В День российской науки в УрГПУ стартовал научный фестиваль

10.02.2024 120

В День российской науки, 8 февраля, в Уральском педагогическом стартовал фестиваль "День науки". Мероприятие включено в план событий Десятилетия науки и технологий. Фестиваль пройдет с 8 по 13 февраля.

Первым событием фестиваля стал проект Совета молодых ученых УрГПУ «Завтрак с ученым». Он транслировался из студии Российского общества «Знание», и на нем присутствовало большое количество зрителей: школьников, студентов, преподавателей и сотрудников УрГПУ, гостей университета.

С приветствием обратился руководитель управления по развитию Уральского федерального округа Российского общества «Знание» Иван Попп. Он поздравил всех присутствующих с самым знаковым для университетской общественности праздником, Днем российской науки, и пожелал ученым новых открытий и свершений.

Фото - uspu.ru

Спикером «Завтрака с ученым» стал кандидат исторических наук, доцент, научный сотрудник лаборатории естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях УГИ УрФУ Антон Кочнев, который выступил с интересной темой «Магия, наука, религия: как критическое мышление помогает в обычной жизни?» Модератором выступила начальник отдела подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, председатель Совета молодых ученых Марина Бабикова.

Антон Кочнев – профессиональный популяризатор науки, автор просветительского телеграм-канала «Тележенька с костями». Встреча проходила в формате живого общения, по ходу лекции слушатели задавали множество вопросов, вступали с Антоном Владимировичем в свободный диалог.

Объясняя соотношение между магией, религией и наукой, Антон Кочнев сослался на труд известного британского антрополога Бронислава Малиновского «Магия, наука, религия» и объяснил, что это ступени развития мышления человека. Мышление появилось, когда человек осознал себя именно как человек и создал первые формы культуры. Начальная форма мышления – магическая. Религиозное мышление – уже более сложная форма. Следующий, высший этап – рациональное, научное мышление. Но от предыдущих ступеней мышление не избавилось, и все эти формы у современного человека продолжают сосуществовать.

Когда появилось магическое, иррациональное мышление, точно сказать нельзя, ведь каменный век был очень протяженной эпохой в истории. Имеются утилитарные (орудия труда) и неутилитарные (наскальные рисунки) свидетельства развития человеческого мозга и формирования общественной организации. Но у шимпанзе тоже есть свидетельства и утилитарного, и даже неутилитарного поведения. По словам Антона Кочнева, магическое мышление как попытка объяснить мир появляется тогда же, когда человек сознает, что он смертен. И тогда он начинает взаимодействовать с миром совсем по-другому. Им движет страх, ему нужен «предохранитель» между ним и тем огромным и непонятным, что управляет его жизнью и смертью. Магия создает иллюзию контроля над стихией. Студенческие приметы – типичный пример магического мышления с поправкой на сегодняшний день. Умом мы все понимаем, что эти приметы не работают, что на экзамене выручат либо знания, либо случайное везение. Бытовая магия пытается повлиять на игру случая. Это апофения – выстраивание корреляции там, где ее нет. Именно на ней построены все мошеннические лженаучные практики.

На вопрос, почему верить в магию человеку было выгодно эволюционно, Антон Кочнев ответил, что согласно теории эволюции выживает не самый сильный и мощный биологический вид, а самый приспособленный. Древнему человеку было выгодно верить в то, что ему кажется, потому что часто это ему не казалось, опасность была реальной и подстерегала его повсюду. Но сегодня такое поведение – рудимент из прошлого.

– Каждый должен спросить, какой путь он выбирает – фантазий, в которых живется комфортно, и реальности, в которой жить гораздо труднее, тем более, сохраняя доброту, честь, достоинство, альтруизм. Но если вы их сохранили, выбирая путь реальности, то это настоящая доброта. Потому что вы остаетесь добрым благодаря внутренней потребности быть добрым, а не потому, что ждете награды от Вселенной за свое хорошее поведение.

На вопрос, нужно ли критическое мышление обычным людям, которые не собираются становиться учеными, Антон Владимирович ответил:

– Критическое мышление – это инструмент, который нам дала наука, его может использовать каждый. На сегодня только наука может доказательно ответить на вопросы мироздания. Пример: человек заходит в темную комнату и ощупывает ее стены эмпирически, то есть используя научный метод. Он не может дать исчерпывающий список, что есть в этой комнате. Но он точно может сказать, что в ней нет ни чудовищ, ни драконов, ни единорогов. Так и работает наука.

На вопрос из зала, как развивать в себе инструменты критического мышления, спикер ответил, что этот процесс похож на тренировку спортсмена. Спортсмену необходимо прилагать физические усилия, человеку, который хочет мыслить рационально – интеллектуальные. Всегда задавать вопросы, подвергать все сомнению, ничего не принимать на веру. Изучать источники, списки литературы, ссылки, которыми пользуется носитель какого-либо мнения. Слушая блогеров, понимать, эксперт перед вами или просто человек, который транслирует свое личное мнение.

