43 700 образовательных организаций до 1 декабря пройдут аккредитационный мониторинг

27.09.2023 495

В пресс-центре МИЦ «Известия»прошла пресс-конференция Рособрнадзора на тему: «Аккредитационный мониторинг системы образования». Анзор Музаев, руководитель Рособрнадзора и Наталья Алтыникова, советник руководителя Рособрнадзора, руководитель Ситуационного центра Рособрнадзора по организации и проведению аккредитационного мониторинга системы образования рассказали о том, как проходит мониторинг и что ждёт вузы, колледжи и школы по его итогам.

Анзор Музаев начал встречу, посвященную аккредитационному мониторингу с информации о том, что мониторинг проходит без особых проблем и закончится к 1 декабря.

Проверяется около 43700 образовательных организаций:

  • 1398 вузов и филиалов;
  • 3366 – колледжей и филиалов;
  • 39031 школа.

Россия разбита на 9 зон, 2 зоны уже провели проверку за 10 дней, проблем особых не выявлено и уже около 60% образовательных организаций из этих регионов информацию внесли. Вузам разрешили в течение 2 месяцев вносить данные, независимо от региона. Для тех у кого будут проблемы с данными (сбой, неверные данные) для них будет представлена резервная неделя для ручного ввода данных.

Весной 2024 года будут представлены итоговые результаты акредитационного мониторинга.

Анализ идёт не для того, чтобы закрыть (мораторий до 2030 года на проверки), главное – помочь.

Но тем, кто будет подтасовывать данные, к тем Рособрнадзор будет принципиален и в отношении них возможны проверки.

Говоря о мониторинге он отметил, насколько большая работа была проведена за последние три года Рособрнадзором совместно с экспертами из вузов, колледжей и школ - получилось снять напряжение, связанное с аккредитацией:

«Была критика прошлой процедуры. Около газели документов приходилось представлять. Чем больше бумаг, тем больше ошибок.

Прежняя модель была забюрократизированной, тяжелой для образовательной организации, к процедуре приходилось готовиться за год-полгода. Преподаватели тратили время на разработку документов в ущерб педагогической работе».

Новый мониторинг – результат работы множества групп, дискутировавших о процедурах и вопросах аккредитации. Рособрнадзор не указывал как и что делать, а представлял площадки, выступал модератором, был не автором, а соавтором современного подхода к аккредитации. На этапе разработки предлагалось до 70 показателей, но мы хотели, чтобы мониторинг был прост и удобен, автоматизирован. Элементы мониторинга создавались с учётом отраслевой специфики, будь то театральные, медицинские или духовные образовательные организации.

Аккредитация стала бессрочной, как и лицензирование. Сейчас проходят аккредитацию образовательные организации, желающие обучать по новым программам.

Сейчас главное – остаточные знания студентов, а не килограммы поданных документов.

Наше дело – проверить, соответствует ли действительности заявленное качество образования.

«Новая модель показала интересные цифры. У нас в 5 раз возросло количество отказов. При старой модели аккредитацию получить было легче. При этом нет возмущения со стороны образовательных организаций. Если не дают качественное образование - аккредитацию не получают» - заявил глава Рособрнадзора.

По мнению Музаева, новая модель абсолютно прозрачная. Сам аккредмониторинг в будущем будет автоматизирован и станет проводиться на основе имеющихся данных у образовательных организаций, но в этом году пока данные вносятся самой образовательной организацией.

Наталья Алтынникова отметила, что система не просто новая, но и подход к надзору меняется. Уход от оценки бумаг к оценке реальному качеству образования.

Мониторинг проводится по минимально возможному количеству нужных-важных показателей. Их немного:

8 показателей для вузов, 7 – для колледжей и 6 для школ.

«Сейчас разными ведомствами проводится около 40 мониторингов в России по различным уровням образования. Образовательными организациями данные вносятся, а обратной связи нет».

Руководитель Ситуационного центра Рособрнадзора по организации и проведению аккредитационного мониторинга системы образования заявила, что в этот раз Рособрнадзором отобраны показатели, объёмные по сущности. И каждый показатель содержит в себе аспекты, свидетельствующие о качестве образования

Мониторинг, в отличие от прошлой модели, не формальная проверка, а тест для всей системы образования. По результатам можно будет понять как работает не только вуз, но и регион, специальность и вся система в целом.

Вопрос не только к системе образования, но и к другим ведомствам. Собираем много данных, а нужных данных нет. Проблем с межведомственным взаимодействием. Данные из систем не перенаправляются, требования к кадрам различны. Нет единого реестра программ СПО и ВО. В ходе мониторинга начали формировать реестр, стали разбираться с отраслевыми ведомственными вузами и колледжами.

Показатели, связанные с разными аспектами деятельности, в том числе с приемом, баллами ЕГЭ; условия реализации образовательных программ (насколько современен образовательный процесс, каков кадровый потенциал, есть ли связь с работодателем), результативность образовательного процесса (каково КПД образовательной программы - сколько выпущено, сколько выпускников трудоустроилось, как продолжили свою деятельность выпускники-целевики).

Музаев заметил, что аккредитационном мониторинге есть 2 показателя, которые могут чётко показать насколько успешна образовательная программа - средний балл ЕГЭ и трудоустройство. Нет сейчас такого конкурса на юристов и экономистов, есть цель выбрать хороший вуз и хорошую зарплату в итоге.

Главное, чтобы вуз повернулся лицом к региону, обеспечивал востребованными специалистами.

Аккредитация бессрочна, но мониторинг будет проводиться каждые три года. Не факт, что через три года мониторинг будет таким же.

Мониторинг в этот раз не очень трудоёмок, у некоторых есть даже свои системы, позволяющие автоматизировать процесс. Показатели не новые, они были в других системах, базах данных, просто они наиболее яркие, свидетельствующие о деятельности, о результатах.

Система автоматизировано проанализирует информацию по каждой программе - выполняются или нет показатели, соответствует ли программа требованиям, выставленным в аккредитационном мониторинге. Анализ очень полезен и важен для вузов, регионов, страны в целом.

И данные помогут образовательной организации развиваться, корректировать свои программы развития, образовательные программы.

Настало время честности. Мы научились замыливать проблемы, красиво подавать отчёты. Но если мы честно подадим отчёты, то мы сможем получить настоящую информацию. Увидеть проблему и решить её.

Наказаний не будет по итогам мониторинга, а будет три года на исправление проблем. Но если будет выявлено нарушение законодательство, то к ним будет привлечено пристальное внимание Рособранадзора. При этом ведомство надеется, что таких случаев не будет.

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*