Проект Совета молодых ученых УрГПУ «Завтрак с ученым» в новом учебном году возобновляет свою работу. 12 октября состоялась онлайн-лекция на тему: «Чувства напоказ: как выражать эмоции в цифровой коммуникации».С лекцией выступила кандидат психологических наук, доцент, начальник управления научных исследований, доцент кафедры общей психологии и конфликтологии УрГПУ Ирина Воробьева.
Мероприятие прошло в рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации «Всероссийский фестиваль “Научный форсайт„». Фестиваль поддержан грантом Минобрнауки РФ. Онлайн к лекции подключились более 90 слушателей из УрГПУ и других вузов-участников проекта.
Участников приветствовала председатель Совета молодых ученых Марина Бабикова.
Фото - uspu.ru
– Эта тема актуальна для каждого. Любой человек ежедневно коммуницирует с коллегами, семьей, друзьями, с далекими собеседниками посредством сети Интернет. Очень важно понимать в этот момент свои эмоции и распознавать эмоции собеседника для того, чтобы коммуникация была результативной и комфортной.
Лекцию Ирина Владимировна начала с обозначения проблемы: для чего нужны эмоции в общении. Тезис проиллюстрировала всем известная «пирамида потребностей» Абрахама Маслоу. На каждом уровне потребностей находится место эмоциям, потому что они неотделимы от коммуникации, а коммуникациями пронизана вся социальная жизнь. Даже удовлетворение физических потребностей в пище, одежде и жилье невозможно без общения с другими людьми. Еще важнее качество коммуникации становится там, где уровень потребностей выше. Обеспечение личной безопасности, дружба, любовь, признание социумом, самоактуализация – везде человеку необходимо умение договариваться, умение позиционировать себя так, чтобы другие правильно понимали его намерения, и умение считывать эмоции своих собеседников.
Все эти умения описываются общим термином – «эмоциональный интеллект». Можно сказать, что эмоциональный интеллект – это способность понимать свои эмоции, эмоции других людей, дифференцировать их, понимать, что послужило толчком, причиной того или иного эмоционального состояния, и, конечно, способность использовать эту информацию для управления своими действиями и поведением.
– Психологи, которые первыми исследовали феномен эмоционального интеллекта, доказали связь между эмоциями и когнитивной сферой. Самое близко стоящее к ЭИ понятие – социальный интеллект человека, который позволяет выстраивать коммуникацию и выбирать правильную тактику взаимодействия с другими людьми. Все виды интеллекта связаны. Одни нужны нам для работы с информацией. Другие отвечают за выстраивание оптимальных коммуникаций с окружающими людьми для того, чтобы решить определенные задачи, – подчеркнула Ирина Владимировна.
Далее спикер обсудила с участниками трудности распознавания эмоций даже в условиях реального общения (выражения детских лиц, например, не всегда дают возможность однозначной интерпретации) и перешла к общению цифровому. Вторая часть лекции была посвящена средствам выражения эмоций в Интернет-общении и «трудностям перевода», которые имеют место при понимании смайлов, гифов и картинок. Существует определенный поколенческий барьер, как было замечено в период онлайн-обучения во время пандемии: даже когда обучающиеся и педагоги использовали одни и те же смайлы, не всегда эти смайлы обозначали у них одни и те же эмоции и понимались одинаково. Так, значок «огонь» молодые люди трактовали в основном как знак одобрения, а педагоги могли использовать его для усиления эффекта срочности («мы горим»).
В завершение лекции Ирина Владимировна рассказала о способах развития эмоционального интеллекта. Это составление собственного эмоционального портрета, знакомство с тем, какие вообще бывают эмоции, изучение степеней их интенсивности, проработка и контроль определенных эмоциональных состояний (печаль, гнев, раздражение и т.д.). Только постоянный процесс самопознания формирует умение понимать себя и других, повышает стрессоустойчивость и делает коммуникацию эффективной.
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.