Будущих педагогов оценивают работодатели: студенты УрГПУ заочной формы обучения сдали ГИА в формате демонстрационного экзамена

19.02.2024 269

Две февральские недели, с 5 по 16, в УрГПУ проходила государственная итоговая аттестация студентов-заочников. Все студенты педагогических направлений подготовки сдавали профессиональный (демонстрационный) экзамен. В работе комиссий принимали участие представители работодателя – руководители органов управления образования и образовательных организаций, преподаватели других вузов и колледжей, учителя высших категорий, руководители предметных методических объединений, представители других государственных структур, где ждут на работу выпускников УрГПУ. Мы побеседовали с экзаменаторами и экзаменующимися и получили основания сделать некоторые выводы.

ИПиПД: «Начальное образование», «Дошкольное образование»

Наталия Волкова, доцент кафедры теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства, секретарь комиссии:

- В ходе обсуждения ответов студентов члены комиссии озвучили следующие мнения: у студентов заочного отделения на достаточно высоком уровне сформированы знания из разных предметных областей, они владеют фактами, понимают закономерности. Содержание представленных уроков или воспитательных занятий соответствует заявленной теме, применяемые педагогические технологии нацелены на достижение образовательных результатов. Некоторые студенты достаточно свободно владеют технологией оценивания образовательных результатов обучающихся, демонстрируют знание особенностей развития личности дошкольника (младшего школьника), учитывают возрастные психологические особенности детей при решении образовательной задачи. Тем не менее, не все студенты в должной мере реализуют индивидуальный и дифференцированный подходы в рамках разработанных уроков (занятий). Большая часть студентов использует цифровые ресурсы для достижения цели разработанного урока (занятия). Высокие результаты показывают в основном студенты, которые работают по специальности.

Людмила Ясинских, доцент кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, член комиссии:

- В этом году студенты заочного отделения впервые в рамках ГИА сдавали демонстрационный экзамен. Цель демоэкзамена – демонстрация готовности выпускников педагогических вузов к профессиональной деятельности в условиях максимально приближенных к их будущей педагогической работе. Подготовка к демоэкзамену – это своеобразная тренировка профессиональных умений и навыков, которые важны в работе учителя.

В состав экзаменационной комиссии входят работодатели, которые не только оценивают выпускников с точки зрения их готовности к профессиональной деятельности, но и обращают внимание студентов на значимые для будущего учителя моменты. Преподаватели-методисты благодаря новой форме экзамена также получают уникальную возможность увидеть результат своего труда и при необходимости скорректировать работу со студентами младших курсов для повышения качества подготовки выпускника, а также доработать банк заданий для демоэкзамена. Таким образом, новая форма экзамена как проверка готовности студентов к будущей профессиональной деятельности позволяет в режиме реальных педагогических ситуаций увидеть уровень сформированности у студентов значимых компетенций.

Фото - uspu.ru

Ольга Субботина, студентка:

- Я сдавала экзамен по направлению подготовки «Начальное образование». У меня остались хорошие впечатления. Зашла туда со спокойной душой, совершенно не нервничая, подумала: «Пусть все будет как будет». Я подготовилась, поэтому было не страшно. Комиссия очень лояльная, доброжелательная, вопросами не «топили», а наоборот, подбадривали, давали рекомендации для дальнейшей работы. Мне очень понравился такой формат. Понравилось, что это практическая работа, мы как будто находимся в классе и с помощью комиссии и обратной связи от нее прокачиваем свои навыки.

ИМФИ, «Математика»

Владимир Бодряков, заведующий кафедрой высшей математики и методики обучения математике, член комиссии:

- У нас прошел выпускной экзамен по математике в соответствии с актуальными требованиями – в демонстрационном формате, так что на нем была больше представлена методическая составляющая. Это было тем более интересно и показательно, что половина группы – уже действующие педагоги. Глава нашей комиссии Александр Федорович Рыбалко – представитель работодателя, кандидат физико-математических наук из УрФУ, работал с нами в этом качестве в первый раз.

