13 марта УрГПУ стал одной из площадок для проведения Всероссийской научно-практической конференции «Государственные приоритеты воспитания в новых регионах Российской Федерации: семья, защитники Отечества, Родина», посвященной Году семьи. Организатор конференции – Херсонский государственный педагогический университет (г. Скадовск).
Между Уральским педагогическим и Херсонским педуниверситетом заключено соглашение о сотрудничестве, в рамках которого совместно с коллегами из Херсонской области реализуются все основные направления деятельности, в том числе научно-исследовательская работа. Данная конференция проходила под эгидой этого научного сотрудничества и проводилась на двух площадках – ХГПУ, который выступил основным вузом-организатором, и УрГПУ. Соорганизаторами конференции также являются Дагестанский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет» им. А. И. Герцена (г. Махачкала) и Луганский государственный педагогический университет. Всего в мероприятии приняли участие более 300 человек – это ученые, общественные деятели, преподаватели вузов, педагогические работники и обучающиеся.
Фото - uspu.ru
По словам организатора конференции на площадке УрГПУ, завкафедрой психологии образования УрГПУ, д-ра психол. наук, профессора Наталии Васягиной, целью конференции является профессиональное обсуждение значимых государственных приоритетов воспитания, организация обмена результатами научных исследований и эффективными практиками организации воспитательного процесса с учетом системы национальных ценностей, формирование единого пространства образования и воспитания, укрепление профессиональных связей с вузами новых субъектов РФ.
- Дата проведения конференции – 13 марта выбрана неслучайно. Это день освобождения Херсонской области от фашистских захватчиков. Поэтому сквозными темами конференции являются патриотизм и защита Отечества. Частично этому посвящены пленарные доклады. Кроме того, проблеме воспитания патриотизма и гражданственности посвящена целая секция, – отмечает Наталия Николаевна.
Пленарное заседание проходило в Херсонской области в г. Скадовске на площадке Херсонского государственного педагогического университета. В нем приняли участие преподаватели ХГПУ, Дагестанского и Уральского педагогических университетов. В числе почетных гостей также присутствовали представители Управления Дирекции государственных проектов международной медиагруппы «Россия сегодня» – заместитель начальника Управления, руководитель программы продвижения университетов в России и мире, канд. тех. наук Геннадий Клюшкин и руководитель направления Управления, канд. филос. наук Кирилл Ибрагимов. Работа заседания началась с Гимна России.
С приветствием к участникам пленарного заседания обратились ректор ХГПУ Нина Шашкова, директор Дагестанского филиала Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Ольга Шапиева и ректор УрГПУ Светлана Минюрова. Светлана Алигарьевна, в частности, подчеркнула, что благодарна за возможность выступить Уральскому педвузу в качестве соорганизатора этого значимого события: «Мы будем обсуждать социальный институт семьи в условиях трансформации современного российского общества, образовательную политику в стратегии защиты Отечества, векторы развития гражданско-патриотического воспитания, психолого-педагогическое сопровождение воспитания, культуру ценностного выбора и мировоззренческого определения личности в условиях современных социокультурных изменений. И, конечно, нам важно знать, какие условия становления личностно профессиональной позиции педагога как воспитателя мы, принявшие на себя ответственность педагогические вузы России, должны создавать. Особенно важно и значимо, что эта конференция организуется в содружестве нескольких педагогических вузов. Уверена, что в таком содружестве у нас с вами есть все ресурсы и возможности делать важные, полезные и значимые дела для развития российского образования и народа нашей замечательной страны».
