Международный конвент «Россия-Азия: Наука. Образование. Культура»Конвент проходит в рамках Международного форума «Современный учитель: взгляд в будущее» и объединяет ученых, педагогов, руководителей образования, специалистов в области международных отношений и в других сферах содержательного сотрудничества. При этом ведущая идея Конвента – научно-образовательная кооперация вузов России с образовательными учреждениями стран Азии и обмен лучшими практиками.
Ректор УрГПУ Светлана Минюрова обратилась со словами приветствия к участникам Конвента и отметила, что для Уральского педвуза очень важно выстроить этот международный диалог, потому что сотрудничество России со странами Азии по-настоящему только начинается. Светлана Алигарьевна пожелала всем участникам успешного обсуждения заявленных тем и содержательных дискуссий.
Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Исламской Республике Пакистан Данила Ганич начал свое приветствие со знаменательных слов:
– Историю, и прежде всего историю образовательных связей делают люди. Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы искренне поблагодарить Уральский государственный педагогический университет и лично ректора Светлану Алигарьевну Минюрову за эффективную и профессиональную работу. Выход уральцев на пакистанский рынок образовательных услуг – это историческое событие. Мы видели профессионалов из УрГПУ в деле. Вы очень успешно завязали контакты с ведущими университетами Пакистана, вы добились уважения студентов и пакистанских коллег. Безусловно, первый выпуск пакистанцев, окончивших краткосрочные курсы русского языка, как первый шаг, навсегда останется в истории. Уверен, что за межвузовскими связями – будущее. И если сначала вузам требуется государственная помощь – низкий поклон Министерству просвещения! – то по мере популяризации русского языка эти связи будут нарастать, как снежный ком. За этот почин еще раз большое вам спасибо.
Фото - uspu.ru
После исполнения государственного гимна Российской Федерации приветственная часть продолжилась. С видеоприветствием к участникам обратился Усман Рассуханов, директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Министерства просвещения РФ:
- Для Министерства просвещения Российской Федерации очень важно, что презентация российской-азиатских научно-образовательных проектов проходит именно в Екатеринбурге на площадке Уральского государственного педагогического университета, который ведет активную деятельность по продвижению русского языка и российского образования в зарубежных странах. За 2 дня работы конвента в деятельности площадок примут участие представители Российской Федерации, Исламской республики Пакистан, Узбекистана, Таджикистана, Китая и Киргизии. Будут рассмотрены вопросы создания Центров открытого образования Министерства просвещения РФ, ценностных ориентиров российско-азиатского сотрудничества, исторических и политических аспектов взаимодействия России и стран Востока. Надеюсь, что данное мероприятие станет значимым шагом на пути осмысления наших общих идей и ценностных ориентиров. Желаю приятной и эффективной работы в течение этих двух дней.
Егор Рыбин, атташе Министерства иностранных дел Российской Федерации в Екатеринбурге, приветствовал участников от имени представителя МИД РФ в Екатеринбурге Александра Харлова и от себя лично.
– Глобальные изменения, происходящие в мире, побуждают нас к поиску новых площадок для научно-образовательного сотрудничества. Обмен опытом между образовательными организациями Российской Федерации и стран Азии является своевременным и важным. Мы поддерживаем стремление университетов в УрФО к развитию новых направлений международной деятельности. Безусловно, необходимо показывать студенческому и преподавательскому сообществу международное пространство и транслировать объективный образ России, ломая все стереотипы. Стоит отметить, что такие практики поддерживаются коллегами из дружественных стран, которые сегодня присутствуют на Конвенте. Различные направления работы Конвента демонстрируют те сферы, которые сегодня являются актуальными. Сегодняшнее обсуждение этих вопросов – уникальная возможность для дальнейшего сотрудничества, – подчеркнул Егор Андреевич.
Людмила Берг, заместитель министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, выразила благодарность ректору УрГПУ Светлане Минюровой и профессорско-преподавательскому составу Уральского педвуза за проведение этого мероприятия и, конечно, за реализацию проекта Центра открытого образования в Пакистане. Правительство Свердловской области заключило более 50 соглашений с регионами и государствами Азии, это более 70% нормативных документов, с которыми работает регион. Значительная часть документов касается научно-образовательных связей. Людмила Николаевна более подробно рассказала о ряде проектов, в том числе о гуманитарном проекте «Книга другу», в рамках которого студенты нашего региона отправляют научную и методическую литературу в страны Центральной Азии.