Экзамен мы проводим уже не впервые, но для заочников это действительно первая проба. И для первой пробы все прошло замечательно! Сомнительные случаи между тройкой и четверкой мы округлили в пользу студентов, как это педагогически и принято делать, остальные четверки были добротные, где-то близкие к пятеркам, и из 13 человек у нас четверо получили пятерки. Ребятам мы пожелали завершить процесс обучения в университете качественной подготовкой и защитой выпускных квалификационных работ. И могу сказать, что у нас будет 13 подготовленных, высококлассных специалистов в области математического образования. Половина из них, как я уже сказал, педагоги, и мы надеемся, что половина из оставшейся половины тоже станет педагогами не только по диплому. Люди в целом настроены работать по профессии.

Софья Садыкова, студентка:

- Я преподаю математику в колледже, и вообще с демонстрационным экзаменом я знакома. Я работаю экспертом на демоэкзамене. Было очень интересно поучаствовать в нем самой, получить опыт и с другой стороны экрана. Мне понравилось, это был отличный опыт. Проанализировать проведенный фрагмент урока и получить обратную связь от экспертов – это путь для профессионального развития.

Подготовка никаких проблем и трудностей у меня не вызвала, но мне понравилось то, что это в принципе была непростая задача, разброс по программе был большой, с 5 по 11 класс. Я рада, что мне попалась тема из 10 класса углубленного уровня. Когда ты работаешь на углубленном уровне, тебе приходится много «копать», искать интересные способы, методы, приемы. Мне повезло вытянуть такую тему и показать свои компетенции. Самые сложные задачи – они же самые интересные.

Волонтеров у нас не было, в роли учеников выступали мы сами. У нас очень дружная группа, мы все помогали и поддерживали друг друга. Хочу также поблагодарить наших педагогов за отзывчивость, с которой они всегда относились ко всем нашим вопросам, за то, что нам никогда не отказывали в помощи, в консультации.

ИОН, «Правоведение»

На экзамене по правоведению удалось застать момент объявления оценок и поговорить практически с полным составом комиссии. Председатель – Ирина Соколовская, начальник Управления образования Чкаловского района, члены комиссии – Ольга Чикилёва, председатель территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района, студенты УрГПУ уже третий год приходят туда на практику, Раиса Фирсова, советник министра образования Свердловской области, президент Уральской академии комплексной безопасности (эта организация занимается медиацией и готовит тех, кто будет разрешать конфликты в сфере образования), Людмила Пачикова, профессор, зав. кафедрой права, экономики и методики их преподавания, Вера Ильченко, доцент этой кафедры.

Вера Ильченко, член комиссии:

- Экзамен сдавали студенты, обучающиеся по направлению «Правоведение», и вместе с тем это педагогическая специальность. Комиссия единодушна во мнении, что таких специалистов катастрофически не хватает на всех уровнях, в том числе в органах МВД. Педагогические компетенции необходимы тем, кто занимается профилактикой правонарушений у несовершеннолетних. И, конечно, такие специалисты очень нужны в школах. Сегодня мы пожелали нашим выпускникам идти в образовательные организации, потому что их востребованность очень велика и с точки зрения преподавания права как части курса «Обществознание» и как отдельной дисциплины, и с точки зрения правового просвещения детей и взрослых, включая родителей.

Нельзя сказать, что все наши заочники работают в образовании, но около половины работает, и сегодня мы с большим удовлетворением услышали, что многие из оставшихся также собираются работать по специальности после получения диплома. Мы над этим работали, мы очень хотели, чтобы подготовленные нами специалисты пошли работать в школы, в комиссии по делам несовершеннолетних, в органы опеки и попечительства и правоохранительные органы, то есть туда, где требуется соединение юридических, педагогических, психологических компетенций и очень высокое присутствие этических качеств.