С докладами на пленарном заседании выступили представители вузов из разных регионов России, в подавляющем большинстве это представители Херсонского государственного педагогического университета и Уральского государственного педагогического университета. В частности, ректор ХГПУ Нина Шашкова в докладе «Херсонский государственный педагогический университет как семья» рассказала о традициях университета, о том, как вуз развивается и какие задачи он реализует с учетом новой сложившейся ситуации, как реагирует на новые вызовы. Проректор по научной работе ХГПУ, профессор педагогики, методики обучения и воспитания педагогического факультета Татьяна Шушара рассказала об институте семьи в историческом аспекте, подробно рассмотрев типы семей, а также особенности устройства семейных отношений в разные исторические периоды. Завкафедрой прикладной психологии и развития личности Елена Блинова обсудила социальную идентичность студентов новых субъектов Российской Федерации, рассказала о статусах «беженца» и «вынужденного переселенца» и их социокультурной и психологической адаптации. Были и другие интересные доклады.
Коллеги из нашего университета также презентовали доклады на пленарном заседании. В частности, завкафедрой психологии образования УрГПУ Наталия Васягина рассказала о психологическом портрете российской семьи в эпоху перемен. Завкафедрой истории России, директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников УрГПУ Галина Кругликова сделала доклад на тему «Формирование гражданско-патриотических качеств у молодежи средствами музейной деятельности». О спорных вопросах и спорных ответах воспитания поговорили с завкафедрой педагогики и психологии детства УрГПУ Евгенией Коротаевой. Эколого-экономическое воспитание культуры мировоззренческого самоопределения личности в условиях социокультурных изменений обсудили с завкафедрой права, экономики и методики их преподавания УрГПУ Людмилой Пачиковой.
С докладами на пленарном заседании также выступили представители Управления Дирекции государственных проектов международной медиагруппы «Россия сегодня». Заместитель начальника Управления, руководитель программы продвижения университетов в России и мире Геннадий Клюшкин рассказал о государственных приоритетах воспитания в новых регионах РФ: семья, защитники Отечества, Родина – на примере проектов медиагруппы. Руководитель направления Управления Кирилл Ибрагимов представил доклад на тему «Информационная среда как фактор гражданско-патриотического воспитания».
Помимо пленарного заседания, работа конференции была разделена на секции, три из них проводились на площадке Уральского государственного педагогического университета, одна – на площадке Херсонского государственного педагогического университета. Секция под названием «Семья как социальный институт в условиях трансформаций в современном российском обществе» была организована на базе УрГПУ в виде стратегической сессии. Модератором выступила Наталия Васягина. С докладами выступили представители из разных образовательных организаций высшего образования Чеченской Республики, Херсонской и Свердловской областей, г. Санкт-Петербурга и Мелитополя.
В частности, коллеги из Чеченского государственного педагогического университета (г. Грозный) Лалита Яндуркаева и Дагмара Магомедова рассказали об особенностях воспитания в многодетной семье. Презентацию книги «Духовные крылья Скадовска: воспоминания о протоиерее Максиме Русначенко провели профессор кафедры философии и истории ХГПУ, д-р наук государственного управления, профессор Владимир Мартыненко и профессор кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО Херсонской области «Херсонская Академия непрерывного образования», д-р пед. наук, д-р теологии, д-р философии (Словацкая Республика), профессор Галина Сагач. О семейных конфликтах в представлении современной студенческой молодежи поговорили коллеги из Мелитопольского государственного университета Ольга Кочкурова и Светлана Мельникова.
Было много других интересных докладов, в том числе и от представителей Уральского педвуза. Так, с докладом на тему «Роль семьи в формировании личностных ресурсов ребенка» выступила доцент кафедры психологии образования УрГПУ Елена Баринова. Елена Сергеевна рассказала о ресурсах личности, о том, как семья влияет на эти ресурсы ребенка, какую роль играют, в частности, мать и отец в формировании устойчивости и ресурсности личности.
