«Семья влюбленных в географию». В УрГПУ прошла научно-практическая конференция учителей географии

26.03.2024 184

В Технопарке УрГПУ 22 марта состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Современные векторы развития географической культуры “Открываем Россию заново с учителями географии!”» Это мероприятие уже не первый год проходит в рамках Географического фестиваля «Моя Земля» и объединяет множество педагогов из организаций различных типов и форм образования, кто преподает географию или постоянно обращается к географии в тесной связи с экологией, краеведением, спортом, туризмом, культурологией или изобразительным искусством. Пока ученики соревнуются в конкурсах фестиваля, учителям есть о чем поговорить друг с другом в плане методики, дидактики, аксиологии, а также различных возможностей, которые предоставляет педагогу современная информационная цифровая среда.

Конференцию открыло видеоприветствие ректора УрГПУ, председателя Свердловского областного отделения Русского географического общества Светланы Минюровой:

– Уважаемые участники конференции, рада приветствовать вас в нашем университете. Благодарю за то, что присоединяетесь к совместным проектам и событиям в увлекательном мире географического образования. Мы все понимаем, что современные вызовы требуют постоянного анализа и развития наших познаний. И конференция приглашает всех нас к обмену опытом, компетенциями, новыми идеями. Уверена, что вместе мы откроем новые перспективы в изучении географии нашей страны и продолжим поиск технологий, форм, методов формирования географической культуры в нашем обществе.

Фото - uspu.ru

Юлия Долгушина, старший преподаватель кафедры физического воспитания УрГПУ, ведущая вступительной части конференции, подчеркнула:

– 2024 год, как мы знаем, посвящен Году семьи. Семья – одна из самых важных и значимых вещей в нашей жизни. Это место, где мы рождаемся, растем, получаем первые уроки о мире вокруг нас. Затем мы погружаемся в новую социальную среду, семьей становятся одноклассники, друзья, коллеги. Наше сообщество учителей географии, членов Русского географического общества – это тоже семья. Семья влюбленных в географию, в изучение своей страны и всего мира. Эта семья замечательна еще и тем, что она вытаскивает молодое поколение из цифрового «я» в реальную жизнь с ее реальными проблемами.

Александр Лобжанидзе, президент Региональной ассоциации учителей географии России, г. Москва, зав. кафедрой экономической и социальной географии им. В.П. Максаковского географического факультета МПГУ, в своем приветствии отметил:

– У географов не бывает эмоционального выгорания, мы питаемся от планеты Земля, ее энергии. А самое главное, что мы – дружная семья единомышленников, которая подпитывается идеями друг друга и маленьким ручейком пробивает дорогу нашей географической науке и географической культуре.

Юлия Долгушина назвала цифры Десятого юбилейного фестиваля «Моя Земля», на который многие из присутствующих привезли своих учеников и поучаствовали сами в качестве экспертов. В рамках фестиваля прошло 15 конкурсов, приехали 1740 участников из 81 города и 57 регионов России.

С приветствием выступили директор департамента по работе с молодежью РГО Яна Федосова и зав. кафедрой географии, методики географического образования и туризма УрГПУ Ольга Гурьевских. Ольга Юрьевна сказала:

– География для нас – это наука, искусство и стиль жизни. Желаю всем за эти два дня получить максимальный эффект от совместного пребывания. Это событие – своего рода путешествие, а из любого путешествия мы возвращаемся не такими, как были раньше.

Студентка УрГПУ Анна Бусыгина покорила присутствующих замечательным исполнением русской народной песни «Субботея». Настроившись на нужную эмоциональную волну, участники перешли к пленарному заседанию.

Александр Лобжанидзе выступил с докладом «Воспитательный потенциал географии в современном геокультурном пространстве России». Он отметил, что наша страна –многонациональная и многоконфессиональная, и всем, что сейчас стало актуальным, учителя географии занимаются очень давно.

Комментируя пункты Примерной рабочей программы основного общего образования по географии, Александр Александрович подчеркнул, что у географии огромный воспитательный потенциал. Это единственный предмет на стыке естественных и общественных наук. У нее огромный ресурс для привития ценности научного познания, любви к родной природе, культуре.

Главный дидактический принцип, на котором должны строиться уроки – человекоцентричность и связь с реальной жизнью. География ценна возможностью увидеть и потрогать объект своего исследования. Краеведческий аспект здесь самый перспективный. Не менее важен и политический – соотношение большого и малого, общего и частного. Воспитание любви к малой родине перетекает в осознание ответственности за ее благополучие, за всю свою большую страну, за мир. Александр Лобжанидзе призвал не терять ощущения целостности мира и ценности других культур, поскольку российская культура впитала в себя великие культуры Европы и Азии, и помнить об истоках – значит осознавать себя в пространстве и времени.

Среди других принципов докладчик назвал геоаксиологический аспект – принцип единства мысли и чувства. Учителю необходимо использовать художественную литературу, картины, музыку, чтобы создать целостный, эмоционально выразительный образ территории. «Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы», как писал Николай Васильевич Гоголь. Кроме того, это межпредметность и метапредметность. География чувствует себя неудобно и в общественнонаучном, и в естественнонаучном цикле. Необходимо больше межпредметных связей, интеграции с другими предметами (историей, биологией, литературой), больше уроков в нетрадиционной форме – семинара, полевого практикума, игры и т.д.

