Инновационная экономика и вузы: как работать с научными кадрами?

17.02.2024 180

Работа университетов и создание научных кадров в контексте развития инновационной экономики стали предметом дискуссий, прошедших в ходе Научного профессорского форума, который состоялся на площадке ОП РФ 14 февраля.

Открывая событие, заместитель Секретаря ОП РФ, председатель Российского профессорского собрания, ректор Московского государственного университета имени А.С. Грибоедова д. ю. н. Владислав Гриб отметил важность объединения усилий представителей профессорского, ректорского сообществ и экспертов в области образования.

«На форуме мы наградим и поблагодарим проректоров по научной деятельности и вручим им свидетельства о профессиональной общественной аккредитации российского профессорского собрания», — подчеркнул он.

Президент Ассоциации вузов «Содействие отечественной профессуре» Сергей Степашин отметил необходимость усиления и концентрации финансовых и человеческих ресурсов на таких трех важных направлениях экономики, как военно-промышленный комплекс, сельское хозяйство и строительная сфера, в которой сейчас наметилась тенденция нехватки рабочих мест. 

Фото - oprf.ru

Выделяя роль университетов в области экономики, спикер также подчеркнул, что профессиональным сообществам в области высшего образования нужно еще раз рассмотреть тему облегчения аттестации ученых кадров и поддержки действительно реальных учебных заведений, которые вносят свой вклад в развитие науки. 

«Мы живем в новое время, в новой по-своему стране. Совершенно очевидно, что санкции надолго. Поэтому вопрос инновационного развития экономики, формирования самостоятельной экономической и промышленной политики нашей страны без нас с вами, без вузов не обойдется», — прокомментировал Сергей Степашин.

О приоритетности формирования педагогических кадров говорил первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев. Он отметил, что на уровне Правительства РФ утверждена Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года, ее принятие в 2022 году позволило выработать единство подходов по преподаванию истории по общим учебникам для школьников. Спикер обратил внимание на то, что именно преподавание таких общественных дисциплин, как история, закладывают мировоззренческий фундамент. 

«Однако учебники пишутся учеными, и по этой причине важно отметить и акцентировать внимание на совместной работе между педагогическими факультетами и другими направлениями вузов для формирования общих подходов по преподаванию и наполнению ими нужных материалов», — добавил Александр Бугаев.

Тему формирования аспирантских кадров — молодых ученых затронул директор департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства науки и высшего образования РФ Сергей Пахомов. В частности, он отметил негативную динамику по показателям студентов, поступающих в аспирантуру: в 2012 году количество зачисленных аспирантов составляло 30 тысяч человек, однако на данный момент эти показатели сократились в пять раз. Эта проблема, по его словам, напрямую связана с сокращением приема контрольных цифр. В 2024 году прогнозируется спад общего числа аспирантов и сотрудников вузов, защитивших кандидатскую степень, по сравнению с 2023-м, отметил спикер, добавив, что цифровизация коснулась и области аспирантуры.

«В частности, произошел отказ от проверки диссертаций на бумажных носителях, были отменены некоторые административные обязанности, которые ранее возлагались на аспирантов. Эти меры положительно скажутся уже на сегодняшних аспирантах», — подчеркнул Сергей Пахомов.

Президент Государственного академического университета гуманитарных наук, глава Общественного совета при Минобрнауки России Александр Чубарьян отметил два направления во вкладе университетов в инновационную экономику: подготовка университетских кадров в области экономики и разработка самого понятия «инновационная экономика». 

«Прежде всего это сложные технологические процессы — производство, транспорт и вся социальная сфера в целом. Однако необходимо понять, что все университетские специальности и направления формируют и развивают современную инновационную экономику», — заключил он. 

Продолжая тему вклада университетов в область экономики, главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России Игорь Мацкевич отметил необходимость в создании наиболее комфортной среды для ученых, которые впоследствии могли бы работать в своей стране и применять разработанные идеи на практике. Также он подчеркнул, что для большей эффективности работы ученых и аспирантов необходима всесторонняя поддержка государства, прежде всего в финансовом отношении. 

«Необходимо создать беспрепятственные условия в государственных организациях для ученых. В противном случае они вынуждены обращаться в частные компании, так как там есть финансирование и поддержка. Там же существуют более упрощенные процедуры для рассмотрения их предложений», — обратил внимание Игорь Мацкевич. 

Методика оценки ученого требует пересмотра: постепенный отказ от публикаций в единой библиографической и реферативной базе данных научной литературы Scopus ввиду высокой цены за публикацию позволит перейти на отечественные научные издания для допуска ученого к защите научной работы, уверен декан юридического факультета Московского университета имени А.С. Грибоедова Иван Близнец.

Подчеркивая важность российских научных публикаций, спикер добавил, что необходимо предусмотреть специальные урегулирования соблюдения прав интеллектуальной собственности. Защита прав автора в данной области позволит обеспечить публикации высокий рейтинг и даже ее оплачиваемость, считает он. 

В конечном итоге участники мероприятия сошлись в общем мнении, что развитие университетской среды, подготовка и поддержка молодых ученых окажет существенный вклад в развитие не только инновационной экономики, но и других сфер государства.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*