Филологи Челябинского государственного университета проанализировали ассоциативные ответы челябинцев и гостей города, опросив их. Заведующего кафедрой теоретического и прикладного языкознания историко-филологического факультета, доцента Андрея Селютина и профессора кафедры восточных и романо-германских языков факультета Евразии и Востока Анну Таскаеву интересовало как жители мегаполиса воспринимают Челябинск в целом, его объекты, среду, знаковые места, известных личностей.
«Этот опрос мы с Анной Вячеславовной проводили полтора года назад, – поясняет Андрей Селютин. – Результаты были ожидаемы – в основном у жителей негативные реакции на Челябинск связаны с экологическими проблемами. Но всё равно наш город – очень личное место, связанное с семьей. Здесь все мы прожили долгое время, влюблялись, женились, заводили друзей... Мне кажется, что за эти полтора года в Челябинске произошли изменения в лучшую сторону. Например, я как житель сам почувствовал заботу и желание сделать город лучше, красивее, удобнее для жизни. Возможно, если бы мы сейчас проводили такой опрос, результаты были бы несколько иными».
Устойчивые стереотипы, связанные с Челябинском, вынесли на первый план насущные проблемы горожан – экологические. В прошлом остались такие ассоциации, как «город трудовой доблести и славы», «опорный край державы», «Танкоград».
В то же время, учёные ЧелГУ выявили в ответах респондентов устоявшийся образ Челябинска как промышленного города, заводы которого, хотя и загрязняют окружающую среду, но вызывают гордость. Так, ассоциация «Трактор» связана с Челябинским тракторным заводом (ЧТЗ), а также с одноименным хоккейным клубом, известным далеко за пределами Челябинска.
Нередко респонденты демонстрировали стереотип «Челябинск – суровый город». Это представление сложилось в сознании людей благодаря телепередаче «Наша Russia», и до сих пор носит оттенок уникальности, говорит об особом челябинском характере. Другая устоявшаяся ассоциация с Челябинском – падение метеорита в 2013 году.
Реагируя на стимул «Лучше всего в Челябинске», респонденты давали наряду с мрачными ответами («не жить»), вполне оптимистичные – «летом», «гулять в парке Гагарина», «работать», «набережная», «бор», «центр»…
Стимул «Я люблю Челябинск за то, что» должен был, по замыслу филологов ЧелГУ, выявить всё самое лучшее в промышленном городе. Однако исследование показало, что положительное эмоциональное восприятие Челябинска связано с базовыми понятиями: «я», «семья», «друзья», «родина», которые непосредственно к городу не имеют отношения. Челябинцы любят свой город просто за то, что это их малая родина, где живёт семья, где есть уютные места, где они учатся и работают, встречаются с друзьями.
А вот не любят Челябинск его жители и гости – предсказуемо – за загрязнённость воздуха, за экологические проблемы. Часто фигурировали в ответах респондентов слова «выбросы», «неблагополучные районы», «грязно».
Спросили филологи ЧелГУ горожан и о самых известных личностях, вызывающих ассоциации с Челябинском. Ими оказались автор-исполнитель Олег Митяев; актёр, КВН-щик Стас Ярушин; бывший губернатор и почётный гражданин города Петр Сумин. В этом списке оказался и действующий губернатор области – Алексей Текслер.
Опрос показал, что самые узнаваемые достопримечательности и культурные, спортивные точки на карте Челябинска – Государственный исторический музей Южного Урала, Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки, Центральный парк культуры и отдыха имени Ю. А. Гагарина, Челябинский государственный академический театр имени Наума Орлова, ресторан «Уральские пельмени», памятник В. И. Ленину, памятник И.В. Курчатову, Центральный стадион, стадион имени Е. Елесиной, стадион «Локомотив». В этот список попали и две школы – языковая гимназия №1 и физико-математический лицей № 31, а ещё два вуза – Южно-Уральский государственный университет и Челябинский государственный университет. Две самые популярные улицы Челябинска – проспект им. Ленина и пешеходная Кировка.
Несмотря на общую контрастность восприятия и безусловные достоинства и преимущества города и региона в целом, авторы исследования вынуждены констатировать, «…что в языковом сознании жителей Челябинска преобладают негативные ассоциации, связанные с неблагоприятной экологической обстановкой». При этом моменты гордости за родной край с его богатейшей историей, огромным промышленным потенциалом, сильным уральским характером челябинцев и, наконец, великолепной природой с её чистейшими озерами, реками, горами, заповедниками и природными парками – у людей тоже есть.
Источник: Пресс-служба ЧелГУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.