Филологи ЧелГУ взглянули на Челябинск через призму ассоциаций его обитателей

17.09.2023 301

Филологи Челябинского государственного университета проанализировали ассоциативные ответы челябинцев и гостей города, опросив их. Заведующего кафедрой теоретического и прикладного языкознания историко-филологического факультета, доцента Андрея Селютина и профессора кафедры восточных и романо-германских языков факультета Евразии и Востока Анну Таскаеву интересовало как жители мегаполиса воспринимают Челябинск в целом, его объекты, среду, знаковые места, известных личностей.

«Этот опрос мы с Анной Вячеславовной проводили полтора года назад, поясняет Андрей Селютин. Результаты были ожидаемы в основном у жителей негативные реакции на Челябинск связаны с экологическими проблемами. Но всё равно наш город очень личное место, связанное с семьей. Здесь все мы прожили долгое время, влюблялись, женились, заводили друзей... Мне кажется, что за эти полтора года в Челябинске произошли изменения в лучшую сторону. Например, я как житель сам почувствовал заботу и желание сделать город лучше, красивее, удобнее для жизни. Возможно, если бы мы сейчас проводили такой опрос, результаты были бы несколько иными».

Устойчивые стереотипы, связанные с Челябинском, вынесли на первый план насущные проблемы горожан экологические. В прошлом остались такие ассоциации, как «город трудовой доблести и славы», «опорный край державы», «Танкоград».

В то же время, учёные ЧелГУ выявили в ответах респондентов устоявшийся образ Челябинска как промышленного города, заводы которого, хотя и загрязняют окружающую среду, но вызывают гордость. Так, ассоциация «Трактор» связана с Челябинским тракторным заводом (ЧТЗ), а также с одноименным хоккейным клубом, известным далеко за пределами Челябинска.

Нередко респонденты демонстрировали стереотип «Челябинск суровый город». Это представление сложилось в сознании людей благодаря телепередаче «Наша Russia», и до сих пор носит оттенок уникальности, говорит об особом челябинском характере. Другая устоявшаяся ассоциация с Челябинском падение метеорита в 2013 году.

Реагируя на стимул «Лучше всего в Челябинске», респонденты давали наряду с мрачными ответами («не жить»), вполне оптимистичные «летом», «гулять в парке Гагарина», «работать», «набережная», «бор», «центр»…

Стимул «Я люблю Челябинск за то, что» должен был, по замыслу филологов ЧелГУ, выявить всё самое лучшее в промышленном городе. Однако исследование показало, что положительное эмоциональное восприятие Челябинска связано с базовыми понятиями: «я», «семья», «друзья», «родина», которые непосредственно к городу не имеют отношения. Челябинцы любят свой город просто за то, что это их малая родина, где живёт семья, где есть уютные места, где они учатся и работают, встречаются с друзьями.

А вот не любят Челябинск его жители и гости предсказуемо за загрязнённость воздуха, за экологические проблемы. Часто фигурировали в ответах респондентов слова «выбросы», «неблагополучные районы», «грязно».

Спросили филологи ЧелГУ горожан и о самых известных личностях, вызывающих ассоциации с Челябинском. Ими оказались автор-исполнитель Олег Митяев; актёр, КВН-щик Стас Ярушин; бывший губернатор и почётный гражданин города Петр Сумин. В этом списке оказался и действующий губернатор области Алексей Текслер.

Опрос показал, что самые узнаваемые достопримечательности и культурные, спортивные точки на карте Челябинска Государственный исторический музей Южного Урала, Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки, Центральный парк культуры и отдыха имени Ю. А. Гагарина, Челябинский государственный академический театр имени Наума Орлова, ресторан «Уральские пельмени», памятник В. И. Ленину, памятник И.В. Курчатову, Центральный стадион, стадион имени Е. Елесиной, стадион «Локомотив». В этот список попали и две школы языковая гимназия №1 и физико-математический лицей № 31, а ещё два вуза Южно-Уральский государственный университет и Челябинский государственный университет. Две самые популярные улицы Челябинска проспект им. Ленина и пешеходная Кировка.

Несмотря на общую контрастность восприятия и безусловные достоинства и преимущества города и региона в целом, авторы исследования вынуждены констатировать, «…что в языковом сознании жителей Челябинска преобладают негативные ассоциации, связанные с неблагоприятной экологической обстановкой». При этом моменты гордости за родной край с его богатейшей историей, огромным промышленным потенциалом, сильным уральским характером челябинцев и, наконец, великолепной природой с её чистейшими озерами, реками, горами, заповедниками и природными парками у людей тоже есть. 

 

Источник: Пресс-служба ЧелГУ

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*