Отличный материал для реализации патриотического воспитания – история великих путешественников и открытий Земли. Важно не только ЧТО эти люди открыли, но и КАК они это делали, что ими двигало, какие человеческие, нравственные качества они продемонстрировали при этом либо наоборот, не продемонстрировали. Чем больше дискуссионных моментов, на которые может вывести тема, тем лучше этот материал запомнится.

Александр Лобжанидзе призвал учителей быть честными с детьми и говорить не только о победах и величии, но и о проблемах. Дети живут не в вакууме, они все видят и понимают, и совсем скоро эти проблемы им тоже придется решать. «Патриотизм не должен быть квасным, – подчеркнул Александр Александрович. – Это должен быть осознанный анализ того, что происходит в природной, социальной, экономической действительности».

Яна Федосова рассказала о молодежном движении РГО. В 69 регионах России работает 215 молодежных клубов. Среди знаковых мероприятий РГО, охватывающих именно молодых участников – Географический диктант, Ночь географии, День географа, Фестиваль РГО. На школьников ориентированы профильные смены по географии «Мир открытий» в детских оздоровительных лагерях. Очень интересный просветительский проект – «Неурок географии», о том, что география и географические знания находятся повсюду вокруг нас. Работают также эколого-просветительский проект «Заповедное дело» (посещение детьми особо охраняемых природных территорий и популяризация знаний о них), «Состязание молодых лидеров РГО», проект «Добро пожаловать в Дом путешественников» (кинопоказы, сеансы VR, экскурсии по штаб-квартирам РГО в Москве, Петербурге и Севастополе), экспедиционно-исследовательские лагеря в Арктике, на Курилах и т.д.

Ольга Гурьевских в докладе «Методическая система географической культуры школьников в профильных сменах РГО «Мир открытий»» подробно рассказала о реализации федерального проекта «Мир открытий» на региональных площадках и, в частности, в Свердловской области.

Людмила Травина, секретарь комиссии географического и экологического образования РГО, представила Географический диктант как метод трансляции традиционных ценностей в школьной географии и осветила возможность включить в него вопросы и задания, ориентированные на детей всех возрастов и на семью в целом.

Анна Эртель, и.о. зав. кафедрой социально-экономической географии и природопользования Института наук о Земле Южного Федерального университета (г. Ростов-на-Дону), рассказала об особенностях работы с источниками географической информации. Основные источники – это атласы, синоптические карты, топографические карты, статистические справочники, на них ориентированы ОГЭ и ЕГЭ. Анна Борисовна предложила ставить во главу угла практикоориентированные задания, отвечающие на вопрос «Зачем мне нужна география». Среди них – задачи на распознавание (установление принадлежности объекта к определенному классу), задачи на конструирование, задачи на объяснение и доказательство.

Татьяна Куковякина, эксперт кафедры «Фасилитация и модерация» Академии социальных технологий (г. Екатеринбург), выпускница СГПИ-УрГПУ, выступила с докладом «Как фасилитация облегчает работу педагога?» и объяснила разницу между преподавателем и фасилитатором: преподаватель транслирует экспертное знание, является эксперт по теме, фасилитатор выявляет такие знания у обучающихся, помогает им почувствовать себя и стать экспертами, является экспертом по процессу. Татьяна Ивановна поделилась интересными техниками и приемами фасилитации.

После обеда работа конференции переместилась в аудитории. Состоялась работа секций: «Формирование географической культуры как цель и результат географического образования», «География России в школьном и вузовском образовании», «Формирование пространственного мышления при изучении географии России», «Географическое мировоззрение, образовательный и воспитательный потенциал географии».

Конференция продолжила работу в Ельцин Центре просмотром короткометражных фильмов Ивана Соснина творческой студии «Ген Гуманизма».

Участница фестиваля Светлана Шулика, руководитель изостудии «Три китенка» центра межшкольной культуры «Новая Авеста», участвующая в этот день в событиях Технопарка УрГПУ вместе с ученицами, авторами конкурсных работ, представленных на конкурс рисунков по географической тематике, поделилась впечатлениями, которые очень хорошо перекликаются со словами Александра Лобжанидзе о целостном, интегративном характере географической культуры, охватывающей, по сути, весь мир:

– География – это целый мир, она вмещает очень многое. Поэтому мы сегодня здесь. Я всегда говорю детям: «Надо жить интересно, познавать новое, учиться чему-то, путешествовать, открывать мир». Вот, например, Оля нарисовала свою картину под впечатлением от путешествия вместе с семьей по реке Чусовая, она запечатлела стоянку возле камня Омутной. Мы в своей изостудии изучаем не только технику рисования, но и историю, культуру, географию, я стараюсь дать им как можно более широкие знания. Искусство и география связаны очень тесно. Искусство базируется на культуре народов, которые живут на определенной территории, в определенной среде, со своими природными условиям. Эти условия во многом определяют их культурные традиции и образ жизни. Одежда, жилище, быт – это относится и к географии, и к культуре, искусству. Поэтому изучать это нужно как единое целое.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*