Промежуточная аттестация в УрГПУ: компетенции будущих учителей оценивают работодатели

23.01.2024 222

В УрГПУ только что закончилась промежуточная аттестация обучающихся. Мы попросили проректора по образовательной и научной деятельности, доктора филологических наук, профессора Маргариту Кусову прокомментировать отличительные особенности этой аттестации и рассказать, почему такой формат напрямую влияет на повышение качества образования.

– Прежде всего, промежуточная аттестация – это обычная процедура оценивания образовательной программы, освоения дисциплин, процесса формирования компетенций, то есть та процедура, с которой студент сталкивается регулярно, – сказала Маргарита Львовна. – Поэтому нужно относиться к этой процедуре с пониманием и входить в нее с определенной степенью готовности. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы это была высокая степень готовности, чего мы искренне желаем всем нашим студентам.

Фото - uspu.ru

Безусловно, те изменения, которые происходят в современной системе образования, накладывают определенный отпечаток и на то, как сегодня организуется промежуточная аттестация. Говоря об этих изменениях, хотелось бы прежде всего обратить внимание на следующее. Сегодня педагогический вуз – это современное цифровое образовательное пространство. Это пространство соотнесено с образовательным пространством школы, что для нас принципиально важно, поскольку учитель, придя в школу, уже готов работать, используя те цифровые средства и цифровые платформы, которые есть в образовании. Поэтому, имея соответствующие возможности, наши студенты проходят промежуточную аттестацию в том числе в тех предметных аудиториях, которые оборудованы соответствующими средствами. Таким образом, особенность аттестации состоит в том, что студент не просто рассказывает материал, он обязательно показывает, демонстрирует свои компетенции, связанные с реализацией в образовательной практике современного оборудования. Очень важно, чтобы у студента было понимание, что современное оборудование – это средство, которое работает на качество образования, на мотивацию школьника к освоению того или иного предмета, и, собственно говоря, это средство, которое в дальнейшем будет связано с наращиванием его собственных компетенций, поскольку цифровая образовательная среда – это то, что сегодня активно развивается. У студента должно быть понимание, что он осваивает и дальше будет осваивать цифровую образовательную среду.

Вторая особенность промежуточной аттестации, которая сопровождает наш вуз уже на протяжении времени, – включенность региональной системы образования в этот процесс. Она обеспечивается за счет того, что по соглашению с Департаментом образования г. Екатеринбурга в промежуточной аттестации принимают участие действующие педагоги: директора школ, заместители директора по учебной работе, учителя высшей и первой категории. Все они включены в процесс подготовки будущих педагогов следующим образом. Они владеют информацией о содержании программ дисциплины, о фондах оценочных средств, и сами принимают участие вместе с вузовскими преподавателями в разработке этих фондов с той целью, чтобы они отражали современную образовательную ситуацию. Далее, у представителей региональной системы образования есть возможность наблюдать наших студентов во время промежуточной аттестации. Затем представители образовательных организаций формируют свою позицию по поводу того, как успешно промежуточная аттестация прошла в плане готовности обучающегося – будущего педагога – к профессиональной деятельности. Для вуза это точка развития в плане дальнейшего совершенствования содержания образования и технологий образовательной деятельности.

Кроме того, нам представляется, что для самого представителя региональной образовательной системы это тоже важно, потому что это своего рода повышение квалификации: всем участникам промежуточной аттестации для работы со студентами необходимо осваивать все то, что связано с содержанием высшего образования. Ну и, безусловно, это сближение потенциального работодателя и нашего будущего выпускника в плане трудоустройства.

Разговор продолжился в институтах УрГПУ. Директора, преподаватели, представители работодателя и студенты поделились своими мыслями и впечатлениями о промежуточной аттестации.

