Успех профминимума: новая государственная стратегия обеспечит будущее рабочих профессий

06.02.2024 214

30 января в Общественной палате РФ прошло заседание экспертного совета «Билет в будущее» по вопросам профориентации. Представители федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере образования, ученые-профориентологи и педагоги обсудили первые результаты и перспективы развития единой модели профориентации в России

Эксперты напомнили, что профориентационный минимум запущен с сентября 2023 года Минпросвещения России во всех школах страны для школьников 6–11-х классов на базе всероссийского проекта ранней профориентации «Билет в будущее». 

Участников поприветствовали Наталья Кравченко, председатель Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию, и Кирилл Кузнецов, исполнительный директор ЦТР «Гуманитарные технологии». 

Фото - oprf.ru

Наталья Кравченко отметила, что разработка единой модели профориентации и ее доработка должны опираться на мнения экспертов и научного сообщества. Для эффективности профориентации на стремительно меняющемся рынке труда важными критериями этой модели должны стать гибкость и способность индивидуальной настройки под каждого ученика.

«Государственная политика в области профессиональной ориентации очень своевременна и позволит решить стратегически важные задачи: кадровое обеспечение технологического суверенитета, создание условий для развития человеческого капитала нашей страны. Проект “Билет в будущее”, являющийся ядром единой модели профориентации, открыт для учета мнений экспертов и предложений по доработке программы. Предыдущий этап его реализации можно оценить как успешный опыт, который нужно развивать, углублять и дополнять», — считает она.

По мнению заместителя директора департамента госполитики в сфере среднего специального образования и профессионального образования Минпросвещения России Татевик Карабекян, очень многое сделано за прошедший год с момента запуска единой модели профориентации в Екатеринбурге весной на фестивале профессий «Билет в будущее». 

«Модель внедрена в каждую школу России. В этом году мы планируем сделать профориентацию адресной, замеряя интересы и навыки ребенка на определенном этапе и помогая выстраивать профессиональную траекторию с учетом личных возможностей и ресурсов региона. Это ключевой момент, — сказала Татевик Карабекян. — Также хотим сделать профориентацию более адресной во взаимодействии с предприятиями, особенно нашими крупными федеральными партнерами. Главная заслуга профминимума в том, что мы собрали и упаковали все имеющиеся профориентационные инструменты, наработки для использования в школах. Отдельная усиленная работа планируется с родителями». 

Представители Минобрнауки России поделились опытом реализации проектов по профориентационной работе по поручению Президента России Владимира Путина. Среди них создание инженерных классов при поддержке флагманских вузов страны, студенческих конструкторских бюро (учебно-инновационных подразделений университетов для привлечения и вовлечения школьников). По данным трехлетних наблюдений ЦТР «Гуманитарные технологии», в 10–11-х классах около 60 процентов обучающихся позитивно оценивают свою готовность к выбору профессии и около 40 процентов — недостаточно высоко. В 8–9-х классах пропорция составляет 50 на 50 процентов. 

«Ведение профминимума состоялось и стало верным, первым шагом, который начал менять школьную реальность. Практика его внедрения в этом году показала, что проблема самоопределения профессионального пути решаема, но для этого необходимо держаться выбранного пути, — отметил ведущий научный сотрудник РАНХиГС Игорь Сергеев. — Уверен, при верном подходе нам постепенно удастся сломить российскую статистику, которая на сегодня говорит о том, что 76 процентов взрослого населения России негативно относится к своей работе».

Необходимость реализации профминимума отметили представители службы занятости. Профессиональное самоопределение в школе важно для каждого россиянина, который благодаря этому сможет выбрать новую профессию или поменять направление деятельности в течение всей жизни, утверждают они.

Ученые-профориентологи подчеркнули стратегическое значение профминимума, который, по их мнению, ставит вопрос переосмысления миссии школы в становлении ребенка. 

Региональные операторы единой модели профориентации отметили, что амбассадорами внедрения профминимума по стране стали педагоги — навигаторы проекта «Билет в будущее», и поблагодарили федерального оператора — Фонд гуманитарных проектов. 

Подчеркивалось, что в 2023 году федеральный оператор проекта охватил 1,9 миллиона школьников, обучил более 33 тысячи педагогов, создал партнерскую сеть работодателей более чем из 2,5 тысячи предприятий. Уникальная платформа https://bvbinfo.ru, где педагоги формируют профориентационные уроки по курсу «Россия — мои горизонты», выдержала в 2023 году трафик в 184 миллиона просмотров и 7,41 миллиона уникальных посетителей. 

В результате работы участники совещания сформировали стратегию развития единой модели профориентации, основанной на принципах социального партнерства и координации деятельности всех ответственных ведомств, подписав соответствующую резолюцию.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*