Очень содержательное и эмоциональное выступление Генерального консула Республики Таджикистан в Екатеринбурге Зафара Сайидзоды было посвящено постсоветской истории отношений России и Таджикистана, традиционным и новым направлениям стратегического партнерства между нашими странами. Это сотрудничество охватывает практически все сферы: военную, политическую, экономическую, образовательную, культурную. Зафар Шералиевич подчеркнул, что Таджикистан горячо благодарен России за сохранение хрупкого суверенитета молодого государства после распада СССР, за военную и дипломатическую помощь для прекращения гражданской войны в стране и за то, что Россия выступила гарантом мира и безопасности в регионе.
Сунь Лайлинь, консул по образованию Генерального консульства КНР в Екатеринбурге, рассказал о направлениях российско-китайского сотрудничества. Благодаря усилиям консульства были установлены тесные рабочие связи между и научными организациями КНР и Уральским и Сибирским отделениями Российской академии наук, с вузами и научными центрами, активизировались студенческие обмены.
Баходиржон Шермухаммадов, ректор Ферганского государственного университета (Республика Узбекистан) в приветствии и затем подробнее в докладе осветил актуальные и будущие направления академического взаимодействия с УрГПУ: студенческий обмен, проведение международной конференции, защита диссертаций на площадках двух вузов, разработку совместной образовательной программы по педагогике и психологии.
Захид Маджет, глава Центра международного сотрудничества Открытого университета имени Алламы Икбала (Пакистан) подробно осветил историю научно-образовательного сотрудничества с УрГПУ, от первых визитов и договоров о намерениях до открытия сначала дистанционных курсов русского языка, а затем Центра открытого образования и начала очных занятий. Господин Маджет с большим уважением и признательностью отозвался о работе в Пакистане преподавателей УрГПУ Натальи Завьяловой и Романа Порозова. Наталья Алексеевна и Роман Юрьевич не ограничились только преподаванием студентам ЦОО, но развернули настоящую культурно-образовательную миссию: знакомили пакистанцев с русской культурой и наукой, выступали на пакистанском радио, преподавали детям-сиротам в S.O.S. Village, активно участвовали в проектах, проходящих под эгидой посольства России в Пакистане.
После приветственной части началось пленарное заседание.
Александра Яковлева, канд. полит. наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, познакомила аудиторию с направлениями исследований института в меняющемся многополярном мире. Это прежде всего изучение вопросов глобализации и вызовов международной безопасности.
Наталья Емельянова, канд. полит. наук, проректор Государственного академического университета гуманитарных наук, обозначила научные институции мирового уровня в азиатских странах (Япония, Южная Корея, Китай, Индия) и определила круг проблем, которыми занимается азиатская политическая наука. Так, в Японии это исследования устойчивости европейских демократий, в Южной Корее – проблемы демократизации страны и безопасности в регионе, в Китае – внимательное изучение терминологии и методологии западной политической науки при очень избирательном применении этих методов. Наталья Николаевна отметила, что уровень азиатских политологов очень высокий и их труды следует переводить и читать.
Салават Сагитов, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, рассказал о сотрудничестве с Кыргызстаном в рамках продвижения в республике русского языка.
Витольд Ясвин, д-р психол. и пед. наук, заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических технологий МГИМО МИД, прочитал очень интересный доклад о проекте «Русская международная школа», концепция которой базируется на исследованиях русских ученых – философов, психологов, педагогов.
Анна Бочковская, канд. ист. наук, доцент кафедры истории Южной Азии Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, рассказала об основных векторах изучения в ИСАА стран южноазиатского региона, в частности, Индии, Пакистана, Шри-Ланки. Анна Викторовна выделила исследования по истории новой и новейшей истории Индии, религиоведческие исследования (в частности, о христианах в Индии), о цивилизационных и культурных трансформациях в регионе.