Раиса Фирсова, член комиссии:

- Считаю, что это очень перспективное направление, и педагогический работник, дополнительно обладающий такими компетенциями – уникальный специалист, этих ребят ждут просто везде, их не хватает как воздуха. ГУ МВД по Свердловской области дает им «зеленый свет» во всех структурах и даже отдает приоритет перед кадрами с только юридической подготовкой везде, где работа связана с детьми и подростками и профилактикой правонарушений в их среде.

Людмила Пачикова, член комиссии:

- Мы не можем одномоментно приучить наших студентов к тому, что это несколько иной формат экзамена, но между тем, это очень удачная форма, и они принимают ее хорошо.

Ольга Чикилёва, член комиссии:

- Я только за увеличение практической составляющей. Хотелось бы, чтобы студенты чаще выходили в образовательные организации и правоохранительные органы на практику. Больше практики, причем разнообразной практики, положительно отразится и на их подготовке, и на мотивации к работе в этой сфере.

Владислав Постников, студент:

- Мне понравилось сдавать экзамен в форме демо. Мне кажется, такой экзамен хорошо показывает профессиональную пригодность человека, сможет ли он выступать перед публикой и прочее. Потому что уметь держаться на людях – это важно для педагога. Считаю, что я со своей задачей на экзамене справился. Может быть, не идеально, но я стремился к этому (наш комментарий: Владислав получил оценку «отлично»). Наверное, помогло то, что у меня есть опыт работы в школе, и я не исключаю, что вернусь к преподаванию.

Другие студенты группы отметили, что экзамен прошел легче ожидаемого, и они больше переживали и волновались заранее, а когда оказались в импровизированном «классе», волнение исчезло. Комиссия отнеслась ко всем очень доброжелательно, а волонтеры-студенты играли свои роли на совесть, чем очень помогли.

– В лучшем положении оказываются те, кто уже работает по профессии, – рассказали студенты. – У остальных экзамен в такой форме, по сути, становится первым практическим испытанием, и им было труднее, несмотря на то, что билет вытягивается заранее и есть время на подготовку. Умение держаться, говорить, взаимодействовать с учащимися, а также методические навыки тренируются именно практикой.

«Управление воспитательной работой»

Марина Николаева, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, член комиссии:

– Государственный экзамен в формате демонстрационного экзамена прошел по направлению подготовки "Педагогическое образование" направление "Управление воспитательной работой" с 14 по 16 февраля. Студенты показали в рамках демонстрационного экзамена небольшой фрагмент на 15 минут внеурочного мероприятия, классного часа, родительского собрания и образовательного события для педагогов.

Ситуации, которые пытаются решить студенты в своем фрагменте, максимально приближены к реальным проблемам: профилактика мобильной зависимости, организация патриотического воспитания, формирование гражданской позиции, развитие ученического самоуправления и т.д.

У волонтеров была непростая задача. Им необходимо было играть роли обучающихся, родителей и педагогов, причем с учётом разных проблемных ситуаций.

Каждый студент разработал технологическую карту, сценарий, раздаточный материал. В этом году хочется особенно отметить качество подготовленных презентаций, необходимых для визуализации демонстрируемого фрагмента. Студенты в своем ответе демонстрируют высокий уровень коммуникативной культуры, методической грамотности, знание особенностей аудитории, с которой взаимодействуют.

Кристина Бехтерева, студентка:

- Наше направление подготовки называется «Управление воспитательной работой» и предполагает большой спектр профессий, связанных с воспитанием: педагоги-организаторы, педагоги-библиотекари, старшие вожатые, классные руководители. Я демонстрировала фрагмент родительского собрания на тему «Профилактика мобильной зависимости у детей дошкольного возраста». Вообще демоэкзамен, я считаю, гораздо интереснее и полезнее решения билетов. Мы сразу показываем себя на практике, в действии. Для меня подготовиться было несложно, нам создали достаточно хорошие условия. Но, конечно, все равно волнение во время выступления берет верх, хотя стараешься с ним справиться. Надеюсь, что комиссия оценивает нас по объективным критериям и смотрит, как мы справляемся с заданием и со стрессом, это тоже очень важно. Я работаю в детском саду, так что опыт педагогической деятельности у меня есть. У нас в группе есть и «дошкольники», и педагоги из школ и организаций СПО, и даже те, кто пока никак не связан с педагогикой. Это не помешает им продемонстрировать свои компетенции, ведь они пришли в педагогический университет, а здесь научат всех!

