Темой II Всероссийского форума «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» станет транзитное планирование. Приглашенные на форум эксперты из сферы образования, НКО и крупных благотворительных фондов рассказали, какие смыслы закладываются в это понятие в контексте инклюзии и какие условия и ресурсы нужны для того, чтобы транзитное планирование стало нормой в развитии и сопровождении детей с особыми потребностями.
«Транзитное планирование означает построение индивидуального маршрута через всю жизнь для конкретного человека или целевой группы, которые испытывают затруднения. Поддержка должна быть на всех этапах – это ранняя помощь, дошкольное образование, школа, профессиональная подготовка и максимально возможная самостоятельная деятельность. Важно, чтобы этот индивидуальный маршрут был законодательно и социально обеспечен», – отмечает Елена Клочко, председатель совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ).
Фото - asi.ru
По ее словам, за последние 10-12 лет в России создана нормативно-правовая платформа для полноценного транзитного планирования. В частности, в законодательство включено понятие ранней помощи детям от 0 до 3 лет, в нескольких регионах принят протокол объявления диагноза, помогающий врачам этично сообщать будущим родителям о том, что их ребенок родится с особенностями. Создание специальных условий для таких детей в детских садах и школах прописано в федеральном законе об образовании. А в прошлом году Президент Владимир Путин подписал поправки к закону о социальной защите людей с инвалидностью, которые официально закрепили понятия «сопровождаемого проживания» и «социальной занятости».
«Сейчас важно, как это будет реализовываться на уровне регионов, на муниципальном уровне, где принятые решения должны переходить в практическую плоскость и где должно быть организовано соответствующее межведомственное взаимодействие. И в этом смысле большое значение приобретают агрегаторы идей из разных сфер жизни и ведомственного регулирования – такие как АСИ. ВОРДИ также имеет опыт выстраивания такого взаимодействия, так как мы видим полную картину нужд наших целевых групп – детей и взрослых с инвалидностью и их семей», – отметила Елена Клочко.
Профильные форумы, в том числе «Инклюзивная школа», в которых участвуют эксперты, представители власти, благополучатели, также способствуют сближению позиций всех заинтересованных групп, формированию единого представления об организации условий транзитного планирования и необходимых индивидуальных маршрутов, считает Елена Клочко.
Транзитное планирование – это непрерывный процесс как во времени, так и в среде, согласна Инна Ширшова, руководитель программного направления «Инклюзивная среда» благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
«Нельзя сделать инклюзивной только школу или только наладить систему ранней помощи, чтобы обеспечить жизненное благополучие. Все эти процессы должны быть сонастроены, взаимообусловлены и последовательны. Но, сейчас, конечно, основная нагрузка ложится на школу, потому что, как правило, именно на этом этапе особые потребности ребенка уже невозможно не замечать и не учитывать», – отметила Инна Ширшова.
По словам Светланы Алехиной, директора Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, модели индивидуального образовательного маршрута существуют во многих школах, несмотря на то, что само понятие не институционализировано в системе образования. «Чтобы выстраивать индивидуальные маршруты, разрабатывать индивидуальные учебные планы, нужны финансовые ресурсы, компетенции, специалисты. И нужна междисциплинарная команда», – отмечает эксперт.
Междисциплинарное знание – первое условие качественного транзитного планирования. Чтобы обеспечить индивидуальный образовательный маршрут, необходимо уметь определять актуальное состояние в развитии ученика и выстроить прогноз, который позволит спроектировать индивидуальную траекторию, говорит Светлана Алехина.
«Для этого нужны психологи, дефектологи, специалисты, которые смогут думать над планированием маршрута для ребенка в парадигме развития. Потому что педагог работает по программе и обеспечивает педагогическую поддержку, а для всего, что связано с зоной ближайшего развития, нужны специалисты сопровождающего профиля», – отметила Светлана Алехина.
Второе условие транзитного планирования – это межведомственность: ученики с особыми образовательными потребностями, с инвалидностью нуждаются в заботе не только системы образования, но и здравоохранения, социальной защиты. «Весь межведомственный плацдарм работает на построение такого индивидуального планирования. В этом смысле важна очень роль психолого-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической комиссии, которые определяют по сути этот маршрут и рекомендуют образовательные условия, необходимые для того, чтобы он состоялся. Очень важное значение занимают центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения – они обеспечивают специализированную помощь для их родителей детей с особыми потребностями, для их педагогов», – сказала Светлана Алехина.
Инна Ширшова считает, что в основе транзитного планирования – баланс долгосрочных целей развития ребенка и необходимость поддержки семьи и ребенка «здесь и сейчас», то есть текущего благополучия. «Задача в том, чтобы дети стали максимально приспособлены к самостоятельной жизни. И здесь важно, чтобы у родителей, у учителей была полная информация о современных, основанных на научном знании методов развития и поддержки, их пользе для каждого конкретного ребенка. То есть нужно понимать, что для вас будет лучше не только в моменте, а в долгосрочной перспективе: условно, нанять няню, чтобы получить возможность краткосрочной передышки, или начать работу с поведенческим аналитиком, чтобы ребенок обучился навыкам для всей жизни», – сказала эксперт.
Она добавила, что в российском обществе сегодня наблюдается переход от точечных решений к более глубокому и системному подходу. Например, проект «Все получится!», который поддерживает фонд «Вклад в будущее», направлен на внедрение практики сопровождаемого трудоустройства выпускников детских домов и молодых людей с особенностями развития в российских регионах. Технология, по которой работает проект, полностью описана и верифицирована экспертами, в том числе работодателями, представителями служб занятости и профильных НКО.
«Этот проект может быть частью транзитного планирования. Для полноценного же процесса нужна согласованность между всеми участниками, а также понимание сложности, межкомпонентности факторов по-настоящему инклюзивной среды», – отметила Инна Ширшова.
Кроме того, на форуме «Инклюзивная школа» стоит обсудить проблему эксклюзии, то есть исключения детей с особыми потребностями из общего образовательного процесса, считает Светлана Алехина. «Мы говорим здесь о школах, которые не умеют или не хотят предпринимать каких-то специальных усилий, чтобы включать таких детей в учебный, в воспитательный процесс образовательной организации. Сегодня очень большой разброс надомного обучения детей в регионах. По данным нашего федерального мониторинга, от 7 до 80 % в разных регионах дети с ОВЗ обучаются на дому. Конечно, это тоже нужно обсуждать, потому что как раз технологии и методология транзитного планирования будут эффективны в преодолении этой системной проблемы», – сказала Светлана Алехина.
II Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» состоится в Ханты-Мансийском автономном округе 10-12 апреля. Организаторы форума – Агентство стратегических инициатив (АСИ), правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югра при поддержке Министерства просвещения России. Партнер – Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ). Генеральный информационный партнер – ТАСС.
Источник: Пресс-служба АСИ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.