Государственные приоритеты воспитания в новых регионах России: в УрГПУ прошла всероссийская конференция

16.03.2024 332

13 марта УрГПУ стал одной из площадок для проведения Всероссийской научно-практической конференции «Государственные приоритеты воспитания в новых регионах Российской Федерации: семья, защитники Отечества, Родина», посвященной Году семьи. Организатор конференции – Херсонский государственный педагогический университет (г. Скадовск).

Между Уральским педагогическим и Херсонским педуниверситетом заключено соглашение о сотрудничестве, в рамках которого совместно с коллегами из Херсонской области реализуются все основные направления деятельности, в том числе научно-исследовательская работа. Данная конференция проходила под эгидой этого научного сотрудничества и проводилась на двух площадках – ХГПУ, который выступил основным вузом-организатором, и УрГПУ. Соорганизаторами конференции также являются Дагестанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет» им. А. И. Герцена (г. Махачкала) и Луганский государственный педагогический университет. Всего в мероприятии приняли участие более 300 человек – это ученые, общественные деятели, преподаватели вузов, педагогические работники и обучающиеся.

Фото - uspu.ru

По словам организатора конференции на площадке УрГПУ, завкафедрой психологии образования УрГПУ, д-ра психол. наук, профессора Наталии Васягиной, целью конференции является профессиональное обсуждение значимых государственных приоритетов воспитания, организация обмена результатами научных исследований и эффективными практиками организации воспитательного процесса с учетом системы национальных ценностей, формирование единого пространства образования и воспитания, укрепление профессиональных связей с вузами новых субъектов РФ.

- Дата проведения конференции – 13 марта выбрана неслучайно. Это день освобождения Херсонской области от фашистских захватчиков. Поэтому сквозными темами конференции являются патриотизм и защита Отечества. Частично этому посвящены пленарные доклады. Кроме того, проблеме воспитания патриотизма и гражданственности посвящена целая секция, – отмечает Наталия Николаевна.

Пленарное заседание проходило в Херсонской области в г. Скадовске на площадке Херсонского государственного педагогического университета. В нем приняли участие преподаватели ХГПУ, Дагестанского и Уральского педагогических университетов. В числе почетных гостей также присутствовали представители Управления Дирекции государственных проектов международной медиагруппы «Россия сегодня» – заместитель начальника Управления, руководитель программы продвижения университетов в России и мире, канд. тех. наук Геннадий Клюшкин и руководитель направления Управления, канд. филос. наук Кирилл Ибрагимов. Работа заседания началась с Гимна России.

С приветствием к участникам пленарного заседания обратились ректор ХГПУ Нина Шашкова, директор Дагестанского филиала Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Ольга Шапиева и ректор УрГПУ Светлана Минюрова. Светлана Алигарьевна, в частности, подчеркнула, что благодарна за возможность выступить Уральскому педвузу в качестве соорганизатора этого значимого события: «Мы будем обсуждать социальный институт семьи в условиях трансформации современного российского общества, образовательную политику в стратегии защиты Отечества, векторы развития гражданско-патриотического воспитания, психолого-педагогическое сопровождение воспитания, культуру ценностного выбора и мировоззренческого определения личности в условиях современных социокультурных изменений. И, конечно, нам важно знать, какие условия становления личностно профессиональной позиции педагога как воспитателя мы, принявшие на себя ответственность педагогические вузы России, должны создавать. Особенно важно и значимо, что эта конференция организуется в содружестве нескольких педагогических вузов. Уверена, что в таком содружестве у нас с вами есть все ресурсы и возможности делать важные, полезные и значимые дела для развития российского образования и народа нашей замечательной страны».