Комиссия была доброжелательна, задавали вопросы по нашим конспектам, сверх этого не «копали». Волонтеры нам помогали, исполняя роли родителей (в моем случае), педагогов или старшеклассников (у коллег).

«История и обществознание»

Владимир Земцов, заведующий кафедрой всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин, член комиссии:

- 5 и 6 февраля выпускной курс обучающихся заочного отделения «История и обществознание» прошли важный этап государственной аттестации – демонстрационный экзамен. Благодаря опыту проведения подобного экзамена летом прошлого года на дневном отделении было уменьшено количество критериев оценивания, что заметно повлияло на эффективность работы комиссии.

Четко были сформулированы в билетах вводные, предлагавшиеся обучающимся при подготовке к проведению показательного урока – помимо класса и темы урока был обозначен тип урока, дана характеристика класса и указано, какой фрагмент урока проводит выпускник.

Хорошо сработали и волонтеры-студенты. Они живо откликались на смену ситуации, при необходимости изображая то любознательных, то скучающих детей, то, наконец, склонных к сдержанному хулиганству ребятишек.

Очень хорошо, в целом, держались и сдававшие экзамен шестикурсники, многие из которых имеют опыт (иногда, и достаточно приличный) работы в образовательных организациях. Им не помешали показать свое умение вести урок и привходящие обстоятельства (как например, полученная незадолго до экзамена травма). Каждый или почти каждый «урок» проходил на подъеме.

Чего все же не хватало для выявления всех элементов готовности выпускника к профессиональной деятельности? Не хватало беседы, сориентированной на теоретические проблемы сдаваемого предмета, того, что, в сущности, и составляло суть прежней формы проведения государственного экзамена. Решить эту проблему, казалось бы, не составляет труда, - просто дополнить практикующую сейчас процедуру демоэкзамена теоретическим вопросом предметного характера. Но в этом случае резко возрастет нагрузка как на сдающего экзамен, так и на членов экзаменационной комиссии, ибо уже сейчас временные и, в целом, трудовые затраты на сдачу и прием экзамена в нынешнем виде весьма возросли по сравнению с тем, что было ранее.

ИСО, «Логопедия»

Председатель ГИА, директор ГБОУ СО «ЕШИ № 12» Марина Веригина отметила, что ГИА в форме демоэкзамена позволяет оценить компетенции каждого студента, владение коммуникативными навыками, виден подход к решению профессиональных задач, умение обосновать профессиональную позицию будущего учителя-логопеда.

Нина Обухова, к.п.н., доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза из положительных моментов особо подчеркнула то, что данная форма экзамена дает возможность студентам почувствовать и проявить себя в условиях, приближенных к профессиональным.

Наталья Сабурова, учитель-дефектолог МАДОУ - детский сад компенсирующего вида № 369, поделилась положительными впечатлениями от демоэкзамена, когда идет проверка не только знаний, но и навыков студентов, он проходит более интересно, чем традиционный.

Ирина Пашкова, учитель-логопед, учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа 2», особо отметила работу волонтеров-студентов, которые прекрасно справляются со своей задачей и осваивают новые компетенции, они могут посмотреть на уроки или занятия глазами обучающихся с ОВЗ.

