проблемы с помощью ПАВ. Но если психопрофилактическая работа не ведется, могут включиться механизмы подражания лидерам группы или подростковым кумирам, и нежелательное поведение сначала разовьется, а потом закрепится. В школах не случайно запрещено использование любых обучающих материалов, где отражен позитивный образ наркотиков. Запрещено приглашать в школы «бывших наркоманов», чтобы они рассказывали о своем пережитом опыте, даже если они собираются агитировать против употребления наркотиков. У детей и подростков очень сильны механизмы протестного поведения, и если им что-то запрещать, они могут начать проявлять к этому интерес. Даже дети, которые никогда не интересовались наркотиками, после таких «профилактических» бесед могут начать искать информацию, у них может появиться желание хотя бы раз испытать такой опыт и получить новые впечатления от жизни. В научных исследованиях доказано, что даже одного раза достаточно для формирования зависимости. Профилактика заключается не в запугивании и рассказах о том, что такое наркотик, какие бывают наркотики и как плохо они влияют на организм, а в формировании сильной, самостоятельной, автономной, хорошо адаптированной личности. Такой личности, которой просто не захочется менять свое сознание способами опасными для здоровья и ведущими к конфликту с законом.

– Поговорим о вашем исследовании. Расскажите, пожалуйста, какие интеллектуальные продукты появились в результате проделанной работы.

Исследование у нас получилось достаточно глобальным. Совсем недавно мы получили обратную связь от Российской академии наук, отзыв, в котором коллеги отметили высокое качество наших результатов, отличный кадровый потенциал, важный вклад в науку и очень высокую практическую ценность наших разработок. Очень приятно было получить такую оценку труда нашего научного коллектива.

Кратко расскажу о наших результатах. Первый результат разработан диагностический электронный ресурс, который имеет как автономный вариант работы (автономный компьютерный класс в любой школе), так и сетевой онлайн формат (диагностический комплекс был размещен на Российской платформе onlinetestpad). Этот электронный ресурс позволяет диагностировать несколько показателей: 1) склонность к первому употреблению психоактивных веществ (риск первой пробы); 2) вероятность и легкость формирования химической зависимости; 3) склонность к алкоголизации; 4) степень искренности – шкала лжи и шкала аггравации.

Мы провели это исследование в четырех федеральных округах: Уральском, Северо-Западном, Центральном и Южном. Общий объем выборки составил 1100 несовершеннолетних. Были получены достаточно интересные данные. Так, большинство младших подростков не имеют склонности к употреблению психоактивных веществ (риск первой пробы в 6 классе минимален). И, если начиная с младших ступеней обучения проводить профилактическую работу в отношении вовлечения в употребление психоактивных веществ, мы можем получить самые положительные результаты.

Чем старше обучающиеся, тем больше дополнительных факторов необходимо профилактировать. Так, например, у подростков появляется склонность к демонстративному употреблению ПАВ для демонстрации взрослости, для причастности к какой-то подростковой группе. Появляется желание аргументировать свою позицию, но критическое мышление пока на начальных стадиях развития. И вы можете услышать такую фразу от подростка: «Я могу делать со своим телом и здоровьем всё, что хочу». Поэтому если мы на этапе школы включаем программу профилактики, мы абсолютно точно минимизируем риск первого употребления, риск вовлечения и формирования химической зависимости. Если у старшеклассника сформированы позитивные представления о себе (способности, умения, качества личности), есть выбранная профессия или мечта о профессии, есть увлечения (спорт, искусство), у него теплые отношения с родителями, есть коммуникация с противоположным полом, то притягательность психоактивных веществ в его глазах резко падает.

Второй результат. Разработан алгоритм углубленного обследования подростков со склонностью к употреблению ПАВ (группа риска) и определены причины – внутриличностные характеристики, детерминирующие аддиктивное поведение. К психологическим факторам риска относятся определенное сочетание акцентуаций характера на фоне нервно-психической неустойчивости, социально-педагогическая запущенность, условия дисфункциональных семейных отношений, различные формы девиаций (дромомания, склонность к деструктивным формам поведения).

Сходные данные мы встречаем в работах психиатров и психотерапевтов. У подростков со склонностью к эпизодическому употреблению психоактивных веществ мотивацией может служить фрустрированная (подавленная, нереализованная) потребность в коммуникации и потребность снять психоэмоциональное напряжение. Они прибегают к наркотикам и алкоголю для того, чтобы снять напряженность, вызванную неуспехом в разных жизненных сферах, почувствовать иллюзию успешности в коммуникации. На самом деле психоактивные вещества – не лекарство от депрессии, а наоборот, мощные депрессанты. Первыми пробами подростки запускают механизм формирования аддикции: необходимость постоянного повышения дозы вещества, необходимой для появления состояния эйфории, без этого возникает абстинентный синдром (в просторечии называемый «ломка»). Очень часто аддикты, которым запретили одну аддикцию, переходят на другую. Именно поэтому вовремя проведенная профилактика эффективнее, чем лечение.