С докладами на пленарном заседании выступили представители вузов из разных регионов России, в подавляющем большинстве это представители Херсонского государственного педагогического университета и Уральского государственного педагогического университета. В частности, ректор ХГПУ Нина Шашкова в докладе «Херсонский государственный педагогический университет как семья» рассказала о традициях университета, о том, как вуз развивается и какие задачи он реализует с учетом новой сложившейся ситуации, как реагирует на новые вызовы. Проректор по научной работе ХГПУ, профессор педагогики, методики обучения и воспитания педагогического факультета Татьяна Шушара рассказала об институте семьи в историческом аспекте, подробно рассмотрев типы семей, а также особенности устройства семейных отношений в разные исторические периоды. Завкафедрой прикладной психологии и развития личности Елена Блинова обсудила социальную идентичность студентов новых субъектов Российской Федерации, рассказала о статусах «беженца» и «вынужденного переселенца» и их социокультурной и психологической адаптации. Были и другие интересные доклады.

Коллеги из нашего университета также презентовали доклады на пленарном заседании. В частности, завкафедрой психологии образования УрГПУ Наталия Васягина рассказала о психологическом портрете российской семьи в эпоху перемен. Завкафедрой истории России, директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников УрГПУ Галина Кругликова сделала доклад на тему «Формирование гражданско-патриотических качеств у молодежи средствами музейной деятельности». О спорных вопросах и спорных ответах воспитания поговорили с завкафедрой педагогики и психологии детства УрГПУ Евгенией Коротаевой. Эколого-экономическое воспитание культуры мировоззренческого самоопределения личности в условиях социокультурных изменений обсудили с завкафедрой права, экономики и методики их преподавания УрГПУ Людмилой Пачиковой.

С докладами на пленарном заседании также выступили представители Управления Дирекции государственных проектов международной медиагруппы «Россия сегодня». Заместитель начальника Управления, руководитель программы продвижения университетов в России и мире Геннадий Клюшкин рассказал о государственных приоритетах воспитания в новых регионах РФ: семья, защитники Отечества, Родина – на примере проектов медиагруппы. Руководитель направления Управления Кирилл Ибрагимов представил доклад на тему «Информационная среда как фактор гражданско-патриотического воспитания».

Помимо пленарного заседания, работа конференции была разделена на секции, три из них проводились на площадке Уральского государственного педагогического университета, одна – на площадке Херсонского государственного педагогического университета. Секция под названием «Семья как социальный институт в условиях трансформаций в современном российском обществе» была организована на базе УрГПУ в виде стратегической сессии. Модератором выступила Наталия Васягина. С докладами выступили представители из разных образовательных организаций высшего образования Чеченской Республики, Херсонской и Свердловской областей, г. Санкт-Петербурга и Мелитополя.

В частности, коллеги из Чеченского государственного педагогического университета (г. Грозный) Лалита Яндуркаева и Дагмара Магомедова рассказали об особенностях воспитания в многодетной семье. Презентацию книги «Духовные крылья Скадовска: воспоминания о протоиерее Максиме Русначенко провели профессор кафедры философии и истории ХГПУ, д-р наук государственного управления, профессор Владимир Мартыненко и профессор кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО Херсонской области «Херсонская Академия непрерывного образования», д-р пед. наук, д-р теологии, д-р философии (Словацкая Республика), профессор Галина Сагач. О семейных конфликтах в представлении современной студенческой молодежи поговорили коллеги из Мелитопольского государственного университета Ольга Кочкурова и Светлана Мельникова.

Было много других интересных докладов, в том числе и от представителей Уральского педвуза. Так, с докладом на тему «Роль семьи в формировании личностных ресурсов ребенка» выступила доцент кафедры психологии образования УрГПУ Елена Баринова. Елена Сергеевна рассказала о ресурсах личности, о том, как семья влияет на эти ресурсы ребенка, какую роль играют, в частности, мать и отец в формировании устойчивости и ресурсности личности.