Ролевому конфликту современной женщины был посвящен доклад доцента кафедры психологии образования УрГПУ Елены Григорян. Елена Николаевна обозначила, как две значимые ценности для современного человека – семья и карьера совмещаются в личности каждой конкретной женщины. Совместно со студентами она провела исследование, которое показало, что наиболее благополучно ситуация складывается, когда женщина сочетает в себе и семейные, и профессиональные роли. Хотя у таких женщин есть ряд сложностей, самая главная из которых состоит в том, чтобы распределить свои возможности между семьей и работой. «Однозначно плохо сказывается работа посменно, работа в ночную смену, но если это стандартный рабочий график, то женщина, как правило, более благополучно реализует себя как мать, и нет разного рода перегибов», – отметила спикер.
Доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ Нина Мазурчук и доцент кафедры психологии образования УрГПУ Екатерина Мазурчук говорили о воспитательной деятельности семьи и о том, как установки, вынесенные из взаимоотношений с родителями, влияют на личность, как отношения в супружеской паре влияют на воспитательный потенциал. Особое место в своем докладе они отвели проблеме целеполагания как основного элемента воспитательной деятельности.
Соискатель кафедры психологии образования УрГПУ Анна Саночкина представила доклад, раскрывающий особенности семейного самосознания женщин, применяющих насилие (физическое и психологическое) по отношению к ребенку. Анна Валерьевна представила результаты своего исследования по изучению самосознания женщин, применяющих и не применяющих насилие, их психологического портрета, а также продемонстрировала разработанную прогностическую модель, которая позволяет на основе описания женщиной самой себя отследить маркеры, определенные речевые конструкции, которые могут свидетельствовать о том, что она применяет насилие по отношению к ребенку. «Это дает возможность очень точечно и своевременно среагировать на сложившиеся обстоятельства и оказать помощь женщине, чтобы избежать серьезных последствий для ребенка», – подчеркнула спикер.
О специфике современных семейно-брачных отношений и том, как распределяются семейные роли, рассказала ассистент кафедры психологии образования УрГПУ Юлия Тактуева. Она же провела шорт-трек к секции «Семья как социальный институт в условиях трансформаций в современном российском обществе» на базе УрГПУ в формате интересного мастер-класса под названием «Техники фототерапии в работе психолога с семьей», позволяющего понять, каким образом фотографии, семейные воспоминания можно использовать для гармонизации семейных отношений.
- Техники фототерапии подразумевают использование личных снимков и семейных фотографий клиентов, а точнее чувств, воспоминаний, мыслей и информации, которые ими порождаются, в качестве катализаторов коммуникации между психологом и клиентом. На данном мастер-классе был приведен краткий обзор теоретической базы, общности и различий между фототерапией и арт-терапией, рассмотрены техники с различными видами фотографий, а также особенности работы с семейными альбомами. Участникам мастер-класса была предоставлена возможность проанализировать важные для них снимки. В конце были презентованы рефлексивные упражнения «Космическая станция», «Кольца», разработанные основоположником фототерапии Джуди Вайзер, – отметила автор мастер-класса.
Вторая секция, организованная на базе УрГПУ, называлась «Векторы развития гражданско-патриотического воспитания» и проводилась в виде дикуссионной площадки. Это была самая многочисленная по количеству представленных докладов секция от коллег из разных регионов России – Республик Дагестан и Марий Эл, Чеченской Республики, Херсонской, Свердловской и Саратовской областей, г. Москвы, Архангельска, Омска и Ульяновска.
Модератором дискуссионной площадки выступила завкафедрой истории России Галина Кругликова. Доклады участников затрагивали самые разнообразные стороны содержания и практической организации гражданско-патриотического воспитания у дошкольников, младших школьников, подростков и студенческой молодежи.
Часть выступлений раскрывала исторические и методические аспекты гражданско-патриотического воспитания. Доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ Татьяна Дорохова обратилась к теме «Историко-педагогическое знание как средство гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи». Доцент кафедры общей психологии и конфликтологии УрГПУ Павел Ежов осветил вопросы нравственно-патриотического воспитания молодежи как основы национального благополучия. Логическим сюжетом стали доклады доцента кафедры философии и истории ХГПУ Вячеслава Сальникова о необходимости и значимости преподавания курса «Основы российской государственности» в вузах новых территорий России.
