Модернизация юридического образования: баланс теории и практики

05.09.2023 262

Модель обновленного юридического образования, созданную в Тюменском государственном университете, представили для широкого общественного обсуждения в рамках экспертной сессии «Национальная модель юридического образования: общественный взгляд и новые подходы к построению» форума Общественной палаты РФ «Сообщество» в Самаре. На ее примере эксперты проанализировали вопросы совершенствования национальной системы юридического образования с ориентацией на развитие юридических компетенций будущего.

Актуальность вопросов совершенствования национальной системы юридического образования подчеркнула член Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки модератор площадки Ольга Загвязинская.

«Любое действие, любое решение любого должностного лица по Конституции РФ может быть оспорено. И оспорено оно может быть не только в органах прокуратуры, вышестоящих органах, контрольно-надзорных органах, но прежде всего в суде. И суд, каждый судья должны быть высокопрофессиональными. Сегодня во многих регионах России мы сталкиваемся с тем, что дела, особенно гражданские, откладываются, подолгу рассматриваются, к сожалению, многие, особенно молодые, судьи разучились брать на себя ответственность и принимать решения. Почему это происходит? Наверное, потому, что мы не можем им дать нужные навыки, практическую составляющую», — пояснила она.

Председатель Комитета Государственной думы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев отметил, что законодатели опираются на общественное мнение, на профессионалов, поэтому вопрос, в каких формах и направлениях развивать юридическое образование, важно решать в диалоге. 

По его мнению, главный вопрос модернизации юридического образования лежит в плоскости философии, тех ценностных мировоззренческих оснований, в соответствии с которыми реализуется профессиональная подготовка юристов: «Философская квинтэссенция современного юридического образования может быть представлена в виде следующего логического квадрата: правомыслие — системно целостное смысловое юридическое мышление; правдолюбие — безусловное стремление к правде, добру, справедливости, патриотизм — служение правовому отечеству, прогрессизм — ориентация на востребованность современных технологий в праве».

Участники дискуссии отметили, что ускоренное развитие цифровой экосистемы, зеленой экономики, климатической повестки, искусственного интеллекта, био- и нанотехнологий существенно расширяет сферы правового регулирования, предопределяя появление новых направлений в деятельности юриста.

Модель обновленного юридического образования разработана в Тюменском государственном университете. По словам Сергея Зенина, директора института государства и права ТюмГУ, проблема подготовки юридических кадров обусловлена отрывом образовательной деятельности от реальных практик, а также тем, что современное юридическое образование подразумевает широкий подход — юристы знают все обо всем с точки зрения права. После такого всеобуча человек доводится до профессионального состояния на месте, подчеркнул он.

Эксперт отметил, что юристов готовит более 910 образовательных организаций России, 80 процентов выпускников — юристы общего профиля, а более 40 процентов выпускников не работает по специальности. При этом в прогнозе на 2023–2030 годы отмечается высокая потребность в узкопрофильных юристах — это специалисты по патентной работе и защите авторских прав; юристы в области креативных индустрий и корпоративных отношениях; кредитные адвокаты и адвокаты по робототехнике; виртуальный адвокат и сетевой юрист и т. д. На фоне появления новых юридических профессий наблюдается недостаток узкоспециализированных программ высшего юридического образования в России, дефицит компетентных преподавателей, отсутствие необходимых компетенций у выпускников юристов.

«Вызов для юридического образования — чтобы подлинные профессиональные практики, максимально приближенные к реальной деятельности, воспроизводились в практике образовательной», — подчеркнул Сергей Зенин.

Он также озвучил базовые принципы созданной в ТюмГУ модели обновленного юридического образования. Это гибкие, адаптивные образовательные программы, выбор индивидуальной образовательной траектории и профессионального трека; практико-ориентированный подход; наукоцентрированность; отслеживание образовательных результатов; партнерские связи т. д.

По мнению участников дискуссии, при проведении модернизации юридического образования необходимо обеспечить междисциплинарный и практико-ориентированный подход.

Сочетание классических образовательных приемов с прогрессивными цифровыми технологиями позволяет увеличить эффективность юридического образования, повышает конкурентоспособность и востребованность выпускников юридических вузов в условиях развивающейся цифровой экономики, убежден заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий МГЮА имени О.Е. Кутафина Алексей Минибаев. Он отметил, что цифровая повестка позволяет получить образование, в том числе юридическое не только из классических каналов, но и через онлайн-платформы, однако важно найти баланс, сколько и какие цифровые технологии должны включаться в систему юридического образования.

Заведующая кафедрой правосудия и правоохранительной деятельности Тульского государственного университета Татьяна Аристархова напомнила, что Минобрнауки России подготовило проект приказа об утверждении нового перечня специальностей и направлений подготовки по новым уровням образования. Апробации новой модели высшего образования пройдет в рамках пилотного проекта в вузах ряда регионов России. Согласно ей, каждый выпускник получит базовое высшее образование. Срок его получения будет разным, для студентов-юристов — от четырех до пяти лет. Точные сроки будут устанавливаться, исходя из потребностей рынка труда, после консультации образовательной организации с работодателем и регулятором. По мнению эксперта, такая модель позволит сохранить и фундаментальный подход к юридическому образованию и обеспечить те компетенции, которые требует от таких специалистов работодатель, однако то, каким образом будет осуществляться такое консультирование с работодателем, требует обсуждения. 

Также участники дискуссии обратили внимание на проблемы сохранения профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, занимающихся подготовкой юристов; необходимость формирования правосознания и правовой культуры населения и другие аспекты. 

 

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*