Новые форматы промежуточной аттестации в институте естествознания, физической культуры и туризма

Рассказывает Алексей Антуганов, заместитель директора ИЕФКиТ:

– Что касается независимой оценки качества образования с включением представителей работодателя, для нас это не новшество, мы так работаем уже второй год. В этом году мы добавили еще один формат промежуточной аттестации: на старших курсах у нас проходит подготовка к демонстрационному экзамену по дисциплине «Методические основы профессиональной деятельности» по основам безопасности жизнедеятельности и по теории и методике спорта (у студентов профиля «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности»), химии (у студентов профиля «Биология и Химия»), истории (у студентов профиля «География и История»). Таким образом, 4 экзамена принимаются в формате демоэкзамена, наподобие того, который выпускники будут сдавать летом в качестве ГИА. Это хорошая, грамотная, качественная репетиция, позволяющая заранее опробовать процедуру и не бояться ее.

Предполагается ли демонстрация студентами цифровых компетенций?

– Студенты используют все электронные образовательные ресурсы, которые у них есть: Интернет-ресурсы, специализированное программное обеспечение, современные педагогические технологии, подходы, игры, помогающие лучше усвоить материал, чтобы волонтеры, исполняющие роль школьников, также испытали эти методы на себе.

Должны ли студенты продемонстрировать, как они умеют использовать лабораторное оборудование?

– Это прописано во всех билетах отдельной строкой. Например, там могут стоять такие слова: «Демонстрация фрагмента урока с применением лабораторного оборудования». Это может быть демонстрация от учителя, если студенту достался начальный фрагмент урока и объяснение нового материала, а может быть и демонстрация от обучающихся, если это лабораторная работа и этап закрепления знаний.

Какие предварительные выводы по состоявшимся экзаменам уже можно сделать?

– Формат работает очень хорошо, рекомендуем его всем. Мы довольны процессом и результатами. Тем более, имея возможность пригласить представителей работодателя, мы можем полностью воспроизвести процедуру демоэкзамена на промежуточной аттестации. Стандартная процедура экзамена, когда студент вытягивает вопрос по теории и отвечает, уже не соответствует требованиям времени, потому что ничего не говорит о сформированности профессиональных качеств будущего педагога.

Кто ваши эксперты?

Первое – заведующие кафедрами выходят на образовательные организации и находят руководителей и педагогов, согласных помочь. Это все-таки время, ресурсы включенного в промежуточную аттестацию учителя. Второе – мы стараемся находить педагогов, отличающихся высокой мобильностью, знающих актуальные стандарты и тенденции в образовании. Не должно быть такого, чтобы студенты использовали новые форматы, методики работы с обучающимися, а приглашенный эксперт слабо в них разбирался. Поэтому чаще всего к нам приходят молодые учителя. Например, на экзаменах по теории и методике спорта и методике БЖ все эксперты были младше 30 лет. Они сами постоянно учатся и хорошо ориентируются в актуальной информационной среде, в которой находятся наши обучающиеся. Новые технологии, новые форматы, новое оборудование их не пугают, они открыты всему новому.

А кто ваши волонтеры, играющие роль школьников?

Одногруппники экзаменующихся, из тех, кто уже сдал экзамен или ждет своей очереди. Им интересно и полезно побывать в разных ролях.

Комментирует Оксана Янцер, директор ИЕФКиТ:

– Сессия становится такой, какой она и должна быть. Формат «выучил – сдал – забыл» отживает свое. Если студенты не знают, где практически применить полученные знания, то как мы дальше будем с ними взаимодействовать, чему их дальше учить? Очень важно попробовать на живой аудитории те методы, о которых они имеют представление в теории, получить обратную связь, понять, работают ли они вообще. Бывает, что студент выберет определенный метод и на середине своего фрагмента урока понимает, что делает что-то не то. Хорошо, когда получается в процессе перестроиться. Кроме того, экзамен демонстрирует и дает возможность развивать коммуникационные навыки. Либо ты сидишь на месте школьника и отвечаешь преподавателю, либо ты в роли преподавателя отвечаешь на вопросы своих одногруппников и понимаешь, что несешь ответственность за формирование знаний и обязан ответить правильно. Эта компетенция также оценивается нашими работодателями: умение отвечать – это один из критериев оценки.

19 января состоялась аттестация четверокурсников бакалавриата «Биология и Химия» по методике преподавания химии в формате демоэкзамена. Мы побеседовали с учителем химии МАОУ СОШ № 1 г. Алапаевска Ольгой Станиславовной Ментюк, которая как представитель работодателя принимала этот экзамен.