Наши коллеги активно включились и в проект «Разговоры о важном». Этому было посвящено выступление декана факультета информационных технологий, математики и физики ХГПУ Ярославы Самчинской. Все участники дискуссии отметили важность и своевременность проведения подобных занятий со студентами – будущими учителями. Это позволяет не только познакомиться со славными страницами нашей истории, но и закрепить методические компетенции по организации учебно-воспитательного процесса.
Следующий блок дискуссионной площадки составили выступления, отражающие особенности организации гражданско-патриотического воспитания в разных возрастных группах. Доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах УрГПУ Светлана Привалова раскрыла особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на материале художественных произведений. Доцент кафедры педагогики и психологии детства УрГПУ Елена Царегородцева акцентировала основы воспитания гражданской идентичности в период детства.
Основная часть докладов второй секции на базе УрГПУ была посвящена воспитательному потенциалу героических страниц борьбы с врагом. Коллеги из Херсонского педуниверситета обратились к великому подвигу советского народа во время освобождения Херсонщины в годы Великой Отечественной войны. Доцент кафедры гуманитарного образования Дагестанского филиала РГПУ им. А. И. Герцена Лиана Амирханова обратилась к героическому подвигу дагестанцев.
- Собравшиеся обсудили самые разнообразные аспекты теории и практики гражданско-патриотического воспитания. Все отметили важность подобных встреч и обмена историческими и методическими наработками, что способствует выработке единых подходов к формированию современного образовательного пространства и профессиональному общению, выработке совместных проектов и мероприятий, – отметила Галина Кругликова.
Шорт-треком ко второй секции на базе УрГПУ под названием «Векторы развития гражданско-патриотического воспитания» стала презентация музейно-образовательной программы «Памяти педагогов-фронтовиков». Мероприятие прошло на площадке Музея памяти педагогов-фронтовиков Уральского педуниверситета.
Модераторами встречи выступили – завкафедрой истории России УрГПУ Галина Кругликова и начальник управления проектной деятельности УрГПУ Ирина Грибан, которые представили выставочное пространство, посвященное студентам, преподавателям и сотрудникам Свердловского государственного педагогического института (ныне – УрГПУ), которые добровольцами ушли на фронт Великой Отечественной войны.
В 2022 – 2023 гг. в УрГПУ при поддержке Министерства просвещения РФ реализовывался проект «Драйверы образования: создание креативного музейно-выставочного пространства в педагогическом вузе». Проект направлен на реализацию задач программы «Патриотическое воспитание» в рамках Национального проекта «Образование». В декабре 2022 г. в рамках проекта в университете была открыта новая музейно-образовательная локация – Музей памяти педагогов-фронтовиков.
- В экспозиции представлены диорама «Битва за Москву», интерактивный стол и др. инновационные элементы, позволяющие интересно представить посетителям (в основном студентам и школьникам) историю страны через призму отдельной личности. История студентов СГПИ-УрГПУ представлена и через деятельность студенческого поискового отряда «Стикс». Экспозиция «Память земли» представляет собой историю отдельных сражений времен ВОВ через военные артефакты, найденные во время поисковых экспедиций и через отдельные истории людей. Выставка «Память земли», весь музей в целом появились при активном участии в реализации проекта студентов УрГПУ – бойцов СПО “Стикс”», – отметила Галина Кругликова.
Музей памяти педагогов-фронтовиков – не просто музей. Это полноценное музейно-образовательное пространство, частью которого является коворкинг – место, где студенты и преподаватели УрГПУ проводят различные тематические занятия, собрания, кинолектории и др. Это уникальная площадка, сочетающая в себе большой потенциал для реализации воспитательной работы в образовательной организации.
- Коллеги из Херсонского педуниверситета проявили заинтересованность в сотрудничестве в области организации музейно-выставочной работы, организации совместных проектов, разработке воспитательных мероприятий средствами музейной деятельности, – отметила Галина Александровна.
