«Мы делаем квантовый скачок» – руководитель СахГУ рассказал о будущем кампусе СахалинТех

17.03.2024 262

Александр Самардак в интервью «МК на Сахалине» рассказал о разработке концепции развития СахалинТех и ключевых направлениях деятельности будущего университета.

В конце февраля в Южно-Сахалинске состоялась стратегическая сессия «СахалинТех – Университет 4.0». Ее участниками стали представители СахГУ, правительства Сахалинской области, ученые институтов ДВО РАН, руководители и профессора Высшей школы экономики, Московского государственного технического университета имени Баумана, Московского физико-технического института, Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова, Медицинского института РУДН, Тихоокеанского государственного медицинского университета, а также специалисты Сбера и других индустриальных партнеров. Разделившись на группы, они два дня разрабатывали концепцию развития СахГУ и СахалинТех.

Фото - sakhgu.ru

Проект кампуса СахалинТех реализуется по решению Президента России под эгидой Министерства образования и науки РФ. Завершение этой работы позволит создать в островном регионе университет четвертого поколения. Строительство кампуса мирового уровня было инициировано губернатором Валерием Лимаренко, чтобы закрепить молодежь на островах и повысить качество образования в регионе. Под руководством главы региона идет разработка «содержания» будущего университета 4.0.

И.о. ректора Сахалинского государственного университета Александр Самардак в интервью МК на Сахалине рассказал о разработке концепции развития СахалинТех и ключевых направлениях деятельности будущего университета. По его словам, амбициозные проекты, реализация которых уже началась, в ближайшие годы поднимут вуз на качественно новый уровень, сделают его точкой притяжения для абитуриентов, студентов и молодых ученых, а также позволят внести существенный вклад в развитие экономики всей Сахалинской области.

Фото - sakhgu.ru

Александр Сергеевич, расскажите, какие задачи вы перед собой ставили накануне стратегической сессии?

Мы поставили себе задачу разработать полноценную программу развития нашего университета на долгосрочный период, как минимум до 2035 года, с последующей реализацией под «зонтом» СахалинТех. Подчеркну, что СахалинТех — это шире, чем СахГУ, это, по сути, консорциум, куда зайдут филиалы других университетов, академические институты и индустриальные компании. И уже сейчас важно выстроить формы и правила взаимодействия в рамках этого консорциума и единого кампуса с учетом интересов наших партнеров.

Участие в работе над концепцией приняли специалисты Сбера, представители Высшей школы экономики, также мы собрали много экспертов из разных организаций, в том числе университетов и академических институтов. В сессии приняли участие порядка 70 человек, включая сотрудников СахГУ. Значительная часть участников были с материка. Мы хотели увидеть взгляд со стороны – как эксперты оценивают наш университет и наши планы, как они воспринимают идеи, которые мы предлагаем.

Мы очень серьезно подходим к формированию концепции будущего университета. Важно понимать, что строительство кампуса — это новая веха в истории всей Сахалинской области. Правительство и губернатор Валерий Лимаренко оказывают нам огромную помощь в этом процессе. Без их содействия и личного участия главы региона в формировании университета будущего, этот проект не был бы столь реальным и успешным.

Как была организована работа в ходе стратегической сессии?

Работа экспертов началась еще за несколько недель до стратсессии. Мы дистанционно связались с участниками, предоставили им все материалы, планы и идеи. Поэтому к началу сессии люди приехали уже подготовленными и уже в пeрвый день прозвучали доклады экспертов. И мы очень активно начали работу. В пeрвый день состоялась работа в группах по отдельным направлениям, во второй – формирование единой концепции развития университета

Для начала мы определили в целом понимание структуры концепции развития как документа. Есть два варианта: создать концепцию как набор «политик» – кадровой, финансовой, образовательной, научной; либо как стратегию для достижения определенных результатов по приоритетным научно-технологическим направлениям. Мы выбрали второй вариант и в документе отразили, какого уровня развития науки и образования хотим добиться в регионе, какой эффект это принесет нашей области.

Какие ключевые направления легли в основу концепции?

В концепцию легли пять основных направлений развития университета. Пeрвые шаги по достижению результатов по всем пяти направлениям мы делаем уже сейчас.

