Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский принял участие в сессии закрытия IV Международного Косыгинского форума «Проблемы инженерных наук: формирование технологического суверенитета». Он рассказал о реализуемых инициативах в сфере достижения технологической независимости страны.
«Формирование технологического суверенитета — важнейшая на сегодняшний день задача. По-простому говоря, это создание условий для того, чтобы все, что нужно для нормальной жизни народа и страны, мы бы делали у себя. Для того, чтобы мы располагали своими технологиями, необходимыми для развития экономики. Здесь, конечно, большая роль отводится науке и образованию, которые должны работать вместе с промышленностью в неразрывной связи», — отметил Константин Могилевский.
Так, для подготовки высококвалифицированных кадров Минобрнауки России увеличивает количество бюджетных мест на инженерные направления по программам высшего образования. На 2024/25 учебный год установлена 254 081 квота на бесплатное обучение по всем уровням образования, что на 2 263 места больше, чем в 2023/24 учебном году.
Продолжается реализация федерального проекта «Передовые инженерные школы». Это специальные структурные подразделения, которые создаются на базе вузов с участием высокотехнологичных компаний. В 2024 году их количество будет увеличено с 30 до 50. По поручению Президента России Владимира Путина к обучению в них привлекаются и талантливые школьники, рассматривающие для себя получение инженерного образования. Во всех передовых инженерных школах ведутся разработки, которые применяются в реальном секторе экономики. Например, в Сеченовском университете студенты создают технологии, позволяющие снизить риски врачебных ошибок, сократить время операций и увеличить точность хирургического воздействия. А в Московском авиационном институте разрабатывают беспилотники для сельского хозяйства.
Кроме того, в России функционирует обширная сеть студенческих конструкторских бюро. Их цель — объединить активных участников инженерного творчества, прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Сегодня в 245 вузах функционируют 177 таких бюро и 425 объединений, схожих по деятельности. В прошлом учебном году в их работе приняли участие почти 86 тыс. студентов.
В работе бюро также участвуют школьники — более 97,4 тыс. человек. В области профориентации Минобрнауки России сотрудничает с Министерством просвещения РФ. Ведомствами утвержден план мероприятий из 29 ключевых инициатив, которые включают разработку современных подходов в обучении физике, проведение программ повышения квалификации для учителей и многое другое.
Так, продолжается реализация проекта «Инженерные классы», где школьники проходят обучение по профилю судо- или авиастроения. На разработанной платформе физикадлявсех.рф запущен ряд образовательных курсов для школьников по физике и математике, в рамках которых уже обучаются свыше 30 тыс. человек. Кроме того, в ЕГЭ по физике 2024 года сократилось количество заданий, а экзамен стал более ориентированным на потребности инженерных вузов к уровню подготовки школьников. Дополнительно для повышения интереса к инженерно-техническим профессиям ведущие вузы ежегодно проводят профильные олимпиады для обучающихся средних и старших классов, среди которых Национальная технологическая олимпиада, Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор», Высшая проба, Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета.
«Нам нужна ранняя профориентация. Чтобы школьник еще в 7–8 классе, когда начинает преподаваться физика, уже рассматривал перспективу стать инженером, получить профильное образование. Потому что принимать это решение перед поступлением может быть поздно. Для этого университеты должны появляться в школах, а школы должны приходить в университеты и вместе в связке встречаться с промышленностью. Мы очень много работаем над выстраиванием этой системы. И такие площадки, как Косыгинский форум, очень важны для обсуждения государственной политики, которая реализуется в данном направлении», — добавил Константин Могилевский.
Международный Косыгинский форум проводится раз в два года и сфокусирован на решении задач по укреплению технологического суверенитета страны. В этом году он приурочен к 120-летию со дня рождения главы Советского правительства (1964–1980 гг.) Алексея Косыгина. Участие в форуме приняли более 1,2 тыс. академиков, научных сотрудников и представителей российских вузов. Наряду с достижением технологического суверенитета ключевыми темами стали развитие деловых связей и расширение контактов с научными партнерами из стран СНГ и Китая.
В сессии закрытия форума также приняли участие:
- директор Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ Вера Хмырова;
- ректор РГУ им. А.Н. Косыгина Валерий Белгородский;
- научный руководитель Геофизического центра РАН, академик РАН, внук А.Н. Косыгина Алексей Гвишиани;
- президент Российской и Международной инженерных академий, член-корреспондент РАН Борис Гусев;
- первый вице-президент Международного союза научных и инженерных общественных объединений Сергей Друкаренко;
- советник генерального директора по специальным проектам Российского экологического оператора Георгий Петришин.
Источник: Пресс-служба Минобрнауки России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.