Ролевому конфликту современной женщины был посвящен доклад доцента кафедры психологии образования УрГПУ Елены Григорян. Елена Николаевна обозначила, как две значимые ценности для современного человека – семья и карьера совмещаются в личности каждой конкретной женщины. Совместно со студентами она провела исследование, которое показало, что наиболее благополучно ситуация складывается, когда женщина сочетает в себе и семейные, и профессиональные роли. Хотя у таких женщин есть ряд сложностей, самая главная из которых состоит в том, чтобы распределить свои возможности между семьей и работой. «Однозначно плохо сказывается работа посменно, работа в ночную смену, но если это стандартный рабочий график, то женщина, как правило, более благополучно реализует себя как мать, и нет разного рода перегибов», – отметила спикер.

Доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ Нина Мазурчук и доцент кафедры психологии образования УрГПУ Екатерина Мазурчук говорили о воспитательной деятельности семьи и о том, как установки, вынесенные из взаимоотношений с родителями, влияют на личность, как отношения в супружеской паре влияют на воспитательный потенциал. Особое место в своем докладе они отвели проблеме целеполагания как основного элемента воспитательной деятельности.

Соискатель кафедры психологии образования УрГПУ Анна Саночкина представила доклад, раскрывающий особенности семейного самосознания женщин, применяющих насилие (физическое и психологическое) по отношению к ребенку. Анна Валерьевна представила результаты своего исследования по изучению самосознания женщин, применяющих и не применяющих насилие, их психологического портрета, а также продемонстрировала разработанную прогностическую модель, которая позволяет на основе описания женщиной самой себя отследить маркеры, определенные речевые конструкции, которые могут свидетельствовать о том, что она применяет насилие по отношению к ребенку. «Это дает возможность очень точечно и своевременно среагировать на сложившиеся обстоятельства и оказать помощь женщине, чтобы избежать серьезных последствий для ребенка», – подчеркнула спикер.

О специфике современных семейно-брачных отношений и том, как распределяются семейные роли, рассказала ассистент кафедры психологии образования УрГПУ Юлия Тактуева. Она же провела шорт-трек к секции «Семья как социальный институт в условиях трансформаций в современном российском обществе» на базе УрГПУ в формате интересного мастер-класса под названием «Техники фототерапии в работе психолога с семьей», позволяющего понять, каким образом фотографии, семейные воспоминания можно использовать для гармонизации семейных отношений.

- Техники фототерапии подразумевают использование личных снимков и семейных фотографий клиентов, а точнее чувств, воспоминаний, мыслей и информации, которые ими порождаются, в качестве катализаторов коммуникации между психологом и клиентом. На данном мастер-классе был приведен краткий обзор теоретической базы, общности и различий между фототерапией и арт-терапией, рассмотрены техники с различными видами фотографий, а также особенности работы с семейными альбомами. Участникам мастер-класса была предоставлена возможность проанализировать важные для них снимки. В конце были презентованы рефлексивные упражнения «Космическая станция», «Кольца», разработанные основоположником фототерапии Джуди Вайзер, – отметила автор мастер-класса.

Вторая секция, организованная на базе УрГПУ, называлась «Векторы развития гражданско-патриотического воспитания» и проводилась в виде дикуссионной площадки. Это была самая многочисленная по количеству представленных докладов секция от коллег из разных регионов России – Республик Дагестан и Марий Эл, Чеченской Республики, Херсонской, Свердловской и Саратовской областей, г. Москвы, Архангельска, Омска и Ульяновска.

Модератором дискуссионной площадки выступила завкафедрой истории России Галина Кругликова. Доклады участников затрагивали самые разнообразные стороны содержания и практической организации гражданско-патриотического воспитания у дошкольников, младших школьников, подростков и студенческой молодежи.

Часть выступлений раскрывала исторические и методические аспекты гражданско-патриотического воспитания. Доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ Татьяна Дорохова обратилась к теме «Историко-педагогическое знание как средство гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи». Доцент кафедры общей психологии и конфликтологии УрГПУ Павел Ежов осветил вопросы нравственно-патриотического воспитания молодежи как основы национального благополучия. Логическим сюжетом стали доклады доцента кафедры философии и истории ХГПУ Вячеслава Сальникова о необходимости и значимости преподавания курса «Основы российской государственности» в вузах новых территорий России.

