Молодежная лига СПО. Зачем? Для кого? Секреты успеха

22.12.2023 274

Среднее профессиональное образование переживает небывалое внимание к себе со стороны власти, общества, работодателей. Со слогана «Кадры решают все», популярного в советские времена, стряхнули пыль, отполировали – и он опять засиял своей актуальностью. Экономика страны требует новых современных специалистов и рабочих, которые должны подхватить трудовую эстафету. Для качественной их подготовки необходимо объединение всех заинтересованных сторон.

Молодежная лига СПО – проект, направленный на создание профессионального сообщества студентов, преподавателей и работодателей для развития среднего профессионального образования на региональном и федеральном уровне, развитии социально значимых проектов.

Пилот МЛСПО, успешно реализованный в Республике Мордовия, признан лучшей практикой в стране и рекомендован к внедрению главам субъектов Российской Федерации.

Фото - Пресс-служба Союза директоров СПО

Президент Союза директоров ССУЗ России, член Общественной Палаты РФ Наталия Золотарева так характеризует недавно запущенную инициативу:

«Молодежная лига СПО является действенным проектом, реальным инструментом вовлечения власти и бизнеса в решение вопросов среднего профессионального образования. В результате совершенствования системы подготовки кадров бонусы получают все. Кроме того, практика МЛСПО помогает активизировать на конкретной территории реализацию национальных проектов, включая в себя различные направления: образование, туризм и индустрия гостеприимства, малое и среднее предпринимательство, демография, культура, экология, производительность труда, развитие малых территорий. Союз директоров рад быть участником данного проекта, увеличивая его эффективность и помогая тиражировать практику в регионах».

Что собою представляет Молодежная лига СПО, каких результатов смогла достичь и как ее укоренить на почвы других регионов – об этом говорим с инициатором и руководителем проекта Иваном Тарасовым.

– Иван, сколько времени реализуется проект и чья поддержка стала для него на первом этапе надежной опорой?

– Молодежная лига СПО – молодая инициатива. Она родилась в конце 2022 года. Конечно, нам нужны были сильные партнеры, чтобы выразительно заявить о себе, привлечь внимание и выработать к себе серьезное отношение. Организациями-участниками проекта стали Союз директоров ССУЗ России, профильные министерства Республики Мордовия, среди которых, конечно, и минобразования. Поддержка этих структур помогла нам обрести вес в глазах работодателей, представителей бизнеса, к кому мы обращались с предложениями о сотрудничестве.

– Привлечение реального сектора экономики к решению вопросов СПО – задача номер один. Молодежная лига помогает ее решать. Какими были ваши выходы на предприятия, сколько новых партнеров удалось привлечь? И какие ваши доводы в пользу взаимодействия оказались эффективными?

– Работа команды привела к значительным результатам. За время существования практики в систему среднего профессионального образования региона были привлечены более 30 федеральных и региональных партеров из совершенно разных областей экономики: железнодорожной отрасли, телекоммуникации и других. Главным доводом МЛСПО при выстраивании взаимодействия между бизнесом, учениками и работниками среднего профессионального образования и школ было то, что их объединение способствует совершенствованию подготовки кадров, ее адаптации к современным требованиям рынка труда.

Молодежная лига среднего профессионального образования выступает соорганизатором крупных региональных мероприятий, таких как "Профессионалы", "Абилимпикс" и другие. Благодаря этим инициативам бизнес-сообщество получило возможность презентовать свою продукцию перед широкой аудиторией.

Общество и предприниматели теперь лучше информированы о мероприятиях среднего профессионального образования.

Фото - Пресс-служба Союза директоров СПО

– А как завоевывали симпатии молодежи? Как действовали в реальном и виртуальном пространстве?

– Конечно, важно и живое общение, и через различные интернет-площадки. Основной платформой для взаимодействия выступают социальные сети: ВКонтакте и Телеграм. Это две площадки где в основной массе присутствует бизнес и молодежь.

Немного скажу о рубриках. На данный момент через рилсы ВКонтакте продвигаются учебные заведения. Некоторые ролики набрали более 100 тыс. просмотров.

Рубрика МЛСПО «Товарищество» рассказывает о победителях и призёрах национальных чемпионатов профмастерства с целью продвижения их и помощи при трудоустройстве.

В целом охват аудитории в социальных сетях за год составил более 9 млн. человек.

Также было проведено большое количество разноплановых мероприятий для активизации молодежи. Мы искали интересные формы, наполняли их реальным содержанием. Это и семинары по профориентации, профэкотуры, культурные фестивали, спортивные соревнования, инновационные хакатоны. А в результате была создана платформа для обмена идеями и развития творческого потенциала.

В цифрах это выглядит так: всего проведено мероприятий -392. Из них всероссийских – 69, международных – 5, межрегиональных – 89, региональных – 229.

– Количество солидное. А как это отразилось на качестве? Одна из важных конечных целей – это привести студентов на конкретное производство, чтобы они, выходя из колледжа, были уже готовыми специалистами, а не «сырым продуктом». Получилось ли это на первом году проекта? 

– Да, это удалось в рамках работы МЛСПО по федеральному проекту «Профессионалитет» и развитию Учебно-производственных комплексов. 