Ольга Станиславовна, вы впервые участвуете в таком экзамене?

– Впервые. Меня пригласила Надежда Леонидовна Абрамова, и я захотела попробовать, мне было интересно посмотреть, насколько мои будущие коллеги, учителя химии, готовы показать фрагменты уроков. Студентов было приятно слушать, особенно того, который выступал непосредственно перед нашим разговором (Олег Храптович. – Авт.). Он уже работает в школе, поэтому и формы, и методы, и технологии применяет достаточно хорошо. И держится свободно, уверенно, как настоящий учитель. Хотя почему «как» - он и есть настоящий учитель. Если человек уже работал с коллективом детей, это видно в том, как он объясняет, как держится. Потому что одно дело, когда студенты изучают методику в теории, сидя на парах в университете, и совсем другое, когда перед ними целый класс детей, и каждый со своими особенностями, своим характером, своей скоростью анализа информации. И твоя задача как учителя – так построить урок, чтобы донести запланированную тему до каждого ребенка.

А что вы можете сказать о других?

– Хочу также отметить Викторию Вахитову. Мне понравилось, как она держалась. Почти любому учителю, скажу по собственному опыту, трудно оторваться от бумаги, если уж он ее держит в руках. А Виктория владела и своей речью, и аудиторией достаточно свободно. Этих ребят, Викторию и Олега, я бы отметила особо. Но вообще-то все пять фрагментов урока, которые я увидела, были хорошо подготовлены и хорошо представлены. Отдельные нюансы, касающиеся предметных знаний, были, но это все они отшлифуют, на этом экзамене мы смотрим все-таки на владение методикой преподавания. И методически это уже вполне сформировавшиеся учителя. Желаю им остаться в школе и реализоваться в педагогике! Так хочется, чтобы в школы шло больше талантливых молодых людей! Никому из родителей не хочется, чтобы их детей учили учителя, выбравшие свое образование и профессию по принципу «лишь бы хоть куда-то взяли». Зажечь огонь сможет только учитель, который пришел в профессию по призванию.

Расскажите, пожалуйста, о себе. Сколько лет вы в профессии?

– Уже двадцать шестой год. Участвую в различных конкурсах, постоянно повышаю свою квалификацию, прохожу курсы в «Сириусе», и мои ученики тоже занимаются там. С самого начала я также занималась химическими турнирами. Дети в этом году снова прошли и городской, и областной этапы, скоро едем в Москву на межрегиональный. Сама участвую в олимпиадах, в прошлом году участвовала в «ДНК науки». Стала победителем первого заочного этапа и победителем регионального этапа от Свердловской области, участвовала в федеральном этапе.

Есть ли среди наших студентов ваши выпускники?

– Да, в этом году поступили двое. И что интересно, спрашиваешь: «Может быть, хотите в УГМУ, как другие выпускники с высокими баллами по химии?» Но они сказали: «Нет, только в педагогический!»

У Олега Храптовича, 4 курс бакалавриата с двойным профилем «Биология и Химия», изначально была мотивация прийти работать в школу. О том, чтобы стать учителем химии, он мечтал с 8 класса. В Екатеринбург он приехал из Ноябрьска (ЯНАО), и поступать осознанно решил не в классический университет, а в УрГПУ. На выбор повлиял любимый учитель химии.

– Химию нам преподавала невероятная женщина, учитель высшей квалификационной категории, 30 лет проработавшая в школе. Я не только заинтересовался химией, но и по ее примеру стал видеть свое будущее в преподавании, – рассказал Олег.

Сколько времени вы уже работаете в школе?

– Третий год. Пришел еще на втором курсе лаборантом, потом начал вести уроки. Работаю в школе № 36, активно, плодотворно, все нравится.

Планируете ли расти профессионально именно как химик, может быть, в научном плане?

– Наука меня интересует, у меня есть научные работы. Химия – это что-то безупречное, совершенное и очень увлекательное. Но я бы хотел в первую очередь реализоваться именно в педагогике.

Как вы себя чувствовали на экзамене?

