Год учителя физики и технологии в УрГПУ: интервью с победителем регионального этапа конкурса «Учитель года России» Андреем Коноваловым

20.11.2023 242

В УрГПУ 2023/24 учебный год объявлен Годом учителя физики и технологии. В рубрике #Физика_Технология_это_интересно мы продолжаем рассказывать о студентах, молодых и уже заслуженных ученых, учителях и преподавателях, которые посвятили свою деятельность этим интересным наукам.

О том, как педагог может пробудить у школьников интерес к физике и дать им возможность успешно сдать экзамен, сегодня рассказывает победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России», учитель физики и астрономии Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) УрФУ имени Б.Н. Ельцина», Андрей Александрович Коновалов.

Фото - uspu.ru

- На какой специальности Вы обучались в университете? Почему для обучения выбрали данное направление? С чего все началось и почему Вас стала увлекать научная деятельность.

- В 2005 году я окончил Уральский государственный университет имени А.М. Горького по специальности “физик”. А все началось с моего поступления в СУНЦ. Именно там мне понравились уроки физики с их безграничными возможностями экспериментировать, доказывать эксперименты, решая задачи и применяя формулы. И потом я понимал, что физики нужны во многих сферах деятельности: в науке, в промышленности, в образовании, в медицине. Можно заниматься теорией и стать физиком теоретиком, а можно гипотезы подтверждать экспериментом и стать физиком-практиком. В общем понимал твердо, что без работы физики не останутся никогда. И я решил продолжить образование фундаментально изучая именно эту науку. Будучи студентом я не занимался научной деятельностью, позже выпустил несколько научных статей по темам, которые были мне интересны: Статья-монография «Геометрические идеи при решении баллистических задач», опубликованная во Всероссийском журнале для учителей и старшеклассников «Потенциал» №1, 2013г (Москва), Статья-монография «Шарики разлетаются не так!», опубликованная во Всероссийском журнале для учителей и старшеклассников «КВАНТ», №5-6, 2013 г, Москва и «Геометрические методы решения задач, как средство достижения предметных результатов по физике», Сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции с международным участием, также являюсь автором методической разработки «Векторные диаграммы», которая прошла апробацию и широко используется учителями физики.

- Что входит в круг Ваших научных интересов сейчас и какие цели Вы перед собой ставите?

- На данный момент я занимаюсь только педагогической деятельностью, которая отнимает большую часть времени. Кроме преподавания в СУНЦ я являюсь тренером сборной Свердловской области по физике для участия в международных и всероссийских олимпиадах, поэтому на данный момент в круг моих профессиональных интересов входит подготовка учеников СУНЦа к олимпиадам самого высокого уровня. Также я активно участвую во внеурочной жизни «олимпиадников»: поездки, экскурсии и различные культурно-просветительские мероприятия, в которых являюсь организатором, помощником и вдохновителем требуют немало времени. В приоритете для меня, как педагога, работа по презентации и распространению собственного педагогического опыта через проведение открытых уроков, семинаров, мастер-классов, участие в круглых столах для учителей Свердловской области, России и стран СНГ, проведение занятий с учителями области на курсах повышения квалификации в Институте развития образования Свердловской области, где я знакомлю учителей области с моими методами.

- Как Вы поняли, что хотите не просто быть физиком, но и обучать ей детей? Расскажите, чем Вас привлекает работа педагогом.

- Если я скажу, что всю жизнь мечтал стать учителем, это будет неправдой. В 2003 году меня пригласили работать в СУНЦ на кафедру физики и астрономии. Вот с этого момента моя жизнь начала меняться. Я понял, что у меня получается работать с детьми. Мне это по-настоящему нравится. С этого времени началась моя профессиональная педагогическая деятельность. 20 лет одно место работы, одна запись в трудовой книжке.

В СУНЦ УрФУ реализуется система профильного обучения, ориентированная на индивидуализацию обучения. Исходя из данного положения следует, что образовательная деятельность СУНЦ УрФУ не является стандартной, а формируется на основе индивидуальных особенностей обучающихся. Работа учителя с одаренными обучающимися сложна и имеет свою специфику. Одаренность по природе уникальна и требует к себе особого бережного отношения, поэтому необходим индивидуальный подход. Именно работа с одаренными детьми и привлекает меня на данный момент. Адресная работа по выявлению и обучению одаренных детей является приоритетным направлением моей педагогической деятельности, ведь выявление одаренных детей мотивирует и остальных на более углубленное изучение предмета. Для этих целей мною создана методика по выявлению признаков одаренности у обучающихся 9-10 классов.

- У Вас есть собственный курс по обучению физике. Расскажите подробнее о технологии обучения. Можете ли Вы подготовить к ЕГЭ с «нуля»?

- Физика – весьма многогранная дисциплина. Поэтому здесь важно иметь отменные навыки программирования, уметь применять методы матанализа и аналитической геометрии. Понимая, что я в ответе за все те знания, которые даю ребятам, стараюсь применять различные современные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии; технологии продуктивного обучения: проблемное обучение, проектные и исследовательские технологии, технология кейс-стади, технология диалогового обучения, уроки-семинары и др. Мною разработана авторская программа трехгодичного курса физики для преподавания в физмат классах СУНЦ. Цель программы: увлечь физикой как наукой, научить математически описывать наблюдаемые явления, показать красоту изучаемых явлений. Данный курс прошёл апробацию и был принят в работу кафедрой физики и астрономии СУНЦ УрФУ. Готовятся к выпуску учебные пособия по данному курсу. В настоящее время в социальной сети «ВКонтакте» создан информационно-образовательный ресурс, содержащий как видеозаписи всех лекций, так и сканы самого лучшего в классе конспекта лекций. Материал ресурса используется обучающимися в процессе самоподготовки. Высоким показателем результативности моей работы можно считать осознанный выбор многими учениками вузов, связанных с фундаментальной физикой, таких как ИЕН УрФУ, МФТИ, МГУ, где ребята занимаются научной деятельностью уже с первого курса. Есть определенные приемы для подготовки к ЕГЭ по физике с «нуля», но для этого в первую очередь необходима высокая замотивированность самого ребенка, а не его родителей или преподавателя.

- Дайте несколько советов молодому педагогу, как замотивировать школьников изучать физику.

- Приходите на урок в хорошем настроении, сохраняйте чувство юмора, дайте своим ученикам возможность проявлять самостоятельность и инициативность, вовлекайте ученика в разумное сотрудничество, подбадривайте и хвалите - похвала повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности, и ставьте перед своими учениками высокие цели.

- Вы получили довольно много высоких наград за достижения в педагогической деятельности. Как Вы думаете, что необходимо делать учителю, чтобы добиваться таких высоких результатов в профессиональной сфере?

- Успех полностью зависит от нашего отношения к своей работе и подходов к реализации своих профессиональных целей, необходимо верить в себя, любить детей и предмет, который ты преподаешь. Уроки должны быть интересными, насыщенными, неодинаковыми. Необходим постоянный анализ своей предыдущей педагогической деятельности, который даст возможность использовать свои самые сильные стороны и браться за новые свершения.

 

Источник: Пресс-служба УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*