Третья секция конференции называлась «Условия становления личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя», она прошла на базе студии Российского общества «Знание», расположенной в УрГПУ. Модераторами выступили – директор института общественных наук УрГПУ, канд. пед. наук, доцент Анна Коротун и доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ, канд. пед. наук Татьяна Дорохова.
- Актуальность данной темы обусловлена тем, что современная социальная ситуация ставит перед педагогом как воспитателем столь сложные проблемы и задачи, что они не могут быть решены в пределах функциональных ролей куратора, классного руководителя, организатора воспитательной работы, социального педагога. Необходимо становление профессиональной позиции каждого педагога как воспитателя. Личностно-профессиональная позиция предполагает сопряженность реализации педагогом личностных ценностей и ценностей профессии. Очевидно, что в рамках секции были рассмотрены, в первую очередь, организационно-педагогические условия становления профессиональной позиции педагога как воспитателя и ценностные установки педагогов на проектирование процесса воспитания, – подчеркнула Анна Коротун.
Доклады представили коллеги из разных регионов нашей страны – Крыма, Херсонской и Свердловской областей, г. Ростова-на-Дону, Воронежа и Тулы. Были затронуты актуальные темы, в частности, особенности реализации воспитательной работы учителей с применением цифровых технологий в современной школе, факторы повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогических вузов на примере создания психологической лаборатории, применение цифровых образовательных ресурсов в обучении математике на примере интерактивных платформ, работа с концептом «родной край» как способ формирования мировоззренческого самоопределения будущего педагога, профессиональное и личностное развитие педагога и мн. др.
Среди докладчиков выступили представители нашего вуза. В частности, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики УрГПУ Татьяна Дорохова рассказала о взаимодействии семьи и школы как условии ценностного воспитания обучающихся. Исследовательский проект по правовой грамотности как фактору эффективного взаимодействия педагогов и родителей в образовательной организации представила директор института общественных наук УрГПУ Анна Коротун. Ценностные установки педагогов как условие личностно-профессиональной готовности к проектированию процесса воспитания в своем докладе рассмотрела доцент кафедры теории и методики воспитания культуры творчества УрГПУ Елена Бородина. На вызовах времени и требованиях к личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя сосредоточились в своем выступлении доценты кафедры психологии образования УрГПУ Юлия Герасименко и Оксана Лозгачева.
Шорт-треком к третьей секции на базе УрГПУ под названием «Условия становления личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя» стала форсайт-сессия «Государственные приоритеты воспитания в исследованиях молодых ученых». Свои доклады представили магистранты, студенты, и аспиранты из разных регионов России – Алтая, Херсонской и Свердловской областей, г. Кемерово, Ростова-на-Дону, Костромы и Мелитополя.
Форсайт-сессия проводилась в активной форме как некое проектирование будущего. Молодые ученые познакомились между собой, презентовали и обсудили результаты своих исследований и то, как они помогут в решении поставленного вопроса, а также поделились пожеланиями себе как молодому ученому через 5 лет. Актуальными темами исследований стали: отношение педагогов к использованию школьниками гаджетов в образовательном процессе, особенности семейных отношений в исламе, семейные детерминанты развития игровой зависимости у подростков, методическое руководство процессом патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации, участие в добровольческой деятельности как средство формирования профессиональных компетенций педагога, патриотическое воспитание молодежи на основе семейных ценностей, воспитание подростков в новых регионах Российской Федерации и мн. др.
Одна из секций конференции под названием «Психолого-педагогическое сопровождение воспитания культуры ценностного выбора и мировоззренческого самоопределения личности в условиях социокультурных изменений» была организована на площадке Херсонского государственного педагогического университета. Ее модератором выступила завкафедрой прикладной психологии и развития личности ХГПУ, д-р психол. наук, профессор Елена Блинова.
