Арт-практикум «Четырехмерное пространство экрана»

04.10.2023 324

23 сентября на факультете Информационных технологий МГППУ подведены итоги трехдневного экспериментального воркшопа для студентов-режиссеров на базе Медиа-музея духовной истории Романова-Борисоглебска

 «Скоро мы научимся ориентироваться в четвертом измерении, как в собственных ночных туфлях,» - обещал Михаил Эйзенштейн в начале ХХ века. Прошедшие сто лет показали, что обещание это было весьма легкомысленным, гораздо интересней основания для этого вывода. Классик кино имел в виду момент трансформации реальности, который «является для зрителя самым привлекательным, так как подтверждает глубинную веру человека в единство мира». Переход в иную непохожую реальность считали наиболее впечатляющим Владимир Пропп, Уолт Дисней и Юрий Лотман, который связывал с ним будущее развитие кино. 

 В контексте этой идеи был задуман Арт-практикум «Четырехмерное пространства экрана». Трехдневный выездной семинар по медиа-искусствам был подготовлен при поддержке гранта Тутаевской городской администрации с участием ряда специалистов в области визуальных и медиа-искусств. Студентам было дано задание отразить впечатление от увиденного в любой аудиовизуальной форме. Единственный запрет касался использования штампов и клише. Ставилась задача получить не законченное произведение искусства, а искреннее впечатление.

Трехдневный сентябрьский марафон, когда мы - преподаватели и студенты, режиссеры и художники, искусствоведы и научные сотрудники, оказались все вместе категорически вне привычного контекста. Зато пред лицом пространств, неожиданных и разнообразных. Низкий поклон глубокоуважаемым участникам и гостям. Мы до сих пор под впечатлением "Плотины" Дмитрия Петрова, где вокруг реального купола с крестом, подобно иконографическим клеймам,  оживают в живописи сцены больной истории ХХ века - затопление деревни, разрушение храма... Поразил рассказ об арктических путешествиях, художницы Лилии Славинской, основательницы легендарной галереи "Лез Ореад".   Вызвал оживленные дискуссии семинар профессора Чикагского университета Андрея Хренова "Ретро- и нео-авангард: Уроки американского экспериментального кино" и мастер-класс научных сотрудников Дома-музея академика Ухтомского Екатерины и Антона Плотниковых о применении учения о доминанте в области методологии искусства, лекции искусствоведов Елены Ермаковой о визуальных образах, Виктории Фоминой - об анимационной драматургии , а также выступление медиа-режиссера Вадима Кошкина об изображении невидимого. Заинтересовал доклад Марии Нистратовой о духе времени в свете психологии и анимации. Очень понравился легендарный мастер-класс "Архитектурные игры" президента МАСИ Татьяны-Петровой Латышевой. Рады были посетить фотовыставку Антона Раскольникова и услышать рассказ Дарии Козинской об усадьбе доктора Доводчикова. В числе мероприятий следует упомянуть экскурсию по Медиа-музею духовной истории, где о храмах города рассказ экскурсовод-хранитель Александр Брукс с показом фильма Максима Орехова. Благодаря щедрому подарку администрации города удалось провести несколько дней в Доме творчества «Романово». Заодно практиканты удостоились участия в Крестном ходе с иконой "Прибавление Ума", чего искренне желаем всем участникам трехдневного арт-марафона.

Подобно Татьяне Лариной, которая писала Онегину на французском, владея им гораздо лучше, чем «великим и могучим» родным, культурные горизонты ее сегодняшних ровесников – в частности, режиссеров МГППУ - бесконечно далеки от просторов русской провинции. Наши студенты гораздо лучше осведомлены о буддистских ретритах, костюмах кришнаитов, контрактах Голливуда, звездных войнах и путях знаний индейцев Яки, чем о культурных традициях русской глубинки. Православная культура, спрятанная в громокипящей Москве, пронизывает Волжские города от ландшафтов с куполами церквей до праздничных Крестных ходов с Образами русских святых.

В Петровскую эпоху, благодаря четьям-минеям святителя Димитрия Ростовского, развивалось книгопечатанье в России – крестьяне, даже неграмотные, с удовольствием покупали брошюры с житиями своих святых. Дворяне переписывали от руки многотомные собрания «Житий русских святых». Святитель Димитрий Ростовский был любимым писателем Ключевского, Жуковского, Достоевского... Федора Михайловича (Царствие ему Небесное) – слава Богу многие наши студенты помнят, а о существовании святителя и большинства русских святых - даже не догадываются.

Судя по результатам, 11 отважных студентов, преодолевших по пути на Арт-практикум расстояние до Романова-Борисоглебска (ныне Тутаева) посредством поезда, автобуса и моторной лодки, испытали своеобразный культурный шок.  

Текст - Доцент МГППУ Виктория Фомина.   

 

Источник: Отдел по информационной политике и связям с общественностью МГППУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*