Как «подружить» музеи, школы и родителей учеников, как поход в музей может заинтересовать детей и прокачать их «мягкие навыки»? Почему существующий формат экскурсий не всегда бывает продуктивным? Обо всем этом рассказывает Анастасия Белолуцкая, кандидат психологических наук, руководитель исследования «Музеи и критическое мышление: запросы, дефициты, инструменты», заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых Института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Сотрудничество школ с музеями происходит, как правило, в виде организованных экскурсий или занятий по определенным темам и экспозициям.
Ученые МГПУ проанализировали больше 180 программ занятий по программе «Учебный день в музее» и выяснили, что по большей части (72,8%) они состоят из репродуктивных заданий (викторины, сочинения с заданными параметрами, презентация музейной выставки, решение примеров по математике по материалам музея), то есть предполагают выбор правильного ответа. При этом продуктивных заданий, которые помогают раскрывать «мягкие навыки» и развить критическое мышление, практически нет.
«Каждый музей наполнен культурными «консервами», которые нужно уметь вскрывать. Нужно учиться критически размышлять, понимать, как это наследие относится к тебе лично. Тогда появляются новые смыслы, на которых строится и развивается вся гуманитарная сфера», – отметила Анастасия Белолуцкая.
Исследователи МГПУ также провели среди родителей, учителей и музейных работников опросы, в которых участвовало более 500 человек. Аналитики изучили, насколько в этих группах совпадают представления и ожидания от музейной среды.
Результаты были неожиданными. Так, 41,2% родителей и 54,7% педагогов хотели бы видеть основной задачей музея образование, однако с этим согласились лишь 23,6% работников музеев. При этом все три группы уверены в том, что занятия в музеях меньше всего развивают у школьников «мягкие навыки»: разрешение проблемных ситуаций, принятие решений, работу в команде.
«Как раз в музее и других культурных пространствах этим и нужно заниматься. Культура – живой пласт человеческой жизни, где есть что обсуждать, о чем дискутировать», – считает Анастасия Белолуцкая.
Таким образом, занятия или экскурсии, где школьникам предлагают лишь усваивать информацию без обсуждений увиденного, без размышлений и рефлексий, не развивают «мягкие навыки», в том числе критическое мышление.
Результаты исследования легли в основу совместного проекта МГПУ и музеев Москвы «Культура. Думать!». Старшеклассники посетили Еврейский музей и Центр толерантности, музей композитора Скрябина, Музей Востока, где вместо привычной экскурсии они самостоятельно исследовали экспозиции и проводили дискуссии. Проект оказался настолько интересным для подростков, что они сами стали записываться на образовательные события и даже приводить с собой друзей.
Музеи также приняли новый формат, ведь заинтересованные в новых знаниях школьники – та самая аудитория, которая в будущем станет их основными посетителями.
Полезные советы
Эксперты МГПУ подготовили рекомендации для педагогов. Эти рекомендации помогут организовать эффективное сотрудничество с музеями и проводить экскурсии так, чтобы ребята максимально развивали навыки коммуникации, критическое и творческое мышление.
- важно продумывать образовательные активности до, после или во время посещения музея, которые способствуют достижению в том числе метапредметных образовательных результатов;
- следует делать упор при планировании занятия в музее на метапредметные компетенции: критическое и творческое мышление, сотрудничество, коммуникацию;
- необходимо соотносить учебную программу и план посещения музеев, чтобы лучше развивать предметные компетенции;
- нужно заинтересовывать школьников в самостоятельном посещении музеев, например, анонсировать после экскурсии дискуссию на интересную подросткам тему.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.