Большинство семей хотят, чтобы их дети получили вузовский диплом
Эксперты Института образования НИУ ВШЭ и «Яндекс» провели исследование, которое показало, как российские семьи выбирают высшее образование. Об этом сообщает пресс-служба вуза.
Отмечается, что эксперты проанализировали сотни исследований и данных социологических опросов. По результатам они подготовили обзор «Ценности, факторы и последствия выбора высшего образования в России». В нем говорится, что Россия сегодня является одним из мировых лидеров по охвату третичным (то есть средним профессиональным и высшим) образованием и находится на среднем уровне по доступности высшего: 29 % молодежи в возрасте 17–25 лет охвачены местами в вузах (бакалавриат и специалитет). При этом большинство российских семей (77 %) хотят, чтобы их дети получили вузовский диплом.
На вопрос «Зачем идти учиться?» 67 % россиян ответили, что высшее образование помогает найти высокооплачиваемую работу, а 45 % — стать востребованными специалистами. При этом родители в первую очередь ценят в высшем образовании возможность найти хорошую работу и добиться жизненного успеха, тогда как для студентов также важно развитие собственных интересов и получение новых знаний.
Мотивация при выборе вуза и специализации связана с желанием улучшить карьерные перспективы и укрепить социальный статус. Качество и финансовая доступность — важные мотивы выбора вуза в России. Самые популярные мотивы выбора специальности связаны с перспективой получить интересную работу, академической самооценкой и высоким заработком. Для большинства абитуриентов выбор направления подготовки важнее выбора вуза.
Эксперты также отмечают, что в России двое из трех школьников принимают решение, будут ли они получать высшее образование, еще до девятого класса. Чем раньше принимается решение о получении высшего образования, тем выше шансы успешно окончить вуз. При этом обдуманный выбор специализации и университета снижает риск неудовлетворенности и способствует успешной учебе. Самые важные источники информации при поступлении — сайты и мероприятия вузов, родственники и знакомые, а также карьерное консультирование. В России о вузе абитуриенты узнают прежде всего из интернета, а в выборе профессии доверяют информации от знакомых и родных.
«Куда податься после окончания школы — это выбор с высокими ставками. Российские родители тратят огромные ресурсы на подготовку своих детей к поступлению в вуз, при этом недооценивают важность инвестиций в профессиональную ориентацию и зрячий выбор образовательной траектории», — рассказала научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Шибанова.
Также выяснилось, что абитуриенты плохо представляют свои карьерные перспективы. Несмотря на широту выбора, почти 40 % абитуриентов подают документы только в один вуз. Ожидания относительно будущей зарплаты у студентов завышены: в реальности после выпуска они будут получать в среднем на 30–40 % меньше, чем думали. Несмотря на расширение возможностей для гибких образовательных траекторий, традиционное очное обучение — самый привлекательный формат высшего образования. И абитуриенты, и родители в целом скептичны в отношении дистанта, но готовы рассматривать современные цифровые альтернативы. При этом 55 % студентов изменили бы свой выбор, если бы им представилась такая возможность, то есть сменили бы вуз или специальность, или не стали бы вообще поступать в вуз.
Кроме этого, гендерные и социальные факторы также влияют на выбор вуза и специальности. Женщины чаще выбирают гуманитарные направления, мужчины — технологии и IT. Региональное положение и достаток играют роль в доступе к высшему образованию. Жители малых городов и сельских районов чаще сталкиваются с ограничениями при поступлении, в отличие от жителей крупных городов.
«Пока есть социальное расслоение, будет существовать и образовательное неравенство, в том числе связанное с выбором траектории обучения. Богатые и бедные семьи по-разному воспринимают риски и издержки получения высшего образования. Поэтому даже при одинаковой успеваемости дети делают разный выбор в зависимости от материального и образовательного уровня своих родителей», — подчеркнул директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев.
Отмечается, что различия в выборе приводят к разным шансам на успех в жизни. Образованные люди в России зарабатывают почти в два раза больше, чем имеющие только среднее образование. Еще один плюс высшего образования — благополучие и здоровье. Диплом вуза помогает чувствовать себя увереннее, испытывать меньше стресса и в целом быть более счастливым и довольным жизнью.
Источник: Пресс-служба Российского союза ректоров
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.