Среднее профессиональное образование переживает небывалое внимание к себе со стороны власти, общества, работодателей. Со слогана «Кадры решают все», популярного в советские времена, стряхнули пыль, отполировали – и он опять засиял своей актуальностью. Экономика страны требует новых современных специалистов и рабочих, которые должны подхватить трудовую эстафету. Для качественной их подготовки необходимо объединение всех заинтересованных сторон.
Молодежная лига СПО – проект, направленный на создание профессионального сообщества студентов, преподавателей и работодателей для развития среднего профессионального образования на региональном и федеральном уровне, развитии социально значимых проектов.
Пилот МЛСПО, успешно реализованный в Республике Мордовия, признан лучшей практикой в стране и рекомендован к внедрению главам субъектов Российской Федерации.
Фото - Пресс-служба Союза директоров СПО
Президент Союза директоров ССУЗ России, член Общественной Палаты РФ Наталия Золотарева так характеризует недавно запущенную инициативу:
«Молодежная лига СПО является действенным проектом, реальным инструментом вовлечения власти и бизнеса в решение вопросов среднего профессионального образования. В результате совершенствования системы подготовки кадров бонусы получают все. Кроме того, практика МЛСПО помогает активизировать на конкретной территории реализацию национальных проектов, включая в себя различные направления: образование, туризм и индустрия гостеприимства, малое и среднее предпринимательство, демография, культура, экология, производительность труда, развитие малых территорий. Союз директоров рад быть участником данного проекта, увеличивая его эффективность и помогая тиражировать практику в регионах».
Что собою представляет Молодежная лига СПО, каких результатов смогла достичь и как ее укоренить на почвы других регионов – об этом говорим с инициатором и руководителем проекта Иваном Тарасовым.
– Иван, сколько времени реализуется проект и чья поддержка стала для него на первом этапе надежной опорой?
– Молодежная лига СПО – молодая инициатива. Она родилась в конце 2022 года. Конечно, нам нужны были сильные партнеры, чтобы выразительно заявить о себе, привлечь внимание и выработать к себе серьезное отношение. Организациями-участниками проекта стали Союз директоров ССУЗ России, профильные министерства Республики Мордовия, среди которых, конечно, и минобразования. Поддержка этих структур помогла нам обрести вес в глазах работодателей, представителей бизнеса, к кому мы обращались с предложениями о сотрудничестве.
– Привлечение реального сектора экономики к решению вопросов СПО – задача номер один. Молодежная лига помогает ее решать. Какими были ваши выходы на предприятия, сколько новых партнеров удалось привлечь? И какие ваши доводы в пользу взаимодействия оказались эффективными?
– Работа команды привела к значительным результатам. За время существования практики в систему среднего профессионального образования региона были привлечены более 30 федеральных и региональных партеров из совершенно разных областей экономики: железнодорожной отрасли, телекоммуникации и других. Главным доводом МЛСПО при выстраивании взаимодействия между бизнесом, учениками и работниками среднего профессионального образования и школ было то, что их объединение способствует совершенствованию подготовки кадров, ее адаптации к современным требованиям рынка труда.
Молодежная лига среднего профессионального образования выступает соорганизатором крупных региональных мероприятий, таких как "Профессионалы", "Абилимпикс" и другие. Благодаря этим инициативам бизнес-сообщество получило возможность презентовать свою продукцию перед широкой аудиторией.
Общество и предприниматели теперь лучше информированы о мероприятиях среднего профессионального образования.
Фото - Пресс-служба Союза директоров СПО
– А как завоевывали симпатии молодежи? Как действовали в реальном и виртуальном пространстве?
– Конечно, важно и живое общение, и через различные интернет-площадки. Основной платформой для взаимодействия выступают социальные сети: ВКонтакте и Телеграм. Это две площадки где в основной массе присутствует бизнес и молодежь.
Немного скажу о рубриках. На данный момент через рилсы ВКонтакте продвигаются учебные заведения. Некоторые ролики набрали более 100 тыс. просмотров.
Рубрика МЛСПО «Товарищество» рассказывает о победителях и призёрах национальных чемпионатов профмастерства с целью продвижения их и помощи при трудоустройстве.
В целом охват аудитории в социальных сетях за год составил более 9 млн. человек.
Также было проведено большое количество разноплановых мероприятий для активизации молодежи. Мы искали интересные формы, наполняли их реальным содержанием. Это и семинары по профориентации, профэкотуры, культурные фестивали, спортивные соревнования, инновационные хакатоны. А в результате была создана платформа для обмена идеями и развития творческого потенциала.
В цифрах это выглядит так: всего проведено мероприятий -392. Из них всероссийских – 69, международных – 5, межрегиональных – 89, региональных – 229.
– Количество солидное. А как это отразилось на качестве? Одна из важных конечных целей – это привести студентов на конкретное производство, чтобы они, выходя из колледжа, были уже готовыми специалистами, а не «сырым продуктом». Получилось ли это на первом году проекта?
– Да, это удалось в рамках работы МЛСПО по федеральному проекту «Профессионалитет» и развитию Учебно-производственных комплексов.