– Немного волновался сначала, но когда прошли актуализацию знаний, совершенно успокоился, все это у меня уже 100 раз было. Билет попался довольно легкий, «Неметаллы и их соединения». Я выбрал первую тему раздела, «Галогены». Волонтерам-одногруппникам сразу же сказал, чтобы они чувствовали себя совершенно свободно и естественно, и все так и получилось.

Промежуточная аттестация студентов в институте специального образования

Рассказывает директор ИСО Елена Семенова:

– В институте специального образования промежуточная аттестация идёт в планомерном, спокойном режиме. Примечательным является реализация в текущей промежуточной аттестации проекта "Независимая оценка качества образования". В качестве независимого эксперта в процессе промежуточной аттестации принимает участие Нина Петровна Шалган - учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СО "Верхнепышминская школа-интернат им. С. А. Мартиросяна", старейшего на Урале учебного заведения для детей с нарушением зрения, регионального ресурсного центра. Нина Петровна является Почетным работником общего образования РФ, Почетным работником Всероссийского общества слепых. Для студентов сдавать экзамен специалисту такого уровня очень значимо, почётно и ответственно. Группа обучающихся 4 курса гр.ТФ-2031 по образовательной программе "Тифлопедагогика" успешно сдала экзамен по дисциплине "Методика преподавания литературы для обучающихся с нарушением зрения" (преподаватель: доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики образования лиц с ОВЗ Александр Васильевич Кубасов). Региональный эксперт высоко оценила качество подготовки обучающихся по предмету, подчеркнув достаточный уровень сформированности профессиональных компетенций студентов для работы в сфере специального образования, тифлопедагогики.

Промежуточная аттестация студентов в институте филологии и межкультурной коммуникации

Рассказывает директор ИФМК Ирина Семухина:

– В понедельник и в четверг у нас прошли экзамены с участием представителей работодателя: по методике преподавания литературы и по методике преподавания китайского языка. Эксперты – наши выпускники, работающие сейчас в школе. Мы выбираем лучших из наших выпускников, потому что они в большей степени находятся в тренде современных запросов в сфере высшего образования. Они еще не застали демоэкзамен, но, по крайней мере, сами учились уже по обновленным программам высшего образования и быстрее адаптируются к тем изменениям, которые сейчас высшее образование предлагает. С другой стороны, они работают в школах, лицеях, гимназиях и уже приобрели определенный опыт. Важно, что, как правило, это те выпускники, которые начали работать в школе еще студентами, и если стаж их работы в качестве дипломированных учителей три года, то к нему нужно прибавить еще года два работы, совмещаемой с учебой в университете.

Таким образом, у наших экспертов есть опыт практической деятельности, и при этом они находятся в тесной взаимосвязи с нашим вузом, они понимают запросы высшего образования. Поэтому взаимодействовать в плане профориентации наших студентов и трудоустройства выпускников именно с этими работодателями получается наиболее эффективно. Через них мы поддерживаем связь с руководством их образовательных организаций, и этот информационный канал работает без сбоев. Нужно еще отметить, что методика сдается на старших курсах, и педагоги-эксперты имеют дело уже с четверокурсниками, пятикурсниками, то есть с теми студентами, в ком работодатель особенно заинтересован. Они видят в этих студентах будущих коллег. В силу всех этих причин мы при выборе экспертов отдаем предпочтение не стажистам, а молодым педагогам. Наши выпускники вовлечены в различные научно-практические и профориентационные мероприятия института, они – связующее звено между школой и вузом. Они одинаково хорошо понимают потребности и той, и другой сферы образования и стараются их соотносить.

