С нового учебного года в обязанности школьников могут войти уборка класса, посадка деревьев на пришкольном участке или уход за воинскими мемориалами. Это позволяют поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся трудового воспитания школьников, которые парламентарии приняли этим летом. Как будет работать новый закон, который ранее приняла Госдума, а 28 июля одобрил Совфед, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
— Ольга Михайловна, в чем суть закона о трудовом воспитании? Во время обсуждения документа в Госдуме выяснилось, что даже не все депутаты до конца это понимают. Например, звучали опасения, что директор школы вывезет старшеклассников на свой приусадебный участок и заставит их копать.
— Трудовое воспитание в школе сейчас ограничено уроками технологии. Это прежние уроки труда, но с инновационным наполнением: элементами робототехники, моделирования и так далее. Такие знания детям, безусловно, нужны. Но детям нужны и бытовые навыки. Именно об этом наш закон.
Речь идет не о новом отдельном уроке, а обо всей деятельности, в которую ребенок вовлечен в школе. Это касается и самообслуживания: бросил бумажку — поднял бумажку, разбросал инвентарь в спортивном зале — убрал за собой. То же самое в столовой, чтобы у детей выработалась привычка соблюдать чистоту там, где они находятся. Это же касается и общественно полезного труда, когда ребенок делает что-то не для себя, а для всего коллектива. Например, помогает в подготовке актового зала к мероприятию, уборке класса. Но, конечно, ни о какой работе у директора на даче речи не идет!
— Что именно и с какого возраста должен делать ребенок, запишут в каком-то нормативном акте или это будут решать учителя и тот же директор школы?
— Все эти действия запишут в федеральной программе воспитания, которую разработает Министерство просвещения. То есть привлекать детей к общественно полезному труду будут не как попало и не кто как придумает, а в соответствии с программой. И мы очень четко прописали это в законе.
Программу могут корректировать регионы, например, с учетом климатических условий, или отдельные школы, потому что где-то есть пришкольный участок, а где-то его нет.
Очень бы хотелось, чтобы в программе появились пункты о шефстве над воинскими мемориалами, над памятниками, над вечными огнями в своем городе. Такая работа школьникам точно по силам. К тому же это яркий пример воспитательной работы, так как мы все же говорим о трудовом воспитании.
— Предполагается ли освобождение от каких-то видов общественных работ, например, в случае заболевания?
— Если это касается вопросов, связанных со здоровьем, например, у ребенка аллергия или астма, конечно, таких детей не отправят в пришкольный сад в период цветения тех или иных растений и не заставят вытирать пыль в школьном классе. Или, например, ребенок сломал руку, естественно, его не заставят лезть на стремянку и развешивать плакаты в актовом зале. Но ему могут поручить другую общественно полезную работу, которая ему по силам.
— По российскому законодательству дети с 14 лет могут работать. Для таких подростков подберут какие-то особые виды общественной деятельности, более сложные?
— Работу подростков регулирует трудовое законодательство. В нем мы оставляем обязательное согласие родителей на трудоустройство подростков. Речь идет о работе в летний период, во время, свободное от занятий, и так далее. Но это работа не в рамках образовательной программы, а в рамках раннего трудоустройства.
— С 1 сентября в школах также появится профориентация, готовить к выбору будущей профессии начнут с шестого класса. Как будут проходить такие занятия?
— Профориентация в школе лежит в логике трудового воспитания, о котором мы говорим в развитие этой темы. Это тоже, как вы помните, не новая история, такая практика была в советских школах. Например, у нас в Луганске девочки учились на телефонисток, а мальчики — на водителей. В итоге школьники на выходе из школы уже обладали какими-то первичными навыками профессии.
Современная профориентация — это также подготовка детей к будущей трудовой деятельности. Проводить ее будут в рамках урочной, внеурочной и дополнительной деятельности. В том числе запланированы экскурсии на предприятия и другие мероприятия.
— То есть в расписании появится еще один новый урок?
— Новый урок будет введен по аналогии с «Разговорами о важном», которые запустили с прошлого года и которые хорошо себя зарекомендовали, хотя процесс совершенствования отдельных тем и содержания этого курса продолжается. Мы предложили назвать новый урок «Россия — мои горизонты», на нем школьникам расскажут, из каких профессий состоит мир, какие навыки для них нужны, где какие зарплаты.
Такой проект сейчас уже реализуется в рамках пилота, в нем участвуют 2,5 миллиона школьников. Программу профориентации разработали на основе этого проекта. Она охватит уже более восьми миллионов школьников с шестого класса и старше.
Источник: Парламентская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.