Есть интересные уникальные примеры. Так, благодаря общим усилиям сотрудниками Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности – участниками проекта «Профессионалитет» – и ГК «Талина» была разработана торговая марка «Профессионалитетские», которая будет производиться на мощностях УПК «Сельское хозяйство» ТКММП. Она включает в себя пельмени с куркумой, которые были уже отмечены Министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым как ещё один передовой опыт в России. Также «Профессионалитетскими» будут молочная и мясная продукция, творог, молоко, ряженка, сметана.
В дизайне торговой марки используются достопримечательности Республики Мордовия, а это решает ещё одну задачу – развитие внутреннего туризма на территории России и исполнения целей и задач национального проекта Туризм и индустрия гостеприимства.
– Звучит очень выразительно и вкусно. Своя собственная торговая марка – это здорово! Расскажите еще об интересных формах сотрудничества с бизнес-партнерами, которые можно было бы, подкорректировав на месте, позаимствовать другим регионам.
– Один из наших надежных партнеров – Сафари-парк «Кречет». Вместе с ним мы, например, провели профессиональные экотуры, предоставив участникам возможность познакомиться с различными профессиональными сферами и возможностями работы в экопарке.
Тур состоял из двух этапов. Первый – обзорный, где участники могли ознакомиться с основными аспектами работы в Сафари-парке «Кречет» и узнать больше о профессиях, связанных с экологией и охраной природы.
Второй этап был посвящен более глубокому пониманию и изучению индустрии. Ребята получили уникальную возможность рассмотреть «изнанку» рабочих процессов. Они ознакомились с планированием, организацией, мотивацией и контролем сотрудников, а также с особыми аспектами управления парком.
А параллельно мы решали и другие задачи, общие: развитие навыков проектной работы (тренинги и занятия, направленные на развитие умений коммуницировать и решать конфликты), знакомство с принципами устойчивого развития и экологической ответственности.
А еще к нашим друзьям в Сафари-парке мы привели участников и победителей проекта «Абилимпикс». Общение с животными помогает социализироваться лицам с ОВЗ. Мы даже ввели новый термин – Оленитерапия.
Работать и выпускать продукцию на УПК «Сельское хозяйство» будут ученики ТКММП. Все эти шаги привели к развитию проекта «Профессионалитет» и УПК на территории России.
– Чем больше подобных активностей, тем больше шансов у молодых людей правильно определиться в своем профессиональном пути и преуспеть на нем. И все же обычно больше возможностей у ребят из города. Обращаете ли вы особое внимание на работу с сельской молодежью?
– Конечно. В этом плане хочется отметить наше сотрудничество с компанией РЖД – проект «Лидеры села РЖД». Он направлен на привлечение сельской молодежи и студентов СПО для работы в крупной федеральной компании РЖД на малых территориях, в сельских районах. Сейчас он в процессе запуска. Готовится информационная кампания, на сайте, в соцсетях и СМИ будет представлена информация о проекте, требуемых специальностях, бонусах для участников, партнерах. Молодежная лига будет способствовать привлечению образовательных учреждений для организации образовательных программ, включая стажировки и практику в компании РЖД, профессиональных туров и мастер-классов для студентов, чтобы познакомить их с рабочими условиями и перспективами в компании. Предусмотрено формирование бонусных программ – предоставление студентам и выпускникам СПО дополнительных стимулов для трудоустройства на малых территориях, включая бонусы, дополнительные льготы и возможности для карьерного роста. В рамках менторских программ опытные сотрудники РЖД будут помогать молодым специалистам адаптироваться к новой среде и карьерному росту.
Проект «Лидеры села РЖД» будет способствовать не только решению проблемы молодежной безработицы в сельских районах, но и развитию сельских территорий, укреплению социальной инфраструктуры и поддержке среднего профессионального образования.
- Иван, если коротко подвести общие итоги первого года, ставшего таким успешным, о чем бы Вы хотели сказать?
– Прежде всего бизнес-сообщество и старшее поколение получили еще один канал эффективного взаимодействия с молодежью. Также была установлена координация между бизнесом и региональными министерствами, советами директоров и отдельными учреждениями.
Это сотрудничество привело к заметным результатам, способствовало созданию благоприятной атмосферы для обмена идеями, знаниями и опытом, оно стало ключевым фактором для успешной реализации проекта. Бизнес-сообщество научилось говорить на языке молодежи, учитывать их потребности и адаптировать свою продукцию и услуги под их ожидания. И события стали более популярными в среде студентов, их вовлеченность значительно возросла.
Этот проект доказал, что взаимодействие между обществом, бизнесом и молодежью является важным фактором для развития профессионального образования и создания благоприятной среды для молодых специалистов.
Работу команды МЛСПО уже отметили министр просвещения Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив, депутат государственной думы РФ, Заместитель председателя комитета по аграрным вопросам Юлия Оглоблина.
***
Регионам Российской Федерации рекомендовано изучить успешную практику Молодежной лиги СПО и запустить ее у себя. Ознакомиться с проектом подробнее, изучить практику и узнать алгоритм ее внедрения можно на сайте, на платформе «Смартека» и на сайте Союза директоров ССУЗ России.
Беседовала Татьяна Иванченко
Источник: Пресс-служба Союза директоров СПО
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.