Наши коллеги активно включились и в проект «Разговоры о важном». Этому было посвящено выступление декана факультета информационных технологий, математики и физики ХГПУ Ярославы Самчинской. Все участники дискуссии отметили важность и своевременность проведения подобных занятий со студентами – будущими учителями. Это позволяет не только познакомиться со славными страницами нашей истории, но и закрепить методические компетенции по организации учебно-воспитательного процесса.

Следующий блок дискуссионной площадки составили выступления, отражающие особенности организации гражданско-патриотического воспитания в разных возрастных группах. Доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах УрГПУ Светлана Привалова раскрыла особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на материале художественных произведений. Доцент кафедры педагогики и психологии детства УрГПУ Елена Царегородцева акцентировала основы воспитания гражданской идентичности в период детства.

Основная часть докладов второй секции на базе УрГПУ была посвящена воспитательному потенциалу героических страниц борьбы с врагом. Коллеги из Херсонского педуниверситета обратились к великому подвигу советского народа во время освобождения Херсонщины в годы Великой Отечественной войны. Доцент кафедры гуманитарного образования Дагестанского филиала РГПУ им. А. И. Герцена Лиана Амирханова обратилась к героическому подвигу дагестанцев.

- Собравшиеся обсудили самые разнообразные аспекты теории и практики гражданско-патриотического воспитания. Все отметили важность подобных встреч и обмена историческими и методическими наработками, что способствует выработке единых подходов к формированию современного образовательного пространства и профессиональному общению, выработке совместных проектов и мероприятий, – отметила Галина Кругликова.

Шорт-треком ко второй секции на базе УрГПУ под названием «Векторы развития гражданско-патриотического воспитания» стала презентация музейно-образовательной программы «Памяти педагогов-фронтовиков». Мероприятие прошло на площадке Музея памяти педагогов-фронтовиков Уральского педуниверситета.

Модераторами встречи выступили – завкафедрой истории России УрГПУ Галина Кругликова и начальник управления проектной деятельности УрГПУ Ирина Грибан, которые представили выставочное пространство, посвященное студентам, преподавателям и сотрудникам Свердловского государственного педагогического института (ныне – УрГПУ), которые добровольцами ушли на фронт Великой Отечественной войны.

В 2022 – 2023 гг. в УрГПУ при поддержке Министерства просвещения РФ реализовывался проект «Драйверы образования: создание креативного музейно-выставочного пространства в педагогическом вузе». Проект направлен на реализацию задач программы «Патриотическое воспитание» в рамках Национального проекта «Образование». В декабре 2022 г. в рамках проекта в университете была открыта новая музейно-образовательная локация – Музей памяти педагогов-фронтовиков.

- В экспозиции представлены диорама «Битва за Москву», интерактивный стол и др. инновационные элементы, позволяющие интересно представить посетителям (в основном студентам и школьникам) историю страны через призму отдельной личности. История студентов СГПИ-УрГПУ представлена и через деятельность студенческого поискового отряда «Стикс». Экспозиция «Память земли» представляет собой историю отдельных сражений времен ВОВ через военные артефакты, найденные во время поисковых экспедиций и через отдельные истории людей. Выставка «Память земли», весь музей в целом появились при активном участии в реализации проекта студентов УрГПУ – бойцов СПО “Стикс”», – отметила Галина Кругликова.

Музей памяти педагогов-фронтовиков – не просто музей. Это полноценное музейно-образовательное пространство, частью которого является коворкинг – место, где студенты и преподаватели УрГПУ проводят различные тематические занятия, собрания, кинолектории и др. Это уникальная площадка, сочетающая в себе большой потенциал для реализации воспитательной работы в образовательной организации.

- Коллеги из Херсонского педуниверситета проявили заинтересованность в сотрудничестве в области организации музейно-выставочной работы, организации совместных проектов, разработке воспитательных мероприятий средствами музейной деятельности, – отметила Галина Александровна.

