Совершенствование национальной системы высшего образования, поддержка передовых инженерных школ, развитие технологического предпринимательства в вузах, создание сети кампусов мирового уровня и проектов класса «мегасайенс» — эти и другие ключевые проекты и программы Министерстве науки и высшего образования РФ были представлены на очередном заседании Общественного совета при Минобрнауки России. Также участники заседания оценили результаты взаимодействия ведомства и общественного совета. Мероприятие прошло 7 марта в Общественной палате РФ.
Приветствуя участников мероприятия, Секретарь ОП РФ Лидия Михеева поблагодарила Минобрнауки России за проведение встречи на площадке Палаты в открытом формате с привлечением большого количества экспертов, специалистов и общественников. Она отметила, что ОП РФ не только формирует общественные советы при министерствах и ведомствах, но и старается по возможности максимально помогать общественным советам в их деятельности — организует методическую поддержку, взаимодействие между общественными советами разных министерств и ведомств, а также ведет мониторинг деятельности общественных советов, оценивая их эффективность. По результатам рейтингов за прошлые годы Общественный совет при Минобрнауки России занимает высокие позиции и входит в топ-5 лучших советов, заметила она.
Фото - oprf.ru
Секретарь ОП РФ выразила уверенность в том, что высокий результат достигнут благодаря вовлеченности членов и секретариата Общественного совета и их профессионализму. Она также подчеркнула, что в настоящий период перед министерством стоят очень масштабные задачи, в том числе модернизация, поступательная эволюция системы образования и создание условий для научного прорыва.
«Конечно, это очень сложный процесс, и я надеюсь, что в этом отношении общественный совет выступает в качестве советника и помощника. Уверена, что такими общими усилиями мы сможем многого добиться», — сказала Лидия Михеева.
На проектах и вызовах в сфере высшего образования до 2030 года в разрезе послания главы государства Федеральному собранию, в котором были определены планы, цели и задачи на ближайшие шесть лет, акцентировал свое выступление министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Говоря о проблемах и вызовах, с которыми система высшего образования сталкивалась за последние 20 лет, министр назвал рост количества филиалов и частных вузов, снижение качества образования, девальвация ученых степеней и званий, утрата престижа научно-педагогической деятельности, отсутствие воспитательной работы в вузах. Он подчеркнул, что позиция министерства состоит в том, что не надо делить вузы на частные и государственные, — надо работать вместе, тем более что частные вузы тоже выполняют важную государственную задачу, в том числе получают контрольные цифры приема.
«Ключевым моментом в сфере высшего образования на данный момент, конечно, является формирование облика системы высшего образования на новом этапе», — подчеркнул Фальков.
Он отметил, что назревшие в высшей школе перемены стали ответом на изменившиеся условия в экономике, социальной сфере и других отраслях жизни, прежде всего беспрецедентные изменения на рынке труда, в том числе дефицит кадров, а также задача по обеспечению технологического суверенитета, повлекшая новые требования к модели университета.
«Отсюда сформулирована задача сформировать синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и опыта последних десятилетий, — считает Валерий Фальков. — Нам надо четко сформулировать образ результата, поскольку образование — это очень большая система, в которой работает несколько сот тысяч сотрудников и обучаются почти 4,5 миллиона студентов. Любые изменения должны быть хорошо продуманы, взвешены, обсуждены и привести к дополнительным возможностям, а не проблемам. В этой связи министерство старается работать со всеми без исключения заинтересованными представителями экспертного и вузовского сообщества».
Министр обратил внимание, что хотя основная функция высшей школы по подготовке кадров остается, но наряду с ней важной становится умение коммерциализировать результаты работы исследователей, взаимодействовать с бизнесом, с индустриальными партнерами:
«В этом смысле образование и исследование неразрывно связаны — чем больше будет такого рода передовых исследований и трансфера знаний в технологии, тем, на наш взгляд, более качественным будет образование. Как это сделать и тиражировать в целом на систему — задача очень и очень непростая».
Сложившееся деловое, тесное взаимодействие Общественного совета при Минобрнауки России с министерством отметил председатель совета Александр Чубарьян. Он напомнил, что основная цель всех общественных советов — конструктивно сотрудничать с ведомством, отмечать достижения и в то же время вместе обсуждать нерешенные проблемы и задачи, поэтому тематика деятельности Общественного совета при Минобрнауки складывается с учетом и общественного подхода, и мнения министерства. Еще одна важная задача совета — обеспечение обратной связи.
«Мы должны доносить до министерства, причем своевременно, в доходчивой, а иногда и в острой форме, настроения, которые есть внутри академического и университетского сообщества»,
— подчеркнул Александр Чубарьян, призвав к консолидации усилий общественного, университетского и академического сообщества вокруг задач, которые стоят перед страной в целом и перед высшей школой в частности.
С 2017 года в состав Общественного совета при Минобрнауки России входит член Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Оксана Гаман-Голутвина. Она отметила эффективность взаимодействия совета и министерства, а также высокий уровень работы Минобрнауки России по трем направлениям — взаимодействие с институтами гражданского общества, внимание к преподаванию социогуманитарного цикла дисциплин и международная деятельность.
«Зачастую раздается критика в адрес министерства, и она по большей части несправедливая. В этом смысле я хотела бы внести разнообразие, сказать, что не могу характеризовать деятельность всех министерств, однако в случае Минобрнауки России, мне кажется, ситуация весьма благоприятная», — подчеркнула Гаман-Голутвина.
Общественный совет при Минобрнауки России — один из самых активных в медиапространстве и в блогосфере, заметил заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб:
«Кроме того, это один из самых интеллектуально-экспертных общественных советов, в том числе и по авторитету представленных в нем организаций. Итоги деятельности министерства вызывают уважение и восхищение. Это один из драйверов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации».
Источник: Пресс-служба ОП РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.