Перспективы развития формата демоэкзаменов в российских вузах обсудили на конференции в Перми

26.03.2024 230

21-22 марта в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция Центров профессиональных (демонстрационных) экзаменов педагогических вузов «Перспективные модели оценки качества высшего педагогического образования».

В ходе конференции обсуждались актуальные вопросы организации и проведения профессионального (демонстрационного) экзамена, а также его потенциал в структуре государственной итоговой и промежуточной аттестации в высших учебных заведениях. Опытом в данной сфере поделились представители ведущих российских вузов из Республики Башкортостан, г. Москвы, г. Воронежа, г. Барнаула, г. Красноярска, г. Ярославля, г. Екатеринбурга, г. Самары, г. Томска, г. Волгограда, г. Омска и г. Перми.

На пленарном заседании с докладом на тему «Демонстрационный экзамен в структуре аттестации» выступила проректор по образовательной и научной деятельности УрГПУ, доктор филологических наук, профессор Маргарита Кусова.

Фото - uspu.ru

Маргарита Львовна представила опыт университета, связанный с организацией и проведением профессионального (демонстрационного) экзамена. Особое внимание в докладе было уделено вопросам организации демоэкзамена, алгоритмам разработки материалов, подчеркивалась роль учебно-методического совета в создании данных материалов, и то, что сам демоэкзамен является продуктом деятельности всего преподавательского коллектива университета. Кроме того, обращалось внимание на то, что профессиональный (демонстрационный) экзамен охватывает все группы бакалавриата на этапе выпуска, более того, данный формат реализуется и на этапе промежуточной аттестации по методике преподавания в рамках проекта «Независимая оценка качества образования».

Формат демоэкзамена предполагает обязательное привлечение учителей в качестве экспертов, и был апробирован в УрГПУ для очной и заочной форм обучения на уровне бакалавриата. «Безусловно, значимым шагом университета является определение формата профессионального (демонстрационного) экзамена на уровне магистратуры. Сильной стороной нашего вуза является то, что мы используем формат демоэкзамена как на уровне промежуточной аттестации, так и на уровне государственного экзамена», – подчеркнула Маргарита Львовна.

- Следует отметить, что государственную итоговую аттестацию (госэкзамен) в формате демонстрационного экзамена в 2023 году сдали 100 % выпускников бакалавриата очной формы обучения, а с февраля по март 2024 г. – 100 % выпускников заочной формы обучения по профилю «Педагогические науки». Для всех выпускников очной формы обучения также планируется демоэкзамен – это 100 % выпускников бакалавриата и 100 % выпускников магистратуры. Если говорить об итогах независимой оценки качества образования, то есть организации демоэкзамена в процессе промежуточной аттестации, то начинали мы с профиля «Физика», «Химия», «Биология» и «Математика». В зимнюю сессию 2023-2024 гг. все обучающиеся очной формы обучения сдавали экзамен по методике преподавания в формате демонстрационного, – отметила Маргарита Кусова.

Выпускники УрГПУ, участвующие в процедуре демоэкзамена, отмечали, что данный формат аттестации более удобен и интересен, дает им больше шансов проявить себя. Кроме того, это возможность презентации имеющихся профессиональных компетенций потенциальным работодателям.

В качестве перспектив в области организации профессионального (демонстрационного) экзамена Маргарита Львовна назвала прежде всего дальнейшую работу над форматом демоэкзамена на уровне магистратуры, а также доработку критериев оценивания и расширение реализации демоэкзамена в контексте других дисциплин. «В данный момент мы проводим демоэкзамены только по методике преподавания предметов, далее планируем использовать данный формат как аттестацию по практике и будем расширять круг дисциплин», – рассказала Маргарита Кусова.

Среди эффектов профессионального (демонстрационного) экзамена для обучающихся Маргарита Львовна обозначила следующие:

- аттестуемые получают объективную оценку сформированности компетенций в процессе решения профессиональной задачи;

- выпускники получают объективную оценку готовности к профессиональной деятельности в процессе решения комплексной профессиональной задачи;

- участники получают опыт анализа решения профессиональной задачи.

Эффект для системы образования состоит в том, что она включена в подготовку педагогов и активно влияет на качество педагогического образования, а также профессиональный рост педагогов – участников профессионального (демонстрационного) экзамена.

В заключение своего выступления Маргарита Львовна посоветовала будущим выпускникам, только готовящимся к своему первому демонстрационному экзамену, уже сейчас оценивать собственные компетенции через призму готовности к профессиональной деятельности.

В рамках Всероссийской конференции «Перспективные модели оценки качества высшего педагогического образования» также был представлен опыт других российских вузов по реализации профессионального (демонстрационного) экзамена. «В качестве содержания демоэкзамена вузами рассматривается решение профессиональной задачи, в этом мы близки. Кроме того, все вузы рассматривают проведение демоэкзамена на специально оборудованных площадках. При чем это площадки не только для организации демоэкзамена, это в том числе площадки предметных кабинетов. В целом отмечается, что демоэкзамен позволяет объективировать оценку готовности обучающихся к профессиональной деятельности и обеспечить активное включение системы образования в процесс подготовки педагогических кадров. Кроме того, интересным форматом, который я для себя отметила, является, в частности, проведение демоэкзамена на базе образовательной организации», – резюмировала Маргарита Кусова.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*