ТГУ и НИУ ВШЭ изучат уязвимые группы студентов

19.12.2023 174

Исследования пройдут в рамках проекта «Зеркальная лаборатория»

Проект «Зеркальная лаборатория» Томского государственного университета и Высшей школы экономики, посвященный исследованиям образовательной успешности студентов, продлен до 2026 года, об этом сообщает пресс-служба ТГУ.

«В 2021 году мы с коллегами из Института образования ВШЭ поняли, что хотим вместе изучать такую тему, как образовательная успешность. Мы решили выявить, что помогает этой успешности, и, напротив, какие есть в этом плане уязвимые группы студентов. По нашим совместным исследованиям вышло несколько публикаций, еще часть материалов готовятся к печати», — рассказала директор Центра социологии образования Института образования ТГУ Мария Абрамова.

Отмечается, что в период с 2021 по 2023 годы зеркальная лаборатория работала над выявлением различных факторов, влияющих на успешность студента. Причем под успешностью понимается не только хорошая успеваемость студента, но и его удовлетворенность учебным процессом, психологическое благополучие и желание продолжать обучение.

Во время исследований выяснилось, что участие во внеучебной деятельности — научной, спортивной или творческой — повышает успеваемость. А возможность самостоятельно выбирать образовательные курсы из представленных в вузе положительно влияет на удовлетворенность студента учебным процессом. При этом дистанционное образование, как правило, не связано с ухудшением психологического благополучия обучающихся, а вот смешанный формат обучения влияет на него негативно.

Осенью 2023 года объединенный коллектив из ТГУ и ВШЭ подал заявку на продление проекта. И в начале декабря комиссия вынесла позитивное решение о продолжении работы зеркальной лаборатории до 2026 года. На новом этапе исследователи решили сфокусироваться на базовом условии образовательной успешности — психологическом благополучии студентов.

Сообщается, что в ближайшие годы особое внимание зеркальной лаборатории будет уделено уязвимым группам студентов. На основе опросов и административных данных выделено четыре таких группы: это иностранцы, первокурсники, иногородние студенты и студенты из семей с невысоким социально-экономическим статусом.

«Мы установили, что довольно большое количество студентов находится под риском депрессии и их психологическое благополучие не является стабильным. По нашим исследованиям 2021 года можно сделать вывод, что только четверть студентов не испытывают таких проблем, то есть у них нет рисков депрессии и возможность ее наступления минимальна. Но у 40 % учащихся университетов такие риски высоки, и это важно учитывать. В проекте зеркальной лаборатории задействованы эксперты с психологическим образованием, и теперь их станет больше, чтобы мы могли плотнее заняться этим направлением», — отметила Мария Абрамова.

Исследования проходят в рамках проекта «Образовательная успешность студентов российских университетов: факторы, влияющие на образовательные результаты студентов», реализуемого при поддержке федеральной программы «Приоритет-2030». Зеркальная лаборатория объединила три подразделения Томского госуниверситета — Центр социологии образования, Центр прикладного анализа больших данных и Институт дистанционного образования — и Институт образования НИУ ВШЭ.

 

Источник: Пресс-служба Российского союза ректоров

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*