Модель обновленного юридического образования, созданную в Тюменском государственном университете, представили для широкого общественного обсуждения в рамках экспертной сессии «Национальная модель юридического образования: общественный взгляд и новые подходы к построению» форума Общественной палаты РФ «Сообщество» в Самаре. На ее примере эксперты проанализировали вопросы совершенствования национальной системы юридического образования с ориентацией на развитие юридических компетенций будущего.
Актуальность вопросов совершенствования национальной системы юридического образования подчеркнула член Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки модератор площадки Ольга Загвязинская.
«Любое действие, любое решение любого должностного лица по Конституции РФ может быть оспорено. И оспорено оно может быть не только в органах прокуратуры, вышестоящих органах, контрольно-надзорных органах, но прежде всего в суде. И суд, каждый судья должны быть высокопрофессиональными. Сегодня во многих регионах России мы сталкиваемся с тем, что дела, особенно гражданские, откладываются, подолгу рассматриваются, к сожалению, многие, особенно молодые, судьи разучились брать на себя ответственность и принимать решения. Почему это происходит? Наверное, потому, что мы не можем им дать нужные навыки, практическую составляющую», — пояснила она.
Председатель Комитета Государственной думы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев отметил, что законодатели опираются на общественное мнение, на профессионалов, поэтому вопрос, в каких формах и направлениях развивать юридическое образование, важно решать в диалоге.
По его мнению, главный вопрос модернизации юридического образования лежит в плоскости философии, тех ценностных мировоззренческих оснований, в соответствии с которыми реализуется профессиональная подготовка юристов: «Философская квинтэссенция современного юридического образования может быть представлена в виде следующего логического квадрата: правомыслие — системно целостное смысловое юридическое мышление; правдолюбие — безусловное стремление к правде, добру, справедливости, патриотизм — служение правовому отечеству, прогрессизм — ориентация на востребованность современных технологий в праве».
Участники дискуссии отметили, что ускоренное развитие цифровой экосистемы, зеленой экономики, климатической повестки, искусственного интеллекта, био- и нанотехнологий существенно расширяет сферы правового регулирования, предопределяя появление новых направлений в деятельности юриста.
Модель обновленного юридического образования разработана в Тюменском государственном университете. По словам Сергея Зенина, директора института государства и права ТюмГУ, проблема подготовки юридических кадров обусловлена отрывом образовательной деятельности от реальных практик, а также тем, что современное юридическое образование подразумевает широкий подход — юристы знают все обо всем с точки зрения права. После такого всеобуча человек доводится до профессионального состояния на месте, подчеркнул он.
Эксперт отметил, что юристов готовит более 910 образовательных организаций России, 80 процентов выпускников — юристы общего профиля, а более 40 процентов выпускников не работает по специальности. При этом в прогнозе на 2023–2030 годы отмечается высокая потребность в узкопрофильных юристах — это специалисты по патентной работе и защите авторских прав; юристы в области креативных индустрий и корпоративных отношениях; кредитные адвокаты и адвокаты по робототехнике; виртуальный адвокат и сетевой юрист и т. д. На фоне появления новых юридических профессий наблюдается недостаток узкоспециализированных программ высшего юридического образования в России, дефицит компетентных преподавателей, отсутствие необходимых компетенций у выпускников юристов.
«Вызов для юридического образования — чтобы подлинные профессиональные практики, максимально приближенные к реальной деятельности, воспроизводились в практике образовательной», — подчеркнул Сергей Зенин.
Он также озвучил базовые принципы созданной в ТюмГУ модели обновленного юридического образования. Это гибкие, адаптивные образовательные программы, выбор индивидуальной образовательной траектории и профессионального трека; практико-ориентированный подход; наукоцентрированность; отслеживание образовательных результатов; партнерские связи т. д.
По мнению участников дискуссии, при проведении модернизации юридического образования необходимо обеспечить междисциплинарный и практико-ориентированный подход.
Сочетание классических образовательных приемов с прогрессивными цифровыми технологиями позволяет увеличить эффективность юридического образования, повышает конкурентоспособность и востребованность выпускников юридических вузов в условиях развивающейся цифровой экономики, убежден заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий МГЮА имени О.Е. Кутафина Алексей Минибаев. Он отметил, что цифровая повестка позволяет получить образование, в том числе юридическое не только из классических каналов, но и через онлайн-платформы, однако важно найти баланс, сколько и какие цифровые технологии должны включаться в систему юридического образования.
Заведующая кафедрой правосудия и правоохранительной деятельности Тульского государственного университета Татьяна Аристархова напомнила, что Минобрнауки России подготовило проект приказа об утверждении нового перечня специальностей и направлений подготовки по новым уровням образования. Апробации новой модели высшего образования пройдет в рамках пилотного проекта в вузах ряда регионов России. Согласно ей, каждый выпускник получит базовое высшее образование. Срок его получения будет разным, для студентов-юристов — от четырех до пяти лет. Точные сроки будут устанавливаться, исходя из потребностей рынка труда, после консультации образовательной организации с работодателем и регулятором. По мнению эксперта, такая модель позволит сохранить и фундаментальный подход к юридическому образованию и обеспечить те компетенции, которые требует от таких специалистов работодатель, однако то, каким образом будет осуществляться такое консультирование с работодателем, требует обсуждения.
Также участники дискуссии обратили внимание на проблемы сохранения профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, занимающихся подготовкой юристов; необходимость формирования правосознания и правовой культуры населения и другие аспекты.
Источник: Пресс-служба ОП РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.