С докладами выступили коллеги из разных регионов нашей страны – Херсонской и Свердловской областей, г. Санкт-Петербурга, Костромы, Шадринска и Волгограда. Актуальными темами стали: личностные особенности студентов как фактор успешной адаптации в социокультурном пространстве Российской Федерации, профилактика экстремизма у студенческой молодежи, проблема развития мотивации к обучению в младшем школьном возрасте, вопрос самовоспитания личности в условиях социальной турбулентности, психолого-педагогическое сопровождение построения жизненных стратегий студентами вуза в условиях глобальной трансформации, психологический портрет женщин-руководителей и мн. др.
Наш университет в дистанционном формате представили доценты кафедры психологии образования, канд. психол. наук Ксения Адушкина и Юлия Братчикова. Они поговорили о критическом мышлении и его роли в информационной безопасности подростков в современном пространстве. «Сейчас существует множество фейков, и очень часто дети и подростки, которые не обладают в силу возраста критичностью мышления становятся легкими жертвами разного рода дезинформации. То, как это критическое мышление развивать и как ориентировать детей на критичное восприятие информации мы обсудили в своем выступлении», – поделились спикеры.
Шорт-трек в рамках секции «Психолого-педагогическое сопровождение воспитания культуры ценностного выбора и мировоззренческого самоопределения личности в условиях социокультурных изменений» проходил на площадке Уральского педагогического в формате круглого стола «Психолого-педагогическое сопровождение, специальное и инклюзивное образование детей с ОВЗ, с инвалидностью». Модератором выступила директор института специального образования УрГПУ, канд. психол. наук, доцент Елена Семёнова.
Участниками круглого стола стали преподаватели кафедры логопедии ХГПУ, преподаватели и магистранты института специального образования УрГПУ, студенты вузов. В фокусе обсуждения участников круглого стола оказались проблемы сопровождения семей, воспитывающих особых детей. Так, преподаватели кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза УрГПУ Елена Каракулова и Нина Обухова представили результаты исследования по проекту университетского гранта «Технологии эффективного взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ».
Ключевыми вопросами для обсуждения на круглом столе стали традиции и новации в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте формирования базовых национальных ценностей. Доцент кафедры логопедии ХГПУ Елена Образцова рассмотрела проблему пентабазиса в воспитании на основе национально-культурных традиций, заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ Галина Зак и студентка Дарья Вибе представили результаты реализации проекта гражданско-патриотической направленности «По тропам Екатеринбурга» с обучающимися с интеллектуальными нарушениями. Директор института специального образования УрГПУ Елена Семёнова и магистрант Дарья Колочкова осветили аспекты социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с использованием визуального расписания.
Также участники круглого стола затронули вопросы развития логопедической школы на территории Северного Причерноморья (доклад заместителя директора педагогического факультета ХГПУ Марины Галан) и на Урале (сообщение завкафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза УрГПУ Елены Каракуловой).
- Профессиональная дискуссия по вопросам воспитания и психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями вызвала интерес у участников круглого стола. Преподаватели УрГПУ и ХГПУ выразили готовность к продолжению научно-педагогического сотрудничества, – отметила Елена Семёнова.
День, проведенный в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Государственные приоритеты воспитания в новых регионах Российской Федерации: семья, защитники Отечества, Родина», посвященной Году семьи, получился очень насыщенным и интересным, прошел в атмосфере тепла, дружбы и диалога между участниками из разных регионов нашей необъятной страны. В завершение мероприятия коллеги из Херсонского государственного педагогического университета выразили слова глубокой благодарности нашему университету и в особенности ректору УрГПУ Светлане Минюровой и завкафедрой психологии образования УрГПУ Наталии Васягиной: «Уральский педагогический университет оказывает нам не только научную и методическую помощь, но и душевную. Мы всегда чувствуем вашу заботу и дружеское плечо, что вы переживаете, чтобы у нас все было хорошо. Благодарим вас за поддержку и плодотворное сотрудничество».
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.