В Томском государственном университете на конференции «Непрерывное образование: перезагрузка. Ответ на вызовы времени», организованной Институтом дистанционного образования ТГУ, состоялась панельная дискуссия, посвященная микростепеням и микроквалификациям. Ее участники обсудили, как в условиях острой потребности промышленности в специалистах с уникальными навыками и знаниями оперативно закрывать дефицит кадров в разных отраслях. Универсальным инструментом для этого могут стать программы для получения микростепени и микроквалификации – это новый формат профессиональной подготовки, формирующийся в России.
В ходе панельной дискуссии эксперты отметили, что развитие новых технологий быстро меняет рынок труда, появляются новые профессии и требования со стороны работодателей. Ответить на этот запрос и обеспечить разные отрасли нужными кадрами помогут микростепени или микроквалификации – наборы знаний и точечных практических навыков, которые человек может сразу применить для карьерного роста или перехода в другую профессиональную область.
Такая подготовка, с одной стороны, позволила бы обеспечить непрерывное образование и поддержание конкурентоспособности взрослых людей, уже имеющих профессию, с другой – вывела бы на рынок труда большое количество студентов. В настоящее время, не имея диплома о высшем образовании, они не могут работать по профессии, даже обладая необходимыми знаниями и навыками для выполнения тех или иных функций.
– Сегодня идет очень интересное осмысление рынка труда – как с позиции образования, так и с позиции работодателей, – сказала директор Центра повышения квалификации и переподготовки, начальник отдела проектирования образовательных программ ИДО ТГУ Светлана Велединская. – Это тот редкий момент, когда две сферы начинают сонастраиваться. Образование думает о том, как сделать программы гибкими, как дать больше компетенций нашим с вами выпускникам, сфера труда думает о том, как описывать новые квалификации, которые появляются постоянно.
Сейчас формированием стандартов для данных профессиональных категорий занимаются специалисты из ведущих вузов России. Над решением этой задачи активно работают университеты, которые вошли в пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования России.
Как отметила модератор панельной дискуссии, директор Института образования ТГУ Елена Суханова, программы базового специального образования, стартовавшие в рамках «пилота», концептуально уже включают в себя идею микроквалификации – это вариативность сроков обучения на одной программе (4, 5, 6 лет), вариативная результативность, индивидуальная траектории, дополнительные квалификации и прочее. В конце 2023 года участники пилотного проекта представят согласованное представление о том, каким требованиям должны отвечать микростепени и микроквалификации, как могут выглядеть программы для их получения и каким образом они могут быть внедрены.
В ходе панельной дискуссии эксперты из ТГУ, ВШЭ и АНО «Национальное агентство развития квалификаций» обсуждали систему понятий, необходимую для описания новых форматов профессиональной подготовки, систему организации программ и место микростепеней в образовательных программах.
Наряду с этим участники панельной дискуссии высказали свое мнение о том, каким образом можно преодолеть разрывы между содержанием образования и требованиями региональных рынков труда. Эксперты сошлись во мнении, что корни стандарта микроквалификации должны уходить в требования рынка труда и именно работодатель должен определять тот круг профессиональных компетенций, которыми работник должен обладать по окончании обучения.
Вместе с тем было отмечено, что основополагающими факторами, от которых зависит внедрение микростепени и микроквалификации, являются нормативная база и утверждение нового профессионального формата подготовки на уровне российского законодательства.
О необходимости внесения изменений в закон об образовании говорил ректор ТГУ Эдуард Галажинский на недавнем совместном заседании Комитета Государственной Думы России по науке и высшему образованию и Совета законодателей СФО, проходившем на базе ТГУ. В ходе встречи, посвященной пилотному проекту по совершенствованию системы высшего образования России, Эдуард Галажинский отметил, что законодательно утвержденные микростепень и микроквалификация помогли вузам бы быстрее выводить на рынок труда новые профессиональные кадры.
До принятия закона эксперты из области образования должны сформировать концепцию и форматы нового типа образовательных программ. В частности, их обсуждение будет продолжено на форуме «Преобразование образования», который Томский государственный университет проведет в ноябре.
Источник: Пресс-служба ТГУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.