Третья секция конференции называлась «Условия становления личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя», она прошла на базе студии Российского общества «Знание», расположенной в УрГПУ. Модераторами выступили – директор института общественных наук УрГПУ, канд. пед. наук, доцент Анна Коротун и доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ, канд. пед. наук Татьяна Дорохова.

- Актуальность данной темы обусловлена тем, что современная социальная ситуация ставит перед педагогом как воспитателем столь сложные проблемы и задачи, что они не могут быть решены в пределах функциональных ролей куратора, классного руководителя, организатора воспитательной работы, социального педагога. Необходимо становление профессиональной позиции каждого педагога как воспитателя. Личностно-профессиональная позиция предполагает сопряженность реализации педагогом личностных ценностей и ценностей профессии. Очевидно, что в рамках секции были рассмотрены, в первую очередь, организационно-педагогические условия становления профессиональной позиции педагога как воспитателя и ценностные установки педагогов на проектирование процесса воспитания, – подчеркнула Анна Коротун.

Доклады представили коллеги из разных регионов нашей страны – Крыма, Херсонской и Свердловской областей, г. Ростова-на-Дону, Воронежа и Тулы. Были затронуты актуальные темы, в частности, особенности реализации воспитательной работы учителей с применением цифровых технологий в современной школе, факторы повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогических вузов на примере создания психологической лаборатории, применение цифровых образовательных ресурсов в обучении математике на примере интерактивных платформ, работа с концептом «родной край» как способ формирования мировоззренческого самоопределения будущего педагога, профессиональное и личностное развитие педагога и мн. др.

Среди докладчиков выступили представители нашего вуза. В частности, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ Татьяна Дорохова рассказала о взаимодействии семьи и школы как условии ценностного воспитания обучающихся. Исследовательский проект по правовой грамотности как фактору эффективного взаимодействия педагогов и родителей в образовательной организации представила директор института общественных наук УрГПУ Анна Коротун. Ценностные установки педагогов как условие личностно-профессиональной готовности к проектированию процесса воспитания в своем докладе рассмотрела доцент кафедры теории и методики воспитания культуры творчества УрГПУ Елена Бородина. На вызовах времени и требованиях к личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя сосредоточились в своем выступлении доценты кафедры психологии образования УрГПУ Юлия Герасименко и Оксана Лозгачева.

Шорт-треком к третьей секции на базе УрГПУ под названием «Условия становления личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя» стала форсайт-сессия «Государственные приоритеты воспитания в исследованиях молодых ученых». Свои доклады представили магистранты, студенты, и аспиранты из разных регионов России – Алтая, Херсонской и Свердловской областей, г. Кемерово, Ростова-на-Дону, Костромы и Мелитополя.

Форсайт-сессия проводилась в активной форме как некое проектирование будущего. Молодые ученые познакомились между собой, презентовали и обсудили результаты своих исследований и то, как они помогут в решении поставленного вопроса, а также поделились пожеланиями себе как молодому ученому через 5 лет. Актуальными темами исследований стали: отношение педагогов к использованию школьниками гаджетов в образовательном процессе, особенности семейных отношений в исламе, семейные детерминанты развития игровой зависимости у подростков, методическое руководство процессом патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации, участие в добровольческой деятельности как средство формирования профессиональных компетенций педагога, патриотическое воспитание молодежи на основе семейных ценностей, воспитание подростков в новых регионах Российской Федерации и мн. др.

Одна из секций конференции под названием «Психолого-педагогическое сопровождение воспитания культуры ценностного выбора и мировоззренческого самоопределения личности в условиях социокультурных изменений» была организована на площадке Херсонского государственного педагогического университета. Ее модератором выступила завкафедрой прикладной психологии и развития личности ХГПУ, д-р психол. наук, профессор Елена Блинова.