Рассказывает доцент кафедры литературы и методики ее преподавания Лилия Гутрина:

– На экзамене по предмету «Методические основы профессиональной деятельности в преподавании литературы» присутствовал Юрий Андреевич Ноздрин, учитель русского языка и литературы лицея № 109 Екатеринбурга. Юрий Андреевич принял участие в проверке тестовых работ по предмету и систем уроков, представленных студентами, а также участвовал в процедуре устного экзамена. По мнению Юрия Андреевича, большинство студентов продемонстрировали достаточно высокий уровень компетенций, необходимых в профессиональной деятельности учителя литературы. Вопросы билетов практикоориентированы, требуют от студентов разработки конкретного фрагмента урока, заданий определенного типа (на мотивацию, на работу с разными уровнями художественного произведения, на контроль), позволяя понять, насколько студенты ориентируются в сфере методических подходов, путей и приемов работы. Как педагог-практик Юрий Андреевич высказал студентам ряд полезных рекомендаций на будущее, в том числе — по конкретизации формулирования цели урока, использованию на уроке приемов, вовлекающих учеников в деятельность и др. По словам Юрия Ноздрина, этот новый опыт был для него полезным и интересным.

 

После экзамена по методике преподавания китайского языка мы побеседовали со старшим преподавателем кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного Василиной Савиновских и приглашенным экспертом, учителем екатеринбургской школы № 27 Дарьей Гараевой.

 

Дарья Сергеевна, как вы могли бы прокомментировать формат приема промежуточной аттестации у студентов работающими учителями, практическую пользу привлечения школьных учителей?

– Мне все понравилось, было очень интересно. Я отметила, что студенты компетентны в данных вопросах. Я даже для себя вынесла кое-что полезное в плане терминологии.

В вашей школе есть китайский язык? Много детей его изучает?

– Да, у нас есть китайский язык и как второй иностранный, и как направление дополнительного образования. В этом году китайский изучает порядка 200 человек. Это дети самых разных возрастов, и начальная школа, и пятые, и восьмые, и одиннадцатые классы. Одиннадцатиклассники изучают язык третий год и уже говорят на нем. У них два часа в неделю. Кадры нам нужны, конечно, и педагоги с китайским языком очень востребованы. Мне даже порой приходится отказываться, когда зовут в разные места и предлагают поработать, потому что физически невозможно все успеть.

Вы удовлетворены тем, что увидели и услышали сегодня?

– Да, однозначно. Правда, я ожидала, что студентов будет больше. Но уровнем и результатами Александры и Екатерины я довольна.

– Студентов мало, потому что у нас балльно-рейтинговая система, – поясняет Василина Вадимовна. – В течение семестра студенты должны выполнить 14 отчетных работ. Это работы как письменного формата, так и устного. Они представляют фрагменты урока, представляют какие-либо отдельные занятия, задания на аудиторию. Группа у нас большая, 35 человек. Это, конечно, контрольные работы и тестовые работы. Все это студенты сдают, и по результатам контрольных работ, тестов и представлений мы выставляет общий балл. Если этого балла хватает на оценку «отлично», то студент экзамен уже сдал. Это даже не «автомат», а гораздо более честная и справедливая система, учитывающая всю предыдущую работу студента. С другой стороны, если в течение семестра студент ничего не сдает, то на оценку «отлично» на экзамене он претендовать не может, это тоже справедливо. Даже если он приходит и хорошо отвечает, но у него есть несданные работы, он может претендовать только на «хорошо» или «удовлетворительно». Это и есть рейтинг. У студентов, которые работают постоянно и систематически, он высокий, у других, естественно, ниже. Нужно пояснить, что в этой группе учатся уже работающие учителя, у которых свободное посещение. Но тем не менее, и среди них есть те, кто находит время и выполняет все работы, приходит на каждую пару, чтобы представить свои методические задания. Уточним, кстати, что студентки, которые пришли сегодня на экзамен, сдают его не потому, что недостаточно прилежно учатся. У них как раз есть уважительные причины. У одной из них не хватало всего двух работ, а другая совсем недавно вернулась из Китая, где была по обмену в течение целого семестра.

Как вы считаете, эти студенты уже готовы преподавать?

Дарья Сергеевна: «Да, на начальном уровне вполне готовы».