По словам Антона Кочнева, критическое мышление не гарантирует счастья, наоборот, оно зачастую мешает быть счастливыми. Но оно помогает в жизни: не дает попасться на удочку мошенникам, помогает сохранить здоровье, избавляет от вредных заблуждений. «Критическое мышление не сделает вас более счастливыми, но поможет понять, как устроен мир. А понимать, на мой взгляд, важнее, чем верить», – так гость «Завтрака с ученым» закончил свою лекцию.

Далее в рамках работы Профессорского собрания УрГПУ в студии Российского общества "Знание" состоялась профессорская лекция доктора исторических наук, доцента кафедры всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин Алены Постниковой на тему «Война 1812 г.: историко-антропологическое измерение прошлого».

Алена Александровна рассказала слушателям о «последней рыцарской войне в истории Европы» – «русской кампании» Наполеона Бонапарта. Темой лекции стало восприятие событий этой войны самими акторами, французскими солдатами. Взгляд европейцев на события войны в России, на саму Россию и русских очень важен нам для понимания себя через образ «другого». Не менее важно посмотреть, что происходит с памятью о каком-то событии в представлениях непосредственных участников и далее, в следующих поколениях, под воздействием других исторических событий.

Память участников кампании можно реконструировать на основании дневников и писем французских солдат и офицеров. Алена Александровна рассказала о том, как менялось их отношение к войне, к противнику и к своему полководцу по мере продвижения от Смоленска до Москвы, включая Бородинское сражение, и во время тяжелого и бесславного пути обратно. Во второй части лекции Алена Постникова рассказала о трансформации памяти о «русской кампании» при последующих политических режимах во Франции и в других странах, так или иначе вовлеченных в эту войну.

Фестиваль науки продолжился в актовом зале УрГПУ. Там состоялась постер-сессия по результатам реализации научно-исследовательских проектов, поддержанных университетскими грантами.

– В рамках постер-сессии наши научные коллективы представляют свои пока еще промежуточные результаты. Коллеги долго работали и за время, прошедшее с сентября, уже получили определенные результаты, в том числе практические, поэтому сейчас они готовы ответить на вопросы всех желающих, кто интересуется научными исследованиями университета. У нас также привлечены эксперты, которые более внимательно и детально познакомятся с постерами и дадут свою экспертную оценку, чтобы научные коллективы смогли своевременно что-то подкорректировать, – рассказала модератор площадки, начальник управления научных исследований Ирина Воробьева.

Студенты института математики, физики и информатики представили постер о разработанных занятиях с психолого-педагогическим классом естественнонаучного профиля. Углубленные занятия физикой и информатикой в очном и дистанционном режиме являются частью работы в рамках Года учителя физики и предназначены для популяризации профессии учителя физики и привлечения на эту специальность абитуриентов.

Людмила Воронина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства, рассказала о постере на тему исследования, которое ведет ее научный коллектив. Людмила Валентиновна – руководитель, соисполнителями являются доценты этой же кафедры Валентина Артемьева, Екатерина Утюмова и доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике ИМФИ Наталия Дударева.

– Наше исследование возникло в ответ на ту проблему, которую мы выявили, когда проводили занятия через ЦНППМПР «Учитель будущего». Мы увидели, что у учителей математики и учителей начальных классов не очень хорошо сформированы предметные компетенции в предметной области «Математика». Поэтому мы решили подать на конкурс грантов, чтобы иметь возможность работать над этой проблемой и размещать на платформе ЦНППМПР разработанные нами цифровые тренажеры для учителей начальных классов и учителей математики. Мы уже частично заполнили платформу, в частности, тренажерами, связанными с представлениями о множестве, о высказываниях, подобран материал для создания тренажеров по свойствам функций. Это темы, по которым возникает больше всего проблем. Хотя наша тема в основном практикоориентированная, мы уже опубликовали статью в «Педагогическом образовании в России», журнале ВАК, выступили со своей темой на форуме «Современный учитель: взгляд в будущее», представим свои разработки на конференции «Мир, открытый детству», которая в марте пройдет в ИПиПД. Всю работу мы планируем закончить в марте. О том, насколько эта проблема актуальна, можно судить по диаграмме показателей сформированности различных компетенций у учителей математики: предметные компетенции сформированы хуже всего, тогда как с коммуникативными, психолого-педагогическими, методическими дело обстоит достаточно неплохо.

После постерной сессии в актовом зале состоялось торжественное открытие фестиваля «День науки». Участников события от лица ректора УрГПУ Светланы Минюровой и от себя лично приветствовала проректор по образовательной и научной деятельности Маргарита Кусова:

– Для осуществления научной деятельности очень важно, чтобы наука была нам интересна, увлекала нас и, чтобы наши ученики передавали любовь к науке следующим поколениям. До тех пор, пока наука интересна, она будет развиваться. Каждая научная публикация по своей сути - это с одной стороны констатация того, что мы уже сделали, а с другой - важный шаг вперёд. Сегодня у нас будет возможность ещё раз вспомнить о наших научных достижениях! – сказала Маргарита Львовна.

