Однако, как только начинаешь продумывать, что нужно детям рассказывать, с какого возраста и какие именно финансовые навыки формировать, вопросов становится больше, чем ответов.
Управление личными финансами на элементарном уровне - дело сравнительно несложное.
Во-первых, к денежной стороне жизни нужно относиться серьезно и внимательно. Доходы и расходы следует считать регулярно, на ежедневной основе, и укладываться в свой бюджет
Во-вторых, важнейший момент - умение откладывать и сберегать деньги (откладывать нужно минимум 25 процентов всех поступлений). Финансовой подушки безопасности должно хватать на год спокойной комфортной жизни (не на три месяца, не на шесть - нужно 12 месячных бюджетов). А вот потребительские кредиты - это зло, микрокредиты - это безумие.
И в-третьих, хорошие кредиты - это льготный образовательный кредит и ипотека по разумной ставке на свою первую квартиру. Об инвестициях можно думать только после того, как финансовая подушка безопасности собрана и надежно сохраняется, своя первая квартира в собственности. Следует планировать и распределять не только ежемесячные доходы и расходы, но и ежегодные.
Надо сказать, что далеко не все взрослые это понимают, а из тех, кто понимает, далеко не все делают. Из множества книг о личных финансах можно отметить две. Это "Мани, или Азбука денег" Бодо Шефера и "Финдрайв" Глеба Архангельского и Ольги Стрелковой. Первая написана для детей, вторая - для разумных и ответственных взрослых людей. Обе можно давать читать даже искушенным предпринимателям.
Что из основных постулатов можно дать детям в школе?
Речь идее о финансовом ликбезе для подростков-старшеклассников. В возрасте 14-17 лет уже надо осваивать базовые финансовые навыки на своих собственных деньгах, а не на фишках из "Монополии" или примерах из школьной программы по литературе.
Кстати, один из важнейших финансовых навыков - никогда и нигде в общении с любыми людьми, кроме доверенного банковского сотрудника или личного финансового консультанта, не разглашать свои доходы, расходы и прочие денежные KPI. Тут было бы здорово, если бы школы дали возможность старшеклассникам заработать те деньги, с которыми они будут работать на уроках.
Следует дать подросткам внятную картину востребованности и невостребованности профессий. Объяснить, на какие деньги они могут рассчитывать после получения диплома в тех или иных вузах. Такого рода честную профориентацию даже в вузах никто пока не дает.
Нужно обязательно объяснить концепцию предпринимательского дохода и заработка в найме, структуру государственных налогов и сборов, возможность получать льготы и субсидии для молодежи. Но вот кто из школьных преподавателей готов это делать?
Хорошим компромиссом может быть подготовка глубокого реалистичного и увлекательного видеокурса лучшими специалистами-практиками в данной сфере. Не помешает и комплект методических пособий.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.