Елена Каракулова, к.п.н., зав. кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза, руководитель ОПОП по профилю «Логопедия», высказала общее мнение членов комиссии о практикоориентированности данной формы экзамена. Сразу видно уровень готовности студентов к профессиональной деятельности, а возможность беседы после демонстрации фрагмента занятия или мероприятия с последующим самоанализом позволяет оценить и знаниевый компонент. Большинство студентов заочной формы обучения уже уверенно чувствуют себя в роли учителя-логопеда. Есть, конечно, и трудности, связанные с недостаточной обоснованностью выбора средств и приемов коррекционной работы. Но радует, что при самоанализе обучающиеся отмечают допущенные методические ошибки и находят пути их устранения.

Наталья Жолдак, студентка:

- Я нервничала, но все прошло прекрасно! Комиссия поддерживала своими доброжелательными, подбадривающими взглядами. Волонтеры смогли вжиться в роль детей, и с ними было легко. Мне достался билет «Фронтальное занятие с детьми 9 лет, ОНР 4 уровня, тема: «Однокоренные слова»». Не так уж и сложно оказалось, хотя у меня нет опыта именно логопедической деятельности, есть только воспитательной.

Такая форма экзамена мне нравится, хотя он обширный, включает и требует от нас много и теоретических, и практических знаний и умений. Но с точки зрения профессиональной деятельности он более показательный.

ИФМК, «Русский язык и литература»

Мария Попова, учитель русского и литературы МАОУ гимназии 99, член комиссии, эксперт:

- На демонстрационном экзамене выпускники продемострировали разный уровень владения как содержанием дисциплин русский язык и литература, так и методическими навыками построения урока. Возможно, это связано с тем, что лишь треть из всех студентов, которые участвовали в государственной итоговой аттестации, практикующие учителя. Возможно, кому-то больше повезло с билетом. Многие приемы и формы организации работы на уроках, представленные в демонстрируемых эпизодах уроков, были продуктивными и могут использоваться в преподавании предметов школьного курса. Таким был, например, мотивационный прием в начале урока литературы по теме «Классицизм как литературное направление» в 9 классе: студентка вывела на экран парадные портреты Петра I и Екатерины II и попросила учащихся в качестве экскурсоводов рассказать о них. Экзамен показывает, что без серьезного знания научной базы выстроить хорошие уроки невозможно. Учитель должен обладать широким кругозором, быть гибким, мобильным, а главное, глубоким.

ИЕФКиТ, «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Биология и география»

Оксана Янцер, директор ИЕФКиТ:

- Демоэкзамены на заочном отделении идут по графику, большая часть из них уже состоялась. Студенты справляются по-разному. Сразу виден уровень тех, кто работает в школе. Даже от группы к группе может наблюдаться разница в подготовке. Нам очень понравилось, как сдавала одна из групп – все были прекрасно подготовлены, сдали отличные материалы, продемонстрировали интерактив, очень хорошо взаимодействовали с волонтерами-«обучающимися». Волонтеры тоже свидетельствуют, что с одними группами им было интереснее, чем с другими.

О наших ожиданиях от демоэкзамена могу сказать, что мы хотели, чтобы заочное отделение включилось в этот процесс и студенты приобрели необходимый опыт.

Экзамены прошли по направлениям «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «География и биология». Все студенты заранее получили вопросы, готовились, и многие представили неплохие методические разработки.

Во время этой сессии опыт работы в комиссии на демоэкзамене получило гораздо больше наших преподавателей. Прошлым летом поучаствовать в комиссии удалось не всем. Мы также широко привлекали наших партнеров в качестве экспертов.

Из особенностей могу отметить госэкзамен у студентов профиля «Туризм. Образовательный туризм». Я сама готовила материалы к этому экзамену, поскольку являюсь руководителем этой образовательной программы. И хотя это не педагогическое направление, в ГИА мы внедрили элементы демоэкзамена. Студенты заранее получили практические вопросы, которые требовали длительной и качественной подготовки, и каждый пришел на экзамен с большим пакетом собственных разработок для практического применения. Ими они могли свободно пользоваться при ответе, а первый, теоретический вопрос получили уже непосредственно на экзамене. У них все прошло успешно, и члены комиссии, представители работодателя, директоры крупных туристических компаний отметили, что практические вопросы были представлены студентами на достаточно высоком уровне и некоторые материалы можно уже брать в работу. Это очень приятно слышать, потому что коллеги являются в своем деле настоящими экспертами.