С докладами выступили коллеги из разных регионов нашей страны – Херсонской и Свердловской областей, г. Санкт-Петербурга, Костромы, Шадринска и Волгограда. Актуальными темами стали: личностные особенности студентов как фактор успешной адаптации в социокультурном пространстве Российской Федерации, профилактика экстремизма у студенческой молодежи, проблема развития мотивации к обучению в младшем школьном возрасте, вопрос самовоспитания личности в условиях социальной турбулентности, психолого-педагогическое сопровождение построения жизненных стратегий студентами вуза в условиях глобальной трансформации, психологический портрет женщин-руководителей и мн. др.

Наш университет в дистанционном формате представили доценты кафедры психологии образования, канд. психол. наук Ксения Адушкина и Юлия Братчикова. Они поговорили о критическом мышлении и его роли в информационной безопасности подростков в современном пространстве. «Сейчас существует множество фейков, и очень часто дети и подростки, которые не обладают в силу возраста критичностью мышления становятся легкими жертвами разного рода дезинформации. То, как это критическое мышление развивать и как ориентировать детей на критичное восприятие информации мы обсудили в своем выступлении», – поделились спикеры.

Шорт-трек в рамках секции «Психолого-педагогическое сопровождение воспитания культуры ценностного выбора и мировоззренческого самоопределения личности в условиях социокультурных изменений» проходил на площадке Уральского педагогического в формате круглого стола «Психолого-педагогическое сопровождение, специальное и инклюзивное образование детей с ОВЗ, с инвалидностью». Модератором выступила директор института специального образования УрГПУ, канд. психол. наук, доцент Елена Семёнова.

Участниками круглого стола стали преподаватели кафедры логопедии ХГПУ, преподаватели и магистранты института специального образования УрГПУ, студенты вузов. В фокусе обсуждения участников круглого стола оказались проблемы сопровождения семей, воспитывающих особых детей. Так, преподаватели кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза УрГПУ Елена Каракулова и Нина Обухова представили результаты исследования по проекту университетского гранта «Технологии эффективного взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ».

Ключевыми вопросами для обсуждения на круглом столе стали традиции и новации в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте формирования базовых национальных ценностей. Доцент кафедры логопедии ХГПУ Елена Образцова рассмотрела проблему пентабазиса в воспитании на основе национально-культурных традиций, заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ Галина Зак и студентка Дарья Вибе представили результаты реализации проекта гражданско-патриотической направленности «По тропам Екатеринбурга» с обучающимися с интеллектуальными нарушениями. Директор института специального образования УрГПУ Елена Семёнова и магистрант Дарья Колочкова осветили аспекты социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с использованием визуального расписания.

Также участники круглого стола затронули вопросы развития логопедической школы на территории Северного Причерноморья (доклад заместителя директора педагогического факультета ХГПУ Марины Галан) и на Урале (сообщение завкафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза УрГПУ Елены Каракуловой).

- Профессиональная дискуссия по вопросам воспитания и психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями вызвала интерес у участников круглого стола. Преподаватели УрГПУ и ХГПУ выразили готовность к продолжению научно-педагогического сотрудничества, – отметила Елена Семёнова.

День, проведенный в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Государственные приоритеты воспитания в новых регионах Российской Федерации: семья, защитники Отечества, Родина», посвященной Году семьи, получился очень насыщенным и интересным, прошел в атмосфере тепла, дружбы и диалога между участниками из разных регионов нашей необъятной страны. В завершение мероприятия коллеги из Херсонского государственного педагогического университета выразили слова глубокой благодарности нашему университету и в особенности ректору УрГПУ Светлане Минюровой и завкафедрой психологии образования УрГПУ Наталии Васягиной: «Уральский педагогический университет оказывает нам не только научную и методическую помощь, но и душевную. Мы всегда чувствуем вашу заботу и дружеское плечо, что вы переживаете, чтобы у нас все было хорошо. Благодарим вас за поддержку и плодотворное сотрудничество».

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*