Третий результат исследования – это электронный ресурс, где собрана вся нормативно-правовая документация в помощь педагогу-психологу, завучу по воспитательной работе, директору, классному руководителю, а также родителям, законным представителям обучающихся. В данной нормативно-правовой документации подробно описаны все направления профилактической работы в образовательной организации.

Основной результат. На основе нормативно-правовой документации и в рамках интегративного подхода мы создали две программы первичной психолого-педагогической профилактики вовлечения подростков в употребление психоактивных веществ.

Первая версия психопрофилактической программы (версия «лайт»), ориентирована работу со всеми обучающимися с 7 по 11 класс. Программа первичной профилактики включает три содержательных модуля. Первый модуль «Здоровый образ жизни и аутосохранное поведение» нацелен на формирование у обучающихся позитивного отношения к здоровому образу жизни и аутосохранному поведению. Первый модуль реализуется педагогами, классными руководителями. Формирование представлений о здоровом образе жизни не должно быть скучным и тривиальным. Мы исходили из того, что подростку должно быть интересно, поэтому у нас есть квесты, карточные и электронные игры, много интерактива. Разоблачение мифов о ПАВ происходит в диалоге, и подростку предлагается посмотреть на проблему с разных сторон и самому принять решение, которое не вызовет у него внутреннего протеста. Здесь же в интерактивной форме мы развиваем юридическую грамотность, информируем об ответственности за те или иные действия (например, многие подростки не знают, что быть закладчиком – уголовно наказуемое деяние, и видят здесь лишь источник легких денег).

Второй модуль программы «Эмоциональная саморегуляция: выражение, понимание и управление эмоциями» предполагает обучение навыкам эмоциональной саморегуляции, стратегиям совладающего поведения в ситуации стресса и реализуется педагогом-психологом. Подростки эмоционально нестабильны, не умеют адекватно и экологично справляться с собственным эмоциональным состоянием, не знают техники релаксации, не умеют распознавать свое состояние и настроение. Мы предлагаем разные способы самопомощи, техники снятия психоэмоционального напряжения, экологичного выражения негативного эмоционального состояния.

Третий модуль «Я в мире социальных отношений. Самореализация в социальном пространстве» предполагает развитие умений конфронтации к негативным установкам и манипуляциям в ситуации социального давления, навыков моделирования позитивного будущего. Для подростка важны вопросы, связанные с пониманием себя, нахождением своего места в социуме. Отсутствие ответов на вопросы, невозможность или неумение обратиться за помощью порождают экзистенциальную тревогу, стресс, дистимные переживания, ощущение собственной никчемности и ненужности (отчужденность). Занятия модуля погружают обучающихся в мир социальных отношений, позволяют проанализировать реальные ситуации коммуникации, социального давления, конфликтных отношений, манипуляции и т.п., а также позволяют простроить видение позитивного, социально успешного будущего. В рамках данного модуля в 8-10 классах применяется интерактивная игра – Чат бот «Антиманипулятор». После ознакомления с видами манипуляции подросткам предлагается вступить в диалог с виртуальным знакомым, вовлекающим в употребление, хранение и сбыт психоактивных веществ. Интерактивная игра Чат бот «Антиманипулятор» осуществляется с применением гаджета на площадке «Vk».

Модульная программа психолого-педагогической профилактики включает разработанные сценарии занятий, методические рекомендации и материалы (аудио-, видео-файлы, компьютерные презентации, карточные игры, бланки, схемы и т.п.).

Вторая версия психопрофилактической программы ориентирована на подростков с риском первого употребления психоактивных веществ. Данная программа реализуется в рамках модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их родителей. К процессу реализации программы подключаются наркологи, классные руководители, специалисты по воспитательной работе, психологи, сотрудники ПДН и ДПО. Программа длится год и больше, и психолог выбирает из модулей то, что нужно конкретному ребенку.

Для родителей и законных представителей были разработаны материалы для групповых консультаций, методические рекомендации по индивидуальным психологическим консультациям, а также материалы группы VK «ЛиКБез Практикум» (слово расшифровывается и как «ликвидация безграмотности», и как «личная культура безопасности»). Контент группы – это короткие, доступные материалы о самых разных сторонах жизни подростка. Например: «Пять шагов к выбору профессии», «Ваш подросток стал грубить: что делать?» и другие.

Надеемся, что классным руководителям и педагогам-психологам будет удобно использовать разработанный материал.

– Кто из коллег реализовал вместе с вами это госзадание?

В нашем научном коллективе десять сотрудников вуза: Евгения Владиславовна Коротаева, Светлана Степановна Белоусова, Анна Сергеевна Андрюнина, Юлия Алексеевна Герасименко, Сергей Анатольевич Водяха, Александр Игоревич Калашников, Ольга Владимировна Кружкова, Ирина Владимировна Воробьева, Диана Дамировна Шевалдина. Есть и опытные, и молодые ученые и практики. Именно потому, что коллектив у нас такой разносторонний, нам удалось выполнить госзадание на таком высоком уровне и создать по-настоящему полезный, рабочий инструмент для педагогов-психологов, классных руководителей и родителей.

Беседовала Ирина Шаманаева

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*