Есть интересные уникальные примеры. Так, благодаря общим усилиям сотрудниками Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности – участниками проекта «Профессионалитет» – и ГК «Талина» была разработана торговая марка «Профессионалитетские», которая будет производиться на мощностях УПК «Сельское хозяйство» ТКММП. Она включает в себя пельмени с куркумой, которые были уже отмечены Министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым как ещё один передовой опыт в России. Также «Профессионалитетскими» будут молочная и мясная продукция, творог, молоко, ряженка, сметана.

В дизайне торговой марки используются достопримечательности Республики Мордовия, а это решает ещё одну задачу – развитие внутреннего туризма на территории России и исполнения целей и задач национального проекта Туризм и индустрия гостеприимства.

– Звучит очень выразительно и вкусно. Своя собственная торговая марка – это здорово! Расскажите еще об интересных формах сотрудничества с бизнес-партнерами, которые можно было бы, подкорректировав на месте, позаимствовать другим регионам.

– Один из наших надежных партнеров – Сафари-парк «Кречет». Вместе с ним мы, например, провели профессиональные экотуры, предоставив участникам возможность познакомиться с различными профессиональными сферами и возможностями работы в экопарке.

Тур состоял из двух этапов. Первый – обзорный, где участники могли ознакомиться с основными аспектами работы в Сафари-парке «Кречет» и узнать больше о профессиях, связанных с экологией и охраной природы.

Второй этап был посвящен более глубокому пониманию и изучению индустрии. Ребята получили уникальную возможность рассмотреть «изнанку» рабочих процессов. Они ознакомились с планированием, организацией, мотивацией и контролем сотрудников, а также с особыми аспектами управления парком.

А параллельно мы решали и другие задачи, общие: развитие навыков проектной работы (тренинги и занятия, направленные на развитие умений коммуницировать и решать конфликты), знакомство с принципами устойчивого развития и экологической ответственности.

А еще к нашим друзьям в Сафари-парке мы привели участников и победителей проекта «Абилимпикс». Общение с животными помогает социализироваться лицам с ОВЗ. Мы даже ввели новый термин – Оленитерапия.

Работать и выпускать продукцию на УПК «Сельское хозяйство» будут ученики ТКММП. Все эти шаги привели к развитию проекта «Профессионалитет» и УПК на территории России.

– Чем больше подобных активностей, тем больше шансов у молодых людей правильно определиться в своем профессиональном пути и преуспеть на нем. И все же обычно больше возможностей у ребят из города. Обращаете ли вы особое внимание на работу с сельской молодежью?

– Конечно. В этом плане хочется отметить наше сотрудничество с компанией РЖД – проект «Лидеры села РЖД». Он направлен на привлечение сельской молодежи и студентов СПО для работы в крупной федеральной компании РЖД на малых территориях, в сельских районах. Сейчас он в процессе запуска. Готовится информационная кампания, на сайте, в соцсетях и СМИ будет представлена информация о проекте, требуемых специальностях, бонусах для участников, партнерах. Молодежная лига будет способствовать привлечению образовательных учреждений для организации образовательных программ, включая стажировки и практику в компании РЖД, профессиональных туров и мастер-классов для студентов, чтобы познакомить их с рабочими условиями и перспективами в компании. Предусмотрено формирование бонусных программ – предоставление студентам и выпускникам СПО дополнительных стимулов для трудоустройства на малых территориях, включая бонусы, дополнительные льготы и возможности для карьерного роста. В рамках менторских программ опытные сотрудники РЖД будут помогать молодым специалистам адаптироваться к новой среде и карьерному росту.

Проект «Лидеры села РЖД» будет способствовать не только решению проблемы молодежной безработицы в сельских районах, но и развитию сельских территорий, укреплению социальной инфраструктуры и поддержке среднего профессионального образования.

­- Иван, если коротко подвести общие итоги первого года, ставшего таким успешным, о чем бы Вы хотели сказать?

– Прежде всего бизнес-сообщество и старшее поколение получили еще один канал эффективного взаимодействия с молодежью. Также была установлена координация между бизнесом и региональными министерствами, советами директоров и отдельными учреждениями.

Это сотрудничество привело к заметным результатам, способствовало созданию благоприятной атмосферы для обмена идеями, знаниями и опытом, оно стало ключевым фактором для успешной реализации проекта. Бизнес-сообщество научилось говорить на языке молодежи, учитывать их потребности и адаптировать свою продукцию и услуги под их ожидания. И события стали более популярными в среде студентов, их вовлеченность значительно возросла.

Этот проект доказал, что взаимодействие между обществом, бизнесом и молодежью является важным фактором для развития профессионального образования и создания благоприятной среды для молодых специалистов.

Работу команды МЛСПО уже отметили министр просвещения Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив, депутат государственной думы РФ, Заместитель председателя комитета по аграрным вопросам Юлия Оглоблина.

***

Регионам Российской Федерации рекомендовано изучить успешную практику Молодежной лиги СПО и запустить ее у себя. Ознакомиться с проектом подробнее, изучить практику и узнать алгоритм ее внедрения можно на сайте, на платформе «Смартека» и на сайте Союза директоров ССУЗ России.

Беседовала Татьяна Иванченко

 

Источник: Пресс-служба Союза директоров СПО

 

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*