Ирина Серенко, канд. пед. наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, прочитала доклад на тему «Взаимодействие России и Пакистана в векторе евразийской образовательной интеграции». Ирина Николаевна рассказала о том, что история отношений России и Пакистана не была безоблачной, но начиная с 60-х годов XX века наметился курс на сближение. Еще больше этот курс актуализировался в рамках концепции «Один пояс – один путь». Потенциал сотрудничества огромен, поскольку обе страны заинтересованы в глубокой и многосторонней евразийской интеграции, и им есть что друг другу предложить. В Пакистане с симпатией относятся к России и считают русских духовно близким народом, разделяющим схожие нравственные ценности. Но если сотрудничество России и Пакистана в политической и экономической сферах разворачивается успешно, то сотрудничество гуманитарное, образовательное до недавнего времени «отставало». Ирина Серенко отметила выдающуюся роль, которую уже сыграл Центр открытого образования УрГПУ в деле обучения русскому языку как иностранному и трансляции российских образовательных практик. За этим первым шагом обязательно последуют и другие шаги, и уже сейчас следует готовиться к тому, что будут востребованы специалисты, владеющие языком урду.
Также Ирина Николаевна передала в дар УрГПУ книги о Пакистане, изданные в ИВ РАН.
Анатолий Чудинов, д-р филол. наук, заведующий кафедрой межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного, рассказал о совместных российско-китайских проектах по изданию учебной и научной литературы по РКИ и международной коммуникации. Анатолий Прокопьевич представил совместные труды российских и китайских ученых по различным аспектам жизни двух стран и отражению тех или иных явлений в языке.
Онлайн-выступление Асмы Навид, д-ра филол. наук из Пакистана, было посвящено особенностям преподавания русского языка в Исламской Республике Пакистан. Кафедра русского языка была открыта в Национальном институте современных языков в 1971 году, русский язык преподавался в основном военным и гражданским служащим, но количество обучающихся было незначительным. С 1978 года русский язык стал преподаваться в Пешаваре, с 2008 года – в Пенджабе. ЦОО, открывшийся в 2023 году, сразу же привлек более 1200 пакистанских студентов. Студенты, обучающиеся очно и заочно, сдали русский язык на уровень А1 и А2. Асма Навид отметила, что пакистанцы, как правило, билингвы, большинство населения владеет своим локальным языком и урду, а многие и английским, который служит lingua franca, как и урду. Асма Навид рассказала, какие особенности русского языка (фонетика, морфология, орфография и т.д.) вызывают наибольшие трудности у пакистанцев. Это отсутствующие в урду звуки (ж, ы), твердость-мягкость согласных, употребление мягкого знака и т.д.
Участники конференции из Китая поделились своими исследованиями по преподаванию китайского языка (Су Чун, профессор Гуандунского университета иностранных языков; подробно о ее работе рассказала директор ИИЯ Дарья Старкова) и по изучению русского языка (Бай Ужилига, аспирант).
«Я хотел стать востоковедом, но пошел в дефектологи», – пошутил Рубен Агавелян, д-р психол. наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии, директор Института детства Новосибирского государственного педагогического университета. Его доклад был посвящен мультиканальной интегративной дидактике и персонализации образовательного результата в пространстве цифровой культуры специального образования.
Доклады второй части пленарного заседания были посвящены проектам по развитию русского языка в Таджикистане, Индии, Узбекистане.
Российское общество «Знание» выступает в качестве партнёра Международного научно-образовательного форума «Современный учитель - взгляд в будущее». В рамках программы Международного конвента «Россия-Азия: Наука. Образование. Культура» на площадке студии Общества в Уральском педвузе состоялись лекции Татьяны Шведчиковой, канд. ист. наук, старшего научного сотрудника отдела теории и методики Института археологии РАН «Археология и антропология Наполеоновских войн» и Елены Плаксиной, канд. филол. наук, зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах УрГПУ «Проявление интерференции у детей мигрантов в процессе освоения русского языка в условиях поликультурной среды ДОУ».
Конвент «Россия-Азия» продолжит свою работу 15 ноября.
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.