В России работает около 1,5 тысячи коррекционных школ

17.03.2024 226

На Международной выставке-форуме «Россия», на площадке павильона № 57, состоялся Съезд руководителей отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы (коррекционных школ). В работе съезда приняло очное участие более 600 человек из числа представителей региональных органов исполнительной власти в сфере образования, руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, из 75 субъектов Российской Федерации. К онлайн-трансляции присоединилось более 3500 человек.

На пленарном заседании участники обсудили адаптацию образовательных стандартов к работе коррекционных школ, нормативное регулирование их деятельности, а также вопросы кадрового обеспечения данных образовательных организаций.

Фото - edu.gov.ru

В видеоприветствии участникам съезда заместитель Министра просвещения РФ Денис Грибов отметил, что в России школьное образование получает более миллиона учеников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, почти половина из них учится в коррекционных школах. В настоящее время в России работает около полутора тысяч таких школ.

«В коррекционных школах сложились свои традиции обучения и воспитания, создана особая среда, направленная на сбережение здоровья детей. Эти учебные заведения также взаимодействуют с инклюзивными школами. Они работают как центры непрерывного образования и комплексного сопровождения ребят с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. Основная цель съезда – консолидация коррекционных школ в едином образовательном пространстве. Вам предстоит обсудить миссию и вектор развития коррекционных школ в регионах. Наша общая задача – организовать не просто качественное, но профессионально ориентированное образование. Нам важно, чтобы выпускники после школы получили востребованную на рынке труда специальность и смогли в ней реализоваться», – отметил Денис Грибов.

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Фальковская обратила внимание, что за последнее десятилетие произошло много нормативных и содержательных изменений в системе образования, в том числе касающихся обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Среди них – введение понятия «инклюзивное образование» в нормативно-правовое поле, активное развитие процесса обеспечения равного доступа к школьному образованию для всех обучающихся – безотносительно возраста.

«Таким образом, порядка 15 тысяч детей, которые проживают в детских домах-интернатах системы социальной защиты, и 5 тысяч совершеннолетних лиц, которые проживают в психоневрологических интернатах, получили право на образование. Многие из этих детей и взрослых обучаются в коррекционных школах. Это очень важно с точки зрения выстраивания качественной работы и в коррекционно-развивающей составляющей, и в составляющей, связанной с предметными областями, в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации и специальных индивидуальных программ развития», – рассказала Лариса Фальковская, обращаясь к участникам съезда.

Она подчеркнула, что российская система образования сохранила и активно развивает сеть коррекционных школ. Лариса Фальковская также добавила, что изменился функционал психолого-медико-педагогических комиссий, которые начали формировать образовательные маршруты обучающихся. Родители и законные представители получили право выбора образовательной организации.

Отдельно директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России остановилась на вопросе кадрового обеспечения образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Лариса Фальковская отметила, что утвержденный Министром просвещения России Сергеем Кравцовым Комплекс мер по модернизации дефектологического образования на период до 2030 года включает в себя мероприятия по работе со студентами – будущими дефектологами и профессорско-преподавательским составом профильных кафедр, а также анализ актуального кадрового обеспечения общего образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ. Комплекс мер предполагает также создание системы постдипломного сопровождения молодых специалистов, повышение квалификации педагогических и административных работников школ.

Глава департамента рассказала, что на региональном уровне важно провести полный и детальный анализ кадрового обеспечения этой области образования и сформулировать запрос на ближайшие пять-семь лет с точки зрения потребности в специалистах.

В завершение своего выступления Лариса Фальковская выразила благодарность специалистам, которые принимают активное участие в разработке и апробации новых методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, предлагаемых федеральными ресурсными центрами. Она передала Благодарственные письма Минпросвещения России педагогу-психологу гимназии № 1 Саратовской области Татьяне Больбот, педагогу-психологу средней школы № 102 Волгоградской области Анне Инцовой и педагогу-психологу школы № 59 Санкт-Петербурга Марине Жуковой.

В рамках работы съезда директор Института коррекционной педагогики Татьяна Соловьева рассказала о научно-методических разработках в области образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ. Заместитель директора Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета просвещения Ольга Суханова представила доклад об использовании инструментов проекта «Школа Минпросвещения России» в образовательном процессе в коррекционных школах.

Справочно

Съезд руководителей отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, прошел 12–13 марта 2024 года. Организатор мероприятия – Минпросвещения России, оператор – Институт коррекционной педагогики.

Практическими площадками для участников съезда стали образовательные организации и реабилитационно-образовательные центры города Москвы: школа № 2124 «Центр развития и коррекции», специальная (коррекционная) школа-интернат № 65, школа № 1454 «Тимирязевская», школа № 158, образовательный комплекс «Юго-Запад», школа № 830, Курчатовская школа, школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых, реабилитационно-образовательный центр № 76, реабилитационно-образовательный центр № 105, Комплексный реабилитационно-образовательный центр, а также Московский педагогический государственный университет (МПГУ).

Делегаты по выбору посетили образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы, где познакомились с опытом организации образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью. Более 200 человек приняли участие в программе мероприятий на площадке МПГУ.

 

Источник: Пресс-служба Минпросвещения России

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*