Во-первых, для нас очень важно инженерное образование. В этом году мы запускаем Передовую инженерную школу в партнерстве с МФТИ и МГТУ им. Баумана. Мы совместно создаем водородный полигон – в мае-июне уже состоится его запуск, там мы будем готовить инженеров и отрабатывать водородные технологии. Кроме того, сейчас ведутся переговоры с Передовой инженерной школой Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова. Будет запущена сетевая образовательная программа по ряду инженерных направлений, в том числе для подготовки медицинских инженеров.

Второе направление — это цифровая платформа, цифровые сервисы. Здесь мы в целом прорабатывали концепцию цифровой трансформации университета, которая предполагает цифровизацию всех бизнес-процессов, определили этапность внедрения этих технологий во всех сферах жизни вуза. Эту работу мы уже начали совместно с фирмой «1С».

Третье направление — это технологическое предпринимательство. В процессе дискуссии мы расширили это направление до уровня предпринимательства в целом. Эта компетенция должна появиться в университете, сейчас она слабо представлена. Я думаю, что уже осенью совместно с Россельхозбанком мы запустим пeрвый конкурс для того, чтобы выявить активную молодежь и прокачать их предпринимательские навыки в области агробиотеха и фудтеха. При этом нашей целью остается развитие именно молодежного технологического предпринимательства.

Четвёртое направление — это креативные индустрии. Они имеют много общего с технологическим предпринимательством. Результатом работы в группе на стратсессии по этому направлению стало предложение по созданию центра пространственного проектирования в нашем университете. Речь идет о развитии новых трендов в градостроительстве, цифровых технологиях в строительной отрасли, применении креативных индустрий, в том числе для изменения городов и их событийной повестки.

И пятое направление — это социокультурное проектирование кампуса. Здесь мы рассматривали эффективное использование территории нового кампуса, буквально определяли, где у нас будут авто- и велопарковки, как мы будем перемещаться между институтами, лабораториями, аудиториями, как эти пространства эффективно использовать. Это направление неразрывно связано с креативными индустриями и цифровизацией. Уже в этом году мы планируем запустить программу дополнительного образования для взрослого населения, связанную с цифровым градостроительством и архитектурой, а в дальнейшем уже появится и программа высшего образования по этому направлению.

На стратсессии было решено продолжить работу по разработке концепции. Что планируется доработать в программе?

На самом деле эта работа идет постоянно и уже 14–15 марта состоится наша внутренняя стратсессия. Мы планируем собрать недостающие элементы концепции – это международное взаимодействие, научная и образовательная деятельность в целом. Мы их будем дорабатывать и собирать единую концепцию. Я думаю, что к маю у нас сформируется уже цельная программа, которую мы и представим министру науки и высшего образования России лично.

Вы сказали, что приняли стратегию достижения определенных, конкретных результатов. Можете обозначить какие-то целевые показатели, которые заложены в концепцию?

У нас есть долгосрочное видение. Мы хотим стать ни много ни мало университетом мирового уровня. Сейчас мы меняем подход к тому, что мы делали до этого – к образованию и к науке. Мы делаем квантовый скачок — переход от университета 1.0, где мы даем образование, сразу к университету 4.0, где мы ведем исследования на острие науки и приходим со своей экспертизой на площадки к партнерам и начинаем с ними совместную деятельность. Для этого мы оснащаем современный лабораторный корпус, где у нас будет оборудование под задачи партнеров – с ними прорабатываем линейку оборудования, подбираем ученых. К концу года появится ряд лабораторий, в которых уже начнется подготовка инженеров нового уровня по таким направлениям, как водород, нефтегаз, беспилотные системы, искусственный интеллект, экономика океана, климат и экология. И мы понимаем, что нельзя забывать и о международном взаимодействии, поэтому видим старт нового витка сотрудничества с зарубежными учеными именно в сфере климата и экологии.

Мы хотим быть передовым. Мы выделили для себя приоритеты, они соответствуют приоритетам развития Сахалинской области. И мы готовимся к тому, чтобы сделать рывок по этим направлениям. А лакмусовой бумажкой того, что мы на верном пути, станет поток абитуриентов и студентов из материковой части России, стран СНГ и АТР. Сейчас это порядка 50 человек в год. Когда будет приезжать 500, значит, мы все правильно сделали.

Какие новые программы подготовки появятся в университете, отвечающие на запрос экономики Сахалинской области?

