1 декабря кафедра литературы и методики её преподавания института филологии и межкультурной коммуникации УрГПУ провела XII Межрегиональную (с международным участием) научно-практическую конференцию молодых филологов «Littera Terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы».
Директор института филологии и межкультурной коммуникации Ирина Семухина, открывая конференцию, поприветствовала как постоянных участников, так и тех, кто решил представить свои научные изыскания на этом проекте впервые:
– Ежегодная конференция «Littera Terra» – это площадка для научного общения, со своими устоявшимися традициями, где поделиться своим мнением по актуальным вопросам изучения отечественной и зарубежной литературы могут как начинающие ученые-филологи, так и те, кто уже имеет определенный опыт научного исследования в выбранном направлении. В этом году конференция объединила участников из Екатеринбурга, Москвы, Тюмени, Архангельска, Сургута, Кемерово, а также из Беларуси. Программа конференции отражает интерес современного литературоведения к проблемам изучения мировой литературы от древних эпох до наших дней, от вопросов изучения художественных направлений и течений, жанра и стиля – до изучения сверхтекстов, мифопоэтики и т.д. Представительство различных регионов дает возможность обменяться опытом научных школ и методологических подходов современных литературоведческих исследований.
Фото - uspu.ru
Пленарное заседание открыл доклад аспиранта УрГПУ Елены Сунцовой, которая осветила художественную специфику воплощения темы «человек и природа» в аспекте мотива «непойманная рыба» в творчестве авторов разных эпох – А. Майкова, А. Чехова и К. Коровина. Магистрант УрФУ Ирина Баландина представила свои наблюдения над автобиографическим эссе И. Бродского «Полторы комнаты» в жанровом ключе. К вопросам субъектной организации в романе Г. Грасса «Мое столетие» обратился аспирант ТюмГУ Глеб Каплунков, предложив свой взгляд на исторический нарратив писателя. Студент УрГПУ Елена Виноградова посвятила свой доклад актуальным вопросам изучения «городских» текстов на примере цикла И. Сахновского «Острое чувство субботы». Руководители заседания, профессор Елена Доценко и доцент Ирина Семухина, отметили научную глубину заслушанных пленарных докладов, обозначивших основные направления работы последующих секционных заседаний.
Руководители секции «Литературная классика: динамика художественных систем» – профессор Светлана Ермоленко и ассистент кафедры литературы и методики её преподавания Мария Попова – подчеркнули разнообразие тематики докладов. Доклад Юлии Сидоровой (УрФУ) был посвящен мемуарному дискурсу фильмов «Союз спасения» и «Звезда пленительного счастья» в их соотнесенности с различными эпохами российской истории. Анна Бужинская (САФУ) сосредоточилась на проблеме субъектной организации романа Вельтмана «Странник» в ее взаимосвязи с категориями памяти и воображения. К малоизученному усадебному тексту в ранней лирике И. С. Тургенева было обращено внимание Марии Бороздиной (МГУ). Максим Некрасов (САФУ) рассмотрел тип авантюриста-буржуа в системе персонажей романа Ф. И. Достоевского «Подросток». Особый интерес участников секции вызвали доклады Никиты Шукста (ТюмГУ) «Образ доктора в творчестве А. П. Чехова 1890-х годов», студентов УрГПУ Алины Решняк «Смысл названия романа Т. Смоллетта “Путешествие Хамфри Клинкера”», Варвары Рюминой «Литературные традиции в повести Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”», а также Марии Поповой (ассистент, УрГПУ), осветившей проблему формирования мифа о грехопадении в творческом сознании Е. П. Ростопчиной.
На секции «Литература XX-XXI веков: направления и течения» профессор Нина Барковская отметила: среди докладчиков были как начинающие исследователи – Полина Сибринина (УрФУ), Василина Лихачева (УрГПУ), так и те, кто вполне вошел в тематику и проблематику своей исследовательской темы (аспиранты, студенты старших курсов). В целом преобладал жанровый подход к анализу произведений: жанровое своеобразие романа «Заложник» В.С. Яновского (доклад аспиранта Михаила Евстратова, УрФУ), новаторство в жанре сказки архангельского писателя С.Г. Писахова (Анастасия Гринь, УрГПУ), автобиографический роман-миф современного художника Л. Тишкова (доклад Василины Лихачевой). В докладах Полины Шлыковой и Надежды Еремеевой (УрГПУ) о поэзии Б. Рыжего и В. Берестова умело были применены приемы стиховедческого анализа. Материалом для анализа в докладах, прочитанных на секции, послужили произведения поэтов «высокого» модернизма, писателей советской эпохи и представителей «первой» эмиграции, современных российских авторов, а также произведения индийского писателя Орхана Памука (доклад Ксении Шавыркиной, УрГПУ).
В секции «Образ – мотив – хронотоп», которую возглавил доцент Илья Петров, большой блок сообщений был посвящен анализу произведений зарубежной литературы. Так, Анна Говоркина (УрГПУ) рассмотрела типологию женских образов в романе М. Эджуорт «Замок Рекрэнт», Галина Селивановская (УрГПУ) уделила внимание анализу средств создания образа бабушки в романе Ч. Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда», а Грачева Анна (УрГПУ) раскрыла значение шекспировских аллюзий в новелле М. Спарк «Для зимы печальные подходят сказки». Анализу классических аллюзий в художественном тексте был посвящен и доклад Маргариты Семеновой (ТюмГУ), которая показала скрытое присутствие тургеневских образов в романе В. Набокова «Машенька». Центральной проблемой ряда докладов стало вдумчивое и тщательное прочтение лирического стихотворения: в докладе Арсения Дерябина (УрГПУ) был представлен анализ звуковых образов в стихотворениях О. Мандельштама 1930-х годов, а Юлия Токарева (УрФУ) охарактеризовала специфику поэтического хронотопа в стихотворении А. Тарковского «Зима в детстве». Особый интерес вызвал доклад Виолетты Савчук (УрФУ), посвященный репрезентации образа Н. Дуровой в повести Н. Кальма «Девица-кавалерист». Элементы жанрового анализа были представлены в докладе Дмитрия Нефедова (УрФУ), рассмотревшего особенности мирообраза в подростковом детективе.
По словам доцента Лилии Гутриной, руководителя секции «Автор – герой – читатель», жанровым материалом для осмысления участников данного заседания стало следующее – лирический цикл, лирическая книга, «тёмное фэнтези», средневековая проповедь, телеинтервью. Многие доклады «высветили» парадоксы выбранных текстов: диалог живых и мёртвых в лирике И. Сахновского (Олеся Павлушкина, УрГПУ), лирический герой Р. Комадея как «птица-рыба» (Арина Луговых, УрГПУ), сочетание «концепта сомнения» с жанром проповеди (Ксения Зубко, УрФУ), отсутствие импровизации в телеинтервью В. Набокова (Карина Касымова, УрФУ). Значимости мифа в формировании читательский культуры школьников был посвящён доклад Дарьи Гильвановой (Урал. ин-т ГПС МЧС). О роли мифа в построении современного «тёмного фэнтези», обновлении мифа говорила Алина Газиева (УрФУ).
Руководители пленарного заседания и секций отметили высокий уровень подготовки докладчиков, основательную теоретическую базу и глубокий анализ художественных текстов. По итогам конференции планируется выход очередного сборника научных трудов молодых учёных.
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.