Также Маргарита Кусова представила участникам и гостям итоги научной деятельности университета за 2023 год. Это и впечатляющее количество научных мероприятий, включая мероприятия, внесенные в план Десятилетия науки и технологий, международные и межрегиональные научные конференции и т.д. Это и 111 аспирантов УрГПУ, включая 35 будущих специалистов высшей квалификации из зарубежных стран. Это 7 монографий, 231 статья ВАК, 57 РИНЦ, 33 RSCI. Необходимо отметить и высокую активность коллектива УрГПУ в реализации научных исследований: 8 госзаданий, 6 грантов РНФ, 10 исследований, которые ведутся по внутриуниверситетским грантам. Маргарита Львовна подчеркнула, что результаты научных исследований УрГПУ востребованы и у партнеров из реального сектора экономики, в частности, это исследование реверсивного наставничества.

Ряд научных подразделений УрГПУ имеет специализированные структуры, занимающиеся фундаментальной наукой, и высокотехнологичное оборудование. Руководители этих площадок представили результаты своей научно-исследовательской деятельности. Валерий Сидоров, доктор физико-математических наук, профессор, директор научно-образовательного центра «Расплав», представил проекты центра, поддержанные грантами РНФ в 2023 году: проект «Механические свойства аморфных металических сплавов. Новые высокоэнтропийные объемно-аморфные сплавы AlCuNiCoZr: разработка, строение, свойства», руководителем которого выступил кандидат физико-математических наук Борис Русанов, и проект «Разработка новых защитных покрытий алюминий-переходный металл-редкоземельный металл», руководителем которого выступил сам Валерий Евгеньевич. Об этих работах мы совсем недавно рассказывали на сайте УрГПУ в проекте «Наука по средам».

Ольга Кружкова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией перспективных социосредовых исследований, представила результаты деятельности лаборатории. Объект исследования Ольги Владимировны и ее сотрудников – человеческий глаз. По движению глаз можно определить, правдив человек или нет, каково его эмоциональное состояние и т.д. Айтрекинг – неинвазивная технология, в глаз ничего не вставляется, как это происходило в таких исследованиях ранее. Аппарат работает на инфракрасном излучении и снимает движение глаз, определяя зоны внимания и «слепые» зоны.

Ольга Кружкова представила несколько проектов лаборатории. Например, несколько тем посвящено изучению вандального поведения. Особый интерес представляет изучение школьного вандализма и его профилактика. Школьный вандализм, по мнению ученых, – претензия на управление образовательным пространством, желание сделать его комфортным для себя, то, в чем школьникам обычно отказывается. Вот еще несколько тем: эмоциональный интеллект в дистанционном общении, изучение Интернет-мемов, диагностика аддиктивного поведения. Коллективом опубликованы 2 коллективные монографии, 7 статей в журналах WoS и Scopus, 12 статей в журналах ВАК.

Затем в актовом зале прошла панельная дискуссия на тему «Междисциплинарные исследования: актуальность и перспективы развития». Спикерами выступили доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и педагогической компаративистики Юлия Галагузова, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин Владимир Земцов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физики, технологии и методики обучения физике и технологии Александр Усольцев, модерировала дискуссию кандидат психологических наук, доцент, начальник УНИ Ирина Воробьева. Спикеры рассуждали о соотношениях понятий «монодисциплинарность», «полидисциплинарность», «мультидисциплинарность» и «трансдисциплинарность», о том, идет ли междисциплинарность однозначно на пользу науке или внесение предметов и методов из других дисциплин размывает ее собственное предметное ядро, о том, какой наукой является педагогика, и о том, как важно снова обратить самое пристальное внимание на предметную подготовку будущих учителей, поскольку ориентация на универсальность привела к тому, что в университетском курсе перестало хватать времени на глубокую, фундаментальную подготовку историков, филологов, математиков и т.д.

– На этом этапе развития нам важно сохранить свое лицо, свою идентичность. Вопрос не в том, что некоторые вещи надо обязательно надо проговорить, для них нужно много времени, и это часть хорошего образования, – подчеркнул Владимир Земцов.

После серьезных событий фестиваля пришла очередь юмора. Управление научных исследований провело для своих коллег веселую и азартную викторину «Наука в представлении студентов». Разбившись на команды, преподаватели определяли самые частотные ответы студентов на вопросы, связанные с наукой, и порой ответы были ожидаемыми, а иногда – непредсказуемыми.

Все участники мероприятия были награждены за свой вклад в научную жизнь университета благодарственными письмами ректора УрГПУ.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*