Уже в этом году мы запускаем новую для нас программу бакалавриата «Прикладная информатика», мы получили бюджетные места. Запускаем магистерскую программу «Водородные технологии» вместе с МГТУ им. Баумана. Самостоятельно запускаем две новых магистерских программы – «Нефтегазовое дело» и «Строительство», на них уже сейчас большой спрос.

Сейчас в проработке еще ряд программ как высшего, так и дополнительного образования. Возможно, мы успеем в этом году запустить по инженерному направлению профиль «Медицинский инженер».

Еще один актуальный вопрос – кадровый. Новый университет будет оснащен инновационным оборудованием, будут внедрены новые программы подготовки. Готов ли преподавательский состав СахГУ к таким переменам?

Мы активно работаем в этом направлении. В ближайшее врeмя несколько наших преподавателей и студентов поедут в МФТИ, они там пройдут подготовку для работы на водородном полигоне. Это те люди, которые в будущем будут обучать других студентов полученным навыкам, передавать знания. Этой весной мы запускаем программу повышения квалификации наших сотрудников в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030. Дальний Восток». Будут выделены средства на то, чтобы наши преподаватели проходили подготовку и повышение квалификации в ведущих вузах страны по тем приоритетам, которые я обозначил.

Кроме того, мы сейчас усиливаем подготовку в аспирантуре. Скоро появится ответственный сотрудник, который будет отвечать за работу с аспирантами. Сейчас у нас их 22 человека. Его задача – сделать эту работу эффективной и результативной. Это будет способствовать закреплению молодежи в вузе и усилению кадрового состава. В наших институтах введены ставки ассистентов для молодых специалистов и сейчас продумываем программу, как их мотивировать, как их финансово поддерживать, чтобы они оставались у нас в университете, а не искали работу в другом месте.

И еще один шаг для укрепления нашего профессорско-преподавательского состава — это приглашение ведущих ученых на появляющиеся новые позиции в рамках Передовой инженерной школы. В конкурсе на вакансии заведующих лабораториями могут принимать участие и наши штатные сотрудники при условии соответствия критериям отбора.

Вы уже упомянули программу «Приоритет-2030», в которой участвует СахГУ. Разъясните, как ее реализация коррелирует с созданием СахалинТех?

Развитие университета в рамках программы «Приоритета-2030. Дальний Восток» подразумевает, что мы за несколько лет, пока мы в программе, шагнем на новый уровень, проведем комплексную трансформацию вуза. И нам нужно в кампус СахалинТех войти уже в новом качестве, сильным узнаваемым университетом, с новыми программами, с высоко квалифицированными кадрами, с новыми лабораториями. «Приоритет-2030» позволяет сейчас это сделать. Он дает возможность эффективно двигаться к более мощной устойчивой конструкции, которая будет на одной платформе объединять разных игроков из сферы образования, науки, технологий и бизнеса.

И в заключении, можете немного заглянуть в будущее и рассказать, что увидит студент, поступивший в СахГУ в 2027 году?

Студенты увидят современный оборудованный кампус и комфортабельный студенческий городок. В новых учебных помещениях, лабораториях с новым оборудованием их встретят высококлассные преподаватели и исследователи. У студентов будут все условия для учебы, исследований, творчества, спорта и отдыха. Все это даст молодежи новые возможности для своего развития и раскрытия талантов. Более того, мы предложим им новые форматы обучения. Это проектное обучение, командная работа, это развитие «мягких навыков», включая коммуникативные способности, креативность, риторику и умение самопрезентации. К слову, для этого мы сможем использовать площадку филиала Театрального института им. Бориса Щукина, одного из лучших творческих вузов страны. Другими словами, у будущих студентов будет все то, что нужно для построения успешной карьеры и продвижения своих проектов.

У меня нет сомнений, что новый кампус трансформирует Южно-Сахалинск, сделает его городом студентов и талантливых людей, интеллектуальным центром, где рождаются новые идеи, технологии, изобретения, где проходит очень много интересных меняющих жизнь к лучшему мероприятий и событий.

Программа «Создание сети современных кампусов» ведётся в рамках национального проекта Министерства образования и науки России «Наука и университеты», инициированного президентом РФ Владимиром Путиным.

 

 Источник: Пресс-служба СахГУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*