Татьяна Демишнина, специалист по УМР 1 категории:

- С 14 февраля началась ГИА по направлению «Физическая культура». Впечатления от первой группы были самые положительные, студенты показали интерес, профессионализм. Те, кто работает в школе, продемонстрировали свои умения и навыки и на своих «уроках» их оттачивали. Фрагменты уроков были проведены на высоком уровне, со знанием дела. Мы говорим не только об учителях физической культуры в школах, но и об инструкторах фитнес-клубов, тренерах спортивных школ. Работающие по своей специальности сразу отличаются от других. У них другое практическое видение урока, у них профессиональный, налаженный контакт с обучающимися. Волонтерами у нас были студенты первого курса, и они проявили хорошее понимание того, что от них требовалось. Некоторым удалось сыграть роли особых учеников – гиперактивного ребенка, слабомотивированного ребенка с низким уровнем физической подготовкой, ребенка из семьи мигрантов, плохо понимающего русский язык. Волонтерам было интересно, но, конечно, они устали, потому что экзаменующиеся шли потоком.

Алексей Антуганов, заместитель директора ИЕФКиТ:

- Технических, организационных особенностей у экзамена с нашей стороны не было, схема уже опробована и отточена в прошлом году и в январе 2024 года. С заочниками у нас было проведено достаточное количество репетиций во время консультаций, так что большую часть ситуаций, встречающихся в билетах, они отработали и были готовы. В целом, можно сказать, что все хорошо справились с поставленными задачами. Конечно, переживали, волновались, но свой уровень компетенций каждый смог подтвердить.

Какие же выводы позволяет сделать эта подборка мнений преподавателей, приглашенных экспертов и самих студентов?

Во-первых, демоэкзамен, при всей необычности формата, такой же государственный экзамен, серьезный и ответственный, и требует от студента очень серьезной проработки своего билета, включая все приобретенные ранее теоретические знания и практические компетенции.

Во-вторых, опыт практической преподавательской деятельности или нацеленность на такую деятельность после получения диплома является огромным преимуществом студента на экзамене. Если эта деятельность экзаменующемуся хорошо знакома, экзамен становится не столько испытанием, сколько разговором на равных, возможностью показать свой профессионализм перед представителями работодателя и получить от присутствующих высококлассных специалистов экспертную оценку и полезные рекомендации.

В-третьих, как отметила Мария Попова, учитель гимназии № 99, «учитель должен обладать широким кругозором, быть гибким, мобильным, а главное, глубоким». На предметные знания и метапредметные компетенции студентов на демоэкзамене обращается самое пристальное внимание, и нередко члены комиссий отмечают, что с ними ситуация могла быть и лучше. Здесь опять-таки выигрывают уже работающие по специальности студенты, которые на практике убедились, что знание школьной программы – только надводная часть того «айсберга» знаний, которыми должны обладать хорошие учителя.

В-четвертых, формат демоэкзамена, безусловно, показателен и перспективен. Настолько, что элементы демоэкзамена некоторые институты органично «имплантируют» и в экзамены по непедагогическим направлениям подготовки.

В-пятых, несмотря на то, что этот формат все еще обкатывается и адаптируется к реальности, преимущества очевидны всем: и студентам, которые получают и демонстрируют настоящие профессиональные пробы, и преподавателям, которые четко видят на экзамене как плюсы, так и профессиональные дефициты выпускников, а значит, имеют возможность в будущем обратить на эти моменты больше внимания при подготовке следующих выпусков. Позитивно об экзамене высказываются и работодатели, которые рассматривают выпускников уже как своих коллег и подходят к ним с самой высокой профессиональной меркой.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*