Василина Вадимовна: «Согласна с коллегой. У них уже достаточно знаний для преподавания»

 

Екатерина Коровкина, 4 курс ИФМК

– Впечатления от экзамена остались отличные! Китайский язык я изучаю уже четвертый год, но экзамен есть экзамен. Однако преподаватели с большим пониманием относятся к волнению студента на экзамене. Если медлишь с ответом на вопрос, не торопят, дают время подумать, и волнение пропадает. Экзамен вместе с нашим преподавателем принимала преподаватель китайского языка, работающая в школе. Меня это абсолютно не смущало. Педагог-эксперт сразу же проявила доброжелательность к нам, успокаивала и подбадривала в процессе ответа, так что все получилось замечательно.

 

В институте иностранных языков прошел демонстрационный экзамен для выпускников очно-заочной формы обучения

– Это второй раз, и второй раз мы уже отработали экзамен более осознанно и четко, – рассказала специалист по УМР в ИИЯ Анна Щепина, которая была секретарем комиссии на этом экзамене. – Хотя студенты очень долго не знали, будут ли они сдавать экзамен именно в таком формате, они хорошо приготовили технологические карты уроков и выступили. Условием было проведение фрагмента урока на языке, так что они показали импровизированную, неподготовленную речь. В качестве волонтеров выступали четверокурсники с французским и английским. В роли учеников они всячески старались помочь и поддержать экзаменующихся. Английский у них второй, и им также было интересно послушать и поговорить. Еще из интересного я бы отметила большое количество интерактива на экзамене, чего нельзя проявить на традиционном экзамене. Выпускники старались задействовать по максимуму технические возможности аудитории: интерактивную доску, платформы для оценки, приложения, и пользовались этими средствами осознанно и умело.

Директор ИИЯ Дарья Старкова подчеркнула важную особенность демоэкзамена именно в институте иностранных языков:

– Мы должны проверить у выпускников не только уровень владения методикой и способность вести коммуникацию, но и теоретический уровень владения языком. И понятно, что если в билете стоит «провести фрагмент урока для пятиклассников», то экзаменующийся не возьмет лингвистически сложные темы. Поэтому мы добавляем лингвистический анализ текста в письменном виде, а члены государственной комиссии имеют возможность задать дополнительные вопросы по этому анализу. С ним выпускники тоже справились достаточно хорошо, показав умение вступать в профессиональную дискуссию на английском языке.

Добавим также, что большая часть этой группы – работающие учителя. Наши эксперты – это были преподаватели гимназии № 9, гимназии «Арт-Этюд», директор школы № 149, – отметили, что если человек уже работает в школе, то это сразу видно: и план урока, и ВКР соответствуют требованиям ФГОС. Все те требования, которые предъявляются в школе, им хорошо знакомы, изучены, освоены, и их работы выверены с этих позиций.

Анна Щепина поделилась своими наблюдениями:

– В имитированной ситуации школьного урока намного проще проследить, как студент ведет себя в качестве преподавателя. Как он отвечает на вопросы, как поддерживает обучающихся, создает ли ситуацию успеха. Будущего преподавателя видно уже в деле, а не только в знании теории, которую они совсем не очевидно что сумеют применить на практике. Уровень владения языком тоже хорошо проверяется, т.к. нельзя вести урок заученным языком. Это всегда спонтанная речь. И даже в срежиссированной ситуации, как и на реальном уроке, что-то может пойти не так, как задумано, а значит, от выпускника потребуется находчивость, гибкость, владение собой. Например, «ученики»-волонтеры могут не понять вопрос, задание, и нужно будет им это объяснить по-другому, чтобы они поняли. Может отключиться презентация, и экзаменующемуся придется обойтись без нее. Другая техника может дать сбой, и, несмотря на то, что современный учитель должен владеть всем арсеналом современных технических средств, он также должен, если понадобиться, выйти из любого положения с таким же достоинством и непринужденностью, как наши предшественники, учителя старой формации, у которых были только книга, мел и доска.

По словам Дарьи Старковой, работодатели отметили, что демоэкзамен – это очень полезный формат сдачи экзамена, они больше увидели интересного и практически значимого, составили свое экспертное мнение о том, насколько студент готов к профессиональной деятельности. Ценность демоэкзамена для работодателей очевидна.

 

Поздравляем всех студентов УрГПУ с успешно сданной сессией! Желаем удачи во всех дальнейших